[300x224]
Танец Скальпов - торжественная и красивая церемония, центральное место в которой занимают женщины, прославляющие победу воинов, вернувшихся из удачного похода.
Это танец проводился у многих племен равнин, хотя описаний его проведения немного.
Наиболее известное описание танца Скальпов у шайенов дал Г.Б. Гриннел.
По данному описанию можно понять, что это не просто триумфальный танец, а сложная общественная церемония, и проводили ее скорее не для прославления военных заслуг воинов, а для жизни, радости и любви.
[250x163]
Танец скальпов шайенов состоял из нескольких самостоятельных танцев и различных действ, руководили которыми пять мужчин, одетых и ведущих себя, как женщины. Эти полумужчины-полуженщины являлись так называемыми посредниками в любовных делах молодых девушек и юношей. С их помощью также заключались браки, заводились знакомства и назначались встречи. Полумужчины-полуженщины знали множество интересных историй, большинство которых были о любви.
Когда военный отряд отправлялся в поход, часто кто-нибудь из этих людей сопровождал воинов. Они заботились о раненых, рассказывали разные истории, всячески помогали им.
После сражения лучшие скальпы отдавались полумужчинам-полуженщинам, и они гордо несли их на шестах, когда отряд въезжал в деревню. Лица воинов были покрыты черной краской - это означало, что отряд вернулся с абсолютной победой и не потерял ни одного воина. Если кто-нибудь из воинов погибал, скальпы выбрасывали, и танец не проводился. Но если воин перед смертью успел сделать «ку», его не считали погибшим, и танец проводили. Даже его родственники присоединялись к танцорам, как будто воин был жив.
Танец скальпов начинался вечером и проводился в центре лагеря.
Полумужчины-полуженщины обходили все палатки и просили хозяев принести поленьев для общего костра. На церемонию приглашались также певцы и барабанщики - женатые мужчины. Все пожилые люди красили свои тела и лица черным, мужчины не надевали рубах, а старые женщины наносили черную краску выше запястий. Барабанщики выстраивались в ряд в центре круга, лицом к выходу из него, юноши стояли лицом на север, а девушки выстраивались напротив юношей . Старики и старухи располагались ближе к выходу, между юношами и девушками и смотрели на запад. А внутри этого квадрата находились полумужчины-полуженщины, они руководили танцем, и никто не имел права войти внутрь этого квадрата.
[239x254]
Когда полумужчины-полуженщины зажигали дрова ( впоследствии за костром следили подростки), начинался первый танец большой церемонии. Девушки танцевали по одной линии к центру, а юноши двигались по кругу за барабанщиками и останавливались там, где танцевали девушки, оказываясь, таким образом, позади них. Затем они клали одну руку на плечо девушки и так плясали дальше. Эта часть большого танца Скальпов называлась танцем Влюбленных.
[205x136]
Когда этот танец заканчивался и все возвращались на свои места, начинали танцевать полумужчины-полуженщины. Они держали в руках шесты со скальпами и плясали перед барабанщиками, размахивая скальпами над головой. На другом конце плясали старухи, тоже держа в руке шест со скальпом, и старики, чьи сыновья засчитали «ку» в походе. Танец стариков и старух был несерьезным, они кривлялись, стараясь рассмешить всех, иногда даже изображали врагов, убитых в сражении.
Далее шел танец Сводничества.
Полумужчины-полуженщины опрашивали юношей и девушек, кого из партнеров они любят. В это время барабанщики играли, а певцы пели, затем ведущие подходили к юношам, брали их за рубахи и вели к ряду девушек, точнее к тем девушкам, кому они симпатизировали. Никто не начинал танцевать, пока у каждой девушки не будет партнера. Юноши и девушки располагались через одного так, что рядом не стояло двух юношей и двух девушек.
Потом все начинали танцевать, двигаясь к центру площадки, а затем, не поворачиваясь, возвращались на свои места. И так несколько раз, пока полумужчины-полуженщины не разрешат юношам вернуться на свои места.
Затем начинался следующий танец, в котором юноши и девушки становились друг напротив друга и двигались сначала навстречу друг другу, а затем обратно. Полумужины-полуженщины объявляли им: «Выбирайте себе партнера», и тогда юноши и девушки, выбрав себе пару и взявшись за руки, начинали танцевать вокруг костра. В этом танце учувствовали певцы и барабанщики - все становились в круг и двигались вокруг костра по ходу солнца. Внутри круга танцевали со скальпами старики, а полумужчины-полуженщины танцевали за кругом и двигались они в обратном направлении. Болтающимися на шестах скальпами они отгоняли детей, что бы те не мешали церемонии.
В конце этого танца по просьбе ведущих певцы и барабанщики удерживали девушек в кругу, а юноши по очереди проникали в круг и обнимали своих любимых.
Далее следовал еще один танец. Его называли Скользящим танцем. В нем участвовали только девушки и танцевали они попарно. Девушки подходили к своим избранникам, хватали их за рубахи и уводили с собой. Затем сестра «пойманного» юноши подходила к паре и дарила девушке браслет или кольцо, таким образом «освобождая» брата. Вместо сестры «освободителем» мог быть друг юноши.
Далее шел быстрый танец, в котором женщинам нужно было наклоняться вперед и они подвязывали для удобства подолы своих длинных платьев. Этот танец назывался «танец Скачущего Галопом Бизона». Начинали его три-четыре женщины, они двигались к мужчинам и, не дойдя до них несколько шагов, наклонялись вперед, поворачивались спинами и продолжали танцевать. К ним присоединялись юноши и другие девушки и все изображали быков, мчащихся галопом по прерии. Потом танцующие по указанию полумужчин-полуженщин образовывали круг и танцевали таким же образом уже в круге. Это был последний танец, который завершал длинную и насыщенную событиями церемонию Танца Скальпов.
Существует также описание Танца Скальпов дакота у М.Истманна: «….Дакота проводят свои танцы не только для развлечений. Все они имеют большое религиозное значение. Дакоты верят, что пренебрежение правилами соблюдения той или иной церемонии будет наказано высшими силами. Очень важной они считают церемонию Танца Скальпов. Эта церемония проводится в честь победивших воинов и в честь погибших врагов.»
Танец Скальпов у дакота исполняется старыми и молодыми женщинами, их может быть от четырех до двенадцати человек.. Женщины выстраиваются для танца в круг, внутри которого находятся шесты со скальпами. Сами скальпы натянуты на обруч, а обруч крепится к шесту. Шесты же покрыты киноварью, украшены бисерным оплетением, иногда даже ножницами и гребнем. Некоторые из женщин держат такие шесты в руках.
Выстроившись в ряд, плотно встав друг к другу, женщины начинают танцевать - при каждом ударе барабана они делают короткие прыжки вверх и влево и поют вместе со знахарями. Танец длится несколько минут, затем женщины останавливаются, чтобы передохнуть. В это время одна из них, потерявшая мужа, сына или брата в сражении с воинами того племени, чьи скальпы теперь развиваются на шестах, вскрикивает : «Чей скальп я теперь держу на этом шесте?! Не того ли, кто убил моих родных?!» В этот момент поднимается всеобщий крик и танец продолжается. Иногда эта церемония может длиться каждый день в течение нескольких месяцев, обычно в теплое время года.
После танца шесты со скальпами прикрепляют к могильному помосту, где лежат погибшие от руки тех воинов, чьи скальпы теперь висят на шестах.
Проведение церемонии Танца Скальпов у кайова и команчей очень похожи. Вот что о ней известно:
Когда воины возвращались из успешного военного похода, сняв много скальпов с врагов, женщины чтили их танцем, называемым Awl-Daw-Ghoon-Gan «Awl-Daw» на языке кайова означает «волосы»), или танцем Скальпов. Кайова называют его также танцем Победы.
Кайова говорят, что этот танец появился у них так же давно, когда и произошло первое сражение.
Так же, как и шайены, кайова проводили танец Скальпов при абсолютной победе, без потерь. Торжествующие воины, надев лучшие одежды, с радостными криками и стрельбой в воздух кружили по лагерю на лошадях. Некоторые сажали рядом с собой своих девушек.
Обычно, танец Скальпов у кайова проводился вечером, но если воины вернулись домой слишком поздно, то церемония откладывалась на следующий день, а скальпы отдавались «на хранение» в палатку одной из старух.
В старые времена танец Скальпов длился очень долго. Скальпы крепились к длинным шестам, а шесты устанавливали в центре круга. Женщины брали у мужчин их копья, чтобы танцуя имитировать атаку на врага. Иногда женщины брали также военные трофеи мужчин и надевали их головные уборы. Не было никаких определенных движений для этого танца, каждая женщина импровизировала, движения были индивидуальны, но вотличие от других танцев, этот исполнялся против часовой стрелки.
Сегодня женщины кайова танцуют танец Скальпов в соответствии с традициями своих предков. Они также несут мужские регалии, надевают головные уборы и берут в руки копье, к шестам теперь крепятся уже не скальпы, а современные трофеи-флаги, медали и другие награды их мужчин- моряков и солдат - кайова, служивших и служащих в армии США.
Ранее не было никакого специального правила относительно одежды женщин, исполняющих Танец скальпов. Около ста лет назад они стали надевать на церемонию мужской головной убор. Теперь головной убор надевают лишь жены, матери и сестры заслуженных ветеранов, остальные танцуют без них.
Также современной регалией этого танца является длинная черная или красная шаль, наброшенная на плечи. (думаю, её использование берет начало из военного общества кайова Черные Ноги или Черные леггины - черная шаль была обязательным атрибутом женщин этого общества) , Женщины, члены современного военного общества кайова Черные леггины, надевают на церемонию характерное для этого общества сине-красное (у команчей чёрно-красное) платье.
[300x390]
[258x387]
Похожа на описанные выше церемонии и церемония Танца Скальпов у женщин племени тонкава, за исключением некоторых правил. Например, юные девушки вместо военного жезла должны брать опахало, волосы должны быть обязательно распущены, а лицо покрыто черной краской. Двенадцать шестов, вокруг которых танцуют женщины тонкава, представляют 12 кланов племени. Ранее, на этих шестах вместе со скальпами крепились и отрубленные кисти врагов.
Песни для танца Скальпов у кайова содержат истории о подвигах выдающихся воинов (например, одна из популярных песен о набеге кайова и команчей на форт Кларк в 1873г, штат Техас). Иногда певцы используют и отрывки из песен общества Черные леггины.
В наши дни церемонию Танца Скальпов проводят в День вооруженных сил США (30 мая) и в День ветеранов(11 ноября). Иногда ее можно увидеть на Пау Вау.
взято тут
http://powwow.spb.ru/content/view/238/71/lang,en/ автор Анастасия Котенко