[300x301]
Первые лошади появилась на американском континенте 40 миллионов лет назад. Однако, к концу Плейстоцена они вымерли. После открытия Америки европейцами, лошади вновь появились на ее просторах. В 1539 году во время своей исследовательской экспедиции Мельхиор Диас (Melchior Diaz) привел первых лошадей на территорию Юго-запада США. Всего за несколько десятков лет территория Южных Равнин заполнилась мустангами. В середине XVIII века (1740-1760 гг.) лошади распространились уже по всей территории Равнин. Появление лошади во многом изменило жизнь индейцев. Они стали мобильнее, у них появились новые возможности в охоте и войне, и среди индейских племен проживавших в этом регионе сформировалась новая «конная» культура.
[300x249]
Индейских лошадей можно разделить на 4 группы.
Первая группа – это «обменные» лошади. Их практически ничему не обучали и использовали как средство платежа, а в голодное время – как запас мяса.
Вторая группа - вьючные лошади. Их использовали для перевозки грузов и людей, на них учились ездить дети.
Третья группа - охотничьи или «бизоньи» лошади. Такие лошади ценились очень высоко и при продаже за одну «бизонью» лошадь давали от 20 до 100 обычных. По словам очевидцев, индейцы относились к таким лошадям как к «бесценной собственности», поскольку охота на бизонов была первой необходимостью для выживания племени.
И четвертая группа – это боевые или военные лошади. Они содержались отдельно от табунов и воспитывались совсем по-другому. Их обучали специальным трюкам, которые могли пригодиться во время сражения: ложиться, прятаться, прибегать на зов или убегать, бить ногами, кусаться, ложиться под всадником, уклоняться от ударов и т.д. Команчи тренировали лошадей показывать ушами опасность - если в окрестностях появлялось какое-либо животное, лошадь попеременно поводила своими ушами, если появлялся человек - скакун поводил обоими ушами вперед.
Индейцы создали свой собственный стиль выездки. Индейская уздечка - просто кожаный шнур, закрепленный петлей на нижней челюсти лошади и имеющий (в ранний период) только один повод. Управлять животным с помощью такой уздечки было практически невозможно, поэтому повод служил только для экстренной остановки, а лошадью управляли умелым сочетанием шенкелей и уклонов корпуса всадника. Некоторые особенно умелые всадники ездили вовсе без повода, для этого они долго учились управлять лошадью «одним взглядом». Многих белых современников восхищало умение краснокожих воинов на полном скаку управлять своими лошадьми без уздечки. "Стоит только легко наклониться в одну или другую сторону, как они тут же поворачивают в ту сторону, в которую вы наклонились, и будут кружить до тех пор, пока вы вновь не примете прямое положение".
Офицер-кавалерист армии США, воевавшей с индейцами, оставил в отчете такое свидетельство:
«Индейская лошадь может без остановки покрыть расстояние от 60 до 80 миль за время от рассвета до заката, тогда как большинство наших лошадей устают после 30 или 40 миль пути".
Джордж Кэтлин писал:
«Команчи ... имеют много игр, и в благоприятную погоду, кажется, непрерывно заняты со своими лошадями...Их упражнения... в основном верхом, выполняют даже дети, и это объясняет тот факт, что все они чрезвычайно опытны в этом деле. Среди их выдающихся навыков верховой езды, есть тот, который удивил меня больше всего - это одна из военных хитростей, которую осваивает каждый молодой человек в племени. При необходимости он «скидывается» на бок так, что тело лошади полностью заслоняет его. В таком положении он остается незаметен врагу. При необходимости он может на полном скаку перекинуться на другую сторону, вскочив на мгновение на спину лошади. Особо умелые проделывали это под брюхом коня. Находясь в таком положении, воин способен еще и владеть оружием – своим копьем четырнадцати футов в длину или стрелять из лука с равным успехом как поверх спины лошади, так и под ее шеей».
[300x205]
Именно живописные изображения военных индейских лошадей на картинах и в фильмах во многом способствовали созданию определенного стереотипа. Зачастую любая индейская лошадь изображается украшенная перьями и обязательно раскрашенная всевозможными символами. Однако это представление ошибочно. Только боевые лошади могли иметь такой вид.
[300x467]
О символике украшения боевых лошадей.
В сознании индейца, религиозное и мистическое зачастую неотделимо от материального и повседневного, и поэтому любое событие, происходящее в материальном мире неразрывно связано с миром духовным. Для удачи в бою необходима не только ловкость и сила, но и помощь духов, магических сил. Именно по этому готовясь к сражению, воин покрывал свое тело магическими символами, призванными защитить и помочь в сражении, а иногда и навести ужас на врага. Подобной раскраской воин покрывал и свою боевую лошадь. Каждый символ имел определенное значение и цель, с которой он наносился. Основной задачей боевой раскраски лошади было обеспечение успеха, защиты, усиления тех или иных качеств животного. Некоторые символы свидетельствовали о подвигах хозяина. Раскрашивание лошадей носило, прежде всего, религиозный характер, поэтому обычно право раскрашивания предоставлялось заслуженным и храбрейшим воинам, военным лидерам и шаманам. С другой стороны, если один индеец просил другого раскрасить его лошадь, то подобная просьба считалась большой честью и проявлением уважения.
Каждое племя использовало свои символы и цвета для их изображения, иногда трактовка одного и того же символа у разных племен была различной. Например, сиу использовали красную краску для отпечатков руки, в то время как кроу предпочитали белый. Но были некоторые идентичные символы, которые широко использовались большинством племен при раскраске военной лошади.
Пожалуй, наиболее распространенный символ в раскраске боевой лошади – это отпечаток руки.
Он имел несколько значений в зависимости от расположения и цвета. Так отпечатки рук на груди лошади, говорил о сбитом на скаку или убитым голыми руками враге. Отпечатком левой руки на правом бедре отмечалась лошадь, которая помогла воину вернуться домой живым из опасного сражения. Воин, который отправлялся в серьезное сражение, ставил на своей лошади отпечаток руки пальцами вниз. Смертельно раненый воин гладил свою лошадь по правому плечу, таким образом, оставляя кровавый отпечаток своей руки на лошади – такое сообщение о смерти получали соплеменники, когда лошадь возвратилась с поля боя в лагерь. Так же отпечаток руки мог символизировать месть или военные победы.
Круг красного или желтого цвета вокруг глаз и ноздрей лошади наносился для обострения зрения и обоняния.
Зигзаги молний на ногах лошади - для силы и скорости. Так же наносилось стилизованное изображение стрекозы, как просьба к духам придать лошади такую же быстроту и реакцию как у стрекозы, которую часто называли маленьким вихрем. С той же целью на всех четырех копытах рисовались треугольники - стилизованное изображение наконечника стрелы.
Зигзагообразная фигура, символизирующая змею, изображалась на задних ногах лошади, что бы животное получило возможность передвигаться быстро и незаметно.
Точки на груди лошади - символическое изображение града, наносились как просьба, о том, чтобы на врагов обрушился град.
Красные горизонтальные полосы на носу лошади символизировали «ку» - подвиги, совершенные воином (от французского «coup» - «удар»). Такое же значение имели полосы на передних ногах.
Две перекрещенные линии означали, что лошадь и воин избежали засады.
Подковы (дугообразные или прямоугольные символы) показывали число лошадей, захваченных в набегах.
Квадрат, нарисованный на лошади, обозначал предводителя военного отряда.
Так же на лошадях могли быть изображены символы военного общества, помогавшие во время сражения его членам держаться рядом.
Лошади были окрашены одинаково с обеих сторон.
Шрамы лошади, полученные в сражении, покрывались красной краской. Места ранений обводились кругами или фигурой похожей на замочную скважину.
Помимо раскраски к хвосту и гриве лошади привязывались орлиные перья. Они могли символизировать «ку» владельца лошади или быть символом магической силы орла, которая должна помогать в битве. Грива лошади собиралась в пучки, что бы растрепанные на ветру волосы не путались и не мешали воину стрелять из лука. Хвост завязывался в простой узел или сворачивался и обматывался оленьей кожей или красным сукном. У многих племен развязать хвост боевой лошади значило закончить войну. К уздечке лошади привязывали различные магические амулеты. Восточные апачи, команчи и другие индейцы Южных Равнин часто вплетали в гривы своих любимцев или подвешивали к уздечкам скальпы врагов. Это могло служить как знаком отличия, так и средством устрашения противника.
Так же, помимо всего вышеперечисленного на лошадь предводителя отряда могла быть одета маска, часто богато украшенная вышивкой иглами дикобраза или бисером. Иногда такие маски делались из шкуры бизона с прикрепленными к ней рогами. Декор маски во многом зависел от видений, полученных воином.
[641x397]
По воспоминаниям свидетелей вид воина в полном боевом снаряжении и раскраске на раскрашенном боевом коне производил ошеломляющее впечатление.
[300x208]
[300x216]
[300x213]
[300x224]
Спасибо Михаилу Виноградову!!!!
АДРЕСС ГРУППЫ В КОНТАКТАх:
http://vkontakte.ru/club6617685