
4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) собрали первые опытные образцы нового автомобиля. Эта дата считается днём рождения легендарного «Москвича» — машины, которая на десятилетия стала символом советского автопрома и одним из самых узнаваемых легковых автомобилей страны.
Стояла задача создать доступный легковой автомобиль для народного хозяйства и частных владельцев.
Название напрямую связано с местом производства — Москвой. Это был осознанный выбор, подчёркивавший столичное происхождение машины и её статус как первого послевоенного легкового автомобиля для гражданского рынка. Эмблему — стилизованную букву «М» на фоне зубцов Кремлёвской стены — создали по мотивам логотипа Opel, но с отчётливо национальной символикой.
4 декабря собрали первые пять опытных образцов модели «Москвич‑400». Это был предсерийный выпуск, приуроченный к празднованию Дня Конституции. Однако важно уточнить, это дата сборки опытных машин, а не старта массового производства.
«Москвич‑400» стоил около 8 000 рублей (после денежной реформы 1947 года), тогда как «Победа» (ГАЗ‑М‑20) — около 16 000 рублей. Хотя разница была значительной, для большинства советских граждан автомобиль оставался недоступным: в 1940–1950‑е годы их покупали преимущественно организации. Частная продажа расширилась лишь в 1960–1970‑е годы.
«Москвич» разыгрывался в различных лотереях, включая мероприятия ДОСААФ в 1950–1960‑е годы. Позже, с появлением «Спортлото» в 1970 году, он стал одним из желанных призов, воплощая мечту миллионов.
«Москвич‑412» (выпускался с 1967 года) активно участвовал в соревнованиях: например, в ралли «Лондон — Сидней» (1968). Хотя крупных международных побед он не одержал, машина добилась успехов в советских и соцстранных ралли, а также в кольцевых гонках.
После распада СССР завод столкнулся с управленческими проблемами и жёсткой конкуренцией с импортными автомобилями. Производство окончательно остановилось в 2001году.
После ухода Renault из России бренд «Москвич» был возрождён на той же производственной площадке.
Первые модели («Москвич 3» и др.) собираются по схеме крупноузловой сборки (SKD) из китайских комплектующих (JAC). Полноценное производство по технологии CKD (сборка из отдельных деталей) пока находится в стадии реализации.
От первых опытных образцов «Москвича‑400», марка прошла путь до самобытных советских моделей, став частью повседневной жизни миллионов. Пережив упадок, бренд возродился в новых реалиях, открывая следующую главу своей истории.