-
-
-
-
sadalskij
-
Давно уже не хожу в Третьяковке «по всем залам». Иду всегда под настроение к какой-то одной картине или художнику, благо, живу в пяти минутах ходьбы от галереи и могу зайти в нее в любое время.
Сегодня 205 лет Александру Иванову, ради одной работы которого в 1932 году к основному зданию в Лаврушенском был специально пристроен зал.
Возле нее всегда много людей и всегда тихо.
Картину нельзя рассмотреть за день. За месяц тоже. Может быть и за жизнь.
Впрочем, ее надо не смотреть, а читать, слишком много вложил в нее смысла Иванов.
Его самый любимый друг Николай Гоголь о еще недописанной картине сказал, что «Подобного явленья не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».
А вот и сам Микола Васильович, в центре, в коричневом хитоне, в образе странника.
[показать]
Ближайшему другу Иванов подарил на картине место «ближайшго ко Христу».
Кстати, в одном из первых вариантов «Явления» на месте Гоголя-странника должен был находиться второй Христос. Два Христа на одной картине – это было бы интересно! Получалось, что первый шел к народу, среди которого уже находился второй Мессия.
Себя художник тоже запечатлел среди народа – человек в серой шляпе с посохом – сам Иванов.
[показать]
Писал он картину в Италии, в течение 20 лет. 600 этюдов, причем каждый из них абсолютно законченный шедевр.
О работе над «Явлением» знали все, Третьяков скупал эскизы, поскольку сама картина была уже заранее приобретена Академией художеств.
Перевозили ее из Рима в Петербург на корабле прямо на палубе, в трюм она не вмещалась, а при перевозке чуть не погибла во время шторма.
Картина была незакончена, но сил на это у Иванова уже не было.
Например, в левом нижнем углу, рядом с Иоанном Крестителем, указывающем на Христа, группа апостолов: рыжеволосый Иоанн Богослов, за ним – Петр, потом Андрей Первозванный и Aфанаил.
За ними мальчик и старик, поднимающиеся на берег после обряда крещения в Иордане.
Посмотрите на отражение в воде. Там красная одежда, а не белая, как на старике.
Первоначально здесь был написан юноша в красных одеждах. Позже Иванов зарисовал его, заменив на старика, но отражение уже не осилил.
[показать]
[показать]
В России картину приняли более чем равнодушно.
Император предложил за нее Иванову вдвое меньшую сумму, чем тот рассчитывал, хотя писалась она именно по заказу Александра II.
В мае «Явление» прибыло на родину, а в июле от пережитого стресса обессиленный Иванов заразился холерой и умер...
А вот два первоначальных варианта «Явления».