Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ЛУИ ЛЕГРАН. ПОГАСШАЯ ЗВЕЗДА BELLE EPOQUE)
То ли оттого, что Франция была родиной балета, то ли оттого, что тема танцовщиц очень нравилась публике и коллекционерам, французская живопись конца XIX – начала ХХ века подарила нам целое созвездие художников, выбравших танец и балет, в частности, основной темой своего творчества. Начиная от непревзойденного Эдгара Дега (Edgar Degas, 19 июля 1834 - 27 сентября 1917) и заканчивая Жаном-Луи Форейном (Jean-Louis Forain, 23 октября 1852 - 11 июля 1931), Пьером Каррье-Беллезом (Pierre Carrier-Belleuse, 29 января 1851 – 1932) и Франсуа Галлом (François Gall, 22 марта 1912 – 9 декабря 1987). В этот список смело можно добавить и героя сегодняшнего материала.
Странно, что творчество Луи Леграна заинтересовало историков и арт-дилеров не так давно, хотя в разных источниках пишут, что художник был одной из центральных фигур La Belle Epoque в конце 19 века, когда Париж являлся мировым центром искусства. К тому же, историки ставят имя Леграна в одном ряду с такими известными графиками и плакатистами, как Анри Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 24 ноября 1864 - 9 сентября 1901), Мануэль Роббе (Manuel Robbe, 16 декабря 1872 - 1936) и Жюль Шере (Jules Chéret, 31 мая 1836 –23 сентября 1932).
«Соседство» именно с Тулуз-Лотреком и Роббе заявлено еще и потому, что кроме балетных танцовщиц Легран часто писал проституток и танцовщиц кабаре, а также жанровые зарисовки посетителей баров. Критики в свое время обвиняли художника в том, что он «пропагандирует» декаданс. Но давайте обо всем по порядку.
Луи Огюст Матье Легран
Louis Auguste Mathieu Legrand
23 сентября 1863, Дижон – 12 июня 1951, Ливрей-Гарган, Пикардия
[показать]
Louis Legrand Portrait De L`Artiste Par Lui-Meme (Self-Portrait).
Французский художник, гравер, офортист и рисовальщик.
Луи Легран родился в столице провинции Бургундия, городе Дижоне, который всегда гордился своими уроженцами. А среди них – три короля из династии Валуа, знаменитый французский проповедник и богослов XVII века Жаком Боссюэ, композитор и теоретик музыки эпохи барокко Жан-Филипп Рамо (1683- 1764), создатель знаменитой башни, инженер Александр Гюстав Эйфель (1832- 1923), а также скульпторы Франсуа Жуффруа (François Jouffroy, 1 февраля 1806 - 25 июня 1882) и Франсуа Рюд (François Rude, 4 января 1784 - 3 ноября 1855).
После получения начального образования Луи устроился работать кассиром в банк, а в свободное от работы время посещал живописный класс в Дижонской Школе изящных искусств. В 1883 году, в возрасте двадцати лет, Легран выиграл главный приз на творческом конкурсе, проводимом ежегодно в этой Школе, и через год уехал в Париж.
[показать]
Louis Legrand À l'Atelier Etching. 1885 г.
[показать]
Louis Legrand Matinee.
В столице художник устроился на работу карикатуристом и политическим сатириком в «Забавном журнале» (Le Journal amusant), а с 1887 года стал сотрудничать еще и с влиятельным изданием «Французский курьер» (Courrier français). Очень быстро Легран стал известен своими картинами, рисунками и гравюрами, изображающими жизнь парижского бомонда. Интересный факт, но за слегка непристойную сатиру на Эмиля Золя во «Французском курьере» художник «схлопотал» краткосрочное тюремное заключение.
[показать]
[показать]
Louis Legrand Naturalisme. 1890 г.
Louis Legrand Monsieur et Madame Adam.
В Париже Легран продолжил самообразовываться, он брал уроки у бельгийского художника-символиста Фелисьена Ропса (Félicien Rops, 7 июля 1833 - 23 августа 1898), который с 1865 года жил во Франции и был широко известен как карикатурист, гравер и иллюстратор, создавший иллюстрации к произведениям Шарля де Костера и Шарля Бодлера.
Леграна Ропс научил технике офорта. Технически Луи многое узнал от своего учителя, но их подходы к самим темам различаются. Кроме иронии, остроумия и юмора, в офортах Леграна присутствует жалость к своим персонажам, он их не презирает, как и Тулуз-Лотрек, любивший своих героинь – проституток и танцовщиц. Но подчас ирония Леграна мрачна, и в этом он - истинный ученик Ропса.
[показать]
Louis Legrand Untitled.
[показать]
Louis Legrand Paganisnisme.
[показать]
Louis Legrand Untitled.
Именно после занятий у Ропса акварели, изображавшие танцовщиц кан-кана в мюзик-холе, опубликованные в прославленном литературном журнале «Жиль Блас» (Le Gil Blas), принесли художнику первый большой успех.
Для справки: «Жиль Блас» - парижский литературный журнал, основанный в ноябре 1879 года Августином - Александром Дюмоном и издававшийся до 1914 года. Журнал был назван в честь известного плутовского романа Аллена-Рене Лесажа и часто печатал на своих страницах новинки литературы еще до того, как они появлялись в виде книг (например, «Жерминаль» Эмиля Золя).
Рисунки Леграна оказались настолько успешными, что были проданы тиражом до 60 тысяч экземпляров, и «Жиль Блас» сделал художнику заказ 11 гравюр на тему «Танец». Эта серия была опубликована в 1892 году в виде набора офортов «Танцевальные уроки конца века».
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Brisement a Terre). 1892 г.
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle. 1892 г.
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Brisement de cuisse à terre). 1892 г.
Успех художника обратил на него внимание известного издателя конца XIX века Гюстава Пелле, который в том же 1892 году опубликовал 15 литографий Леграна, а в следующем 1893 году – целую серию гравюр «Маленький балет» (Les Petites de ballet), тематически напоминавших пастели Дега и изображавших балетные репетиции.
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Brisement Assis avec Professor). 1892 г.
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Le Salut Militaire). 1892 г.
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle. 1892 г.
После выхода этой серии слава художника распространилась по всей Европе. Этот проект стал началом долгого сотрудничества Леграна и Пелле, значимость издателя в «раскрутке» художника была такой, что на поле отпечатков работ Леграна Пелле ставил свое имя рядом с подписью художника.
[показать]
Louis Legrand Untitled.
[показать]
[показать]
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Lancement). 1892 г.
Louis Legrand Cours de Danse de Fin de Siècle (Brisement sur mur). 1892 г.
Уточню, что знаменитый издатель активно сотрудничал также с Тулузом-Лотреком, Одилоном Редоном, Фелисьеном Ропсом и Полем Синьяком. Что касается Леграна, то Пелле опубликовал около 300 работ художника, включая балетные серии, эротические изображения и жанровые картины. Нужно отдать должное Пелле, именно благодаря ему, Легран в 1890-х годах стал французской знаменитостью.
[показать]
Louis Legrand Coquetterie (Femme au Miroir). 1900 г.
[показать]
Louis Legrand Les deux Amies.
[показать]
Louis Legrand Dans le Théâtre.
[показать]
Louis Legrand Permissionnaire (Солдат в отпуске)
Его пастели пользуются большим спросом, зрителей, покупателей и арт-дилеров увлекают его работы в стиле Belle Epoque, показывающие интимную сторону жизни богемы и ночную жизнь Монмартра. Казалось бы, ничего нового и революционного в изображениях. Всё это есть у того же Лотрека и других известных художников – в основном девушки и женщины, которые изображены в театре на репетиции, в кафе или баре за столиками, дома за утренним или вечерним туалетом, в объятиях клиентов, готовых платить за свое удовольствие. Они танцуют, сидят, едят, пьют и курят…
[показать]
Louis Legrand Flore Artificielle.
[показать]
Louis Legrand Apres le Tub. 1909 г.
Но, видимо, филигранное мастерство художника обращало внимание публики именно на его работы. Правда, историки утверждают, что такой большой интерес вызван еще и тем фактом, что работы Леграна стали публиковаться в печати чуть раньше, чем картины Лотрека и других художников этого «жанра». Лично я не очень уверен в этом, но приходится «верить на слово». Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что при жизни того же Лотрека критика была настроена недоброжелательно по отношению к его творчеству, а признание и настоящая слава пришли к художнику уже после его смерти в 1901 году.
[показать]
Louis Legrand Animales.
[показать]
Louis Legrand Untitled.
[показать]
Louis Legrand Etching of Women.
Что касаемо сравнения леграновской балетной серии с творчеством Дега, то те же историки пишут: «Дега – как более объективный художник, не просто любит и сочувствует изображаемым им девушкам, он порой их ненавидит, как ненавидел все, что было уродливого в повседневной жизни, - потому что трудятся пока мало, потому что есть среди них посредственности, которым никогда не овладеть прекрасным искусством». Насчет ненависти, как мне кажется, спорный тезис, но я всегда считал, что искусствоведческий разбор – это всегда субъективное мнение, и можно либо согласиться с ним, либо возразить.
[показать]
Louis Legrand Devant la Fenêtre. 1908 г.
[показать]
Louis Legrand Entrée de Scène. 1908 г.
Легран тоже видит уродливые стороны этого прекрасного вида искусства, но у него «обвиняемые» – не сами танцовщицы, а, например, их алчные до денег и славы родители, приводящие своего ребенка на первый урок часто против их желания или педагоги, которые порой ради достижения результата ломают кости и судьбы своих подопечных. Но не зря же балетное искусство считают адским трудом, который зритель, к счастью, не видит. Зачастую художник, изображая смущение, упорство, усталость или леность своих балерин, выступает тонким психологом.
[показать]
Louis Legrand Coquette. 1896 г.
[показать]
Louis Legrand Faune Parisienne. 1918 г.
Напомню, что темы творчества Леграна – это не только балет. Художник иллюстрировал рассказы Эдгара По, отображая жуткие фантазии писателя, и «Фауста» Гете.
[показать]
Louis Legrand Illustration for Goethe's Faust.
[показать]
Louis Legrand Illustration for Goethe's Faust.
[показать]
Louis Legrand Untitled.
Легран выпустил серии офортов «Маленький класс» (La Petite Classe, 1908) и «Бары» (Les Bars, 1909), он много писал крестьян, изображал сюжетные картины матерей с детьми, писал рекламные плакаты, пейзажи и исторические портреты, например, Карла VI (1909).
[показать]
Louis Legrand From series Le Bars. 1909 г.
[показать]
Louis Legrand From series Le Bars. 1909 г.
[показать]
Louis Legrand From series Le Bars. 1909 г.
Одним словом, вроде бы карьера художника сложилась удачно, но после Первой мировой войны «Прекрасная эпоха» тихо скончалась, вкусы и мода изменились, изменились культурные и социальные ценности, и интерес к творчеству Леграна пропал.
[показать]
Louis Legrand Maternelle.
[показать]
Louis Legrand Joie Maternelle. 1900 г.
Историки, действительно, отмечают, что Belle Époque исторически обозначена между 1890 и 1914 годами. Именно в эти годы зародилось автомобилестроение и воздухоплавание, кино и метро (хотя в Париже метро появилось уже в 1863 году), это было время расцвета фотографии и модерна в искусстве и литературе, археологических открытий и рождения кино, популярности бульваров и кафе, кабаре и морских купаний. Всё это и было символами и составляющими Belle Époque.
Единственный непонятный факт биографии художника – длительный период творческого бездействия Леграна. В чем его причины? Почему художник, как отмечают историки, даже стеснялся своей славы и своих успехов? Более сорока (!!!) лет Луи Легран непонятно как жил и непонятно чем занимался, хотя некоторые его гравюры, найденные мной в интернете и датированы, например, 1931 годом.
В 1951 году Луи Легран тихо скончался в возрасте 88 лет.
В результате имя художника было практически забыто еще при его жизни, а интерес к его творчеству, статьи о нем и аукционные продажи стали появляться только в самом конце ХХ века.
[показать]
Louis Legrand Femme au chapeau.
[показать]
Louis Legrand Le fils du Charpentier (Сын плотника).1892 г.
[показать]
Louis Legrand Scène galante.
Еще во время дебюта Леграна на художественном поприще в Париже знаменитый французский поэт, писатель, биограф и арт-критик Северин Фауст, известный под псевдонимом Камиль Мауклер (Séverin Faust (Camille Mauclair), 29 декабря 1872 - 23 апреля 1945), написал о художнике: «Замечательно искусный гравер, рисовальщик с острым зрением, художник, рисующий любопытные характеры и персонажей, который во многом опередил художников нашего времени».
[показать]
Louis Legrand L'Hétaïre (Гетера). 1900 г.
[показать]
Louis Legrand The Apache's Supper (Ужин апаша). 1901 г.
[показать]
Louis Legrand Sportsmen. 1908 г.
И очень отрадно, что имя Луи Леграна, наконец-то, начинают ценить в его родной стране. И будем надеяться, что и во всем мире!
[показать]
Обложка каталога выставки Леграна.
Источники: мои переводы информации с сайтов
1,
2,
3,
4,
5.