ЗЫРЯНСКАЯ АТЛАНТИДА. ДИСКУССИИ ВОКРУГ ЛЕГЕНДАРНОЙ СТРАНЫ БИАРМИИ
[показать]
Пожалуй, ни одна территория на географической карте мира не занимала умы и не порождала такие бурные дискуссии, как Биармия. Почти мифическая страна на крайнем северо-востоке Европейской части России, славившаяся мехами, серебром и мамонтовой костью, известная по скандинавским преданиям, до сих пор будоражит мысли ученых. В периодической печати то и дело появляются статьи, авторы которых оспаривают местонахождение легендарной Биармии, подчас высказывая диаметрально противоположные взгляды. Так что же из себя представляла эта неведомая земля, какие отголоски о ней дошли до наших дней и почему ломают копья над феноменом Биармии наши современники?
Гандвик – суровое море
Своеобразным апогеем развернувшихся на интернетовских сайтах дискуссий можно считать сообщение о том, что неверная трактовка происхождения и открытия Биармии может серьезно испортить... российско-норвежские отношения. Дескать, поездки скандинавов к биармам в Х-XI веках составляют славную страницу освоения норвежцами северных территорий. Но если возобладает мнение, что Биармия была лишь неким фантомом, такой страны вообще никогда не существовало, то тогда неминуемо возникнут серьезные разногласия не только между историками двух стран, но и политическими деятелями, которые затронут вектор наших взаимоотношений.
Россия и Норвегия в связи с происхождением Биармии в одной связке упоминаются не случайно. Между тем сведения о таинственной и загадочной стране, располагавшейся где-то на Европейском (Русском) Севере, ни в одной из древнейший русских летописей не содержатся. Самые древние и многочисленные свидетельства о существовании могущественной Биармии сохранились в Скандинавии. Одним из почтеннейших по возрасту документов, в котором упоминается эта страна, является написанная на пергаменте рунами в Х веке «История Хиалмара, царя Биармаландии и Тулемаркии». Из нее можно узнать, что Биармия располагалась между неведомой страной Тулемаркией и Гандвиком, за восточным склоном какого-то горного хребта, куда добраться можно было только морским путем. Как известно, Гандвик в древнескандинавских рукописях и сагах всегда отождествлялся с Белым морем. Известно и то, что именно по Белому морю проходили многочисленные маршруты скандинавских мореходов и походы викингов. С Х по XIII век неоднократно с привязкой к этой территории и упоминается Биармия.
В некоторых источниках первооткрывателям северных морей, а также и Биармии называется скандинавский мореход Оттар (Отер). Но часть исследователей, в том числе и норвежских, отвергают это, приводя в пример другие свидетельства, более ранние. Оказывается, уже до IX века норманны знали путь на Биармию. Об этом говорит и торговля рыбьими зубами, моржовыми клыками, которая еще с III века получила популярность в Норвегии. Откуда взяться моржовым клыкам в этой стране, как не из Биармии? Ведь Гренландия, Исландия и Шпицберген еще оставались «белыми пятнами» для норманнов. Отправляясь в свое путешествие, Оттар наверняка уже знал о существовании северной страны, где водились моржовые клыки, мамонтовая кость и другие привлекательные товары.
Кстати, этой точки зрения придерживался и знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен. Ученые также предполагают, что и лежбища моржей на севере раньше располагались на более обширных территориях. Археологические находки на Крайнем Севере тоже свидетельствуют о том, что на этих землях предки нынешних норвежцев бывали издавна. Значит, Оттар был не единственным первооткрывателем Биармии. Но именно вслед за ним к Белому морю устремились сотни его соотечественников, кто для добычи ценных материалов, кто для торговли, а многие – только для грабежей.
Скандинавские саги и другие материалы, в которых присутствует загадочная страна, изобилуют сказочными персонажами и всякого рода чудовищами типа людей с песьими головами. Чаще всего скандинавы наведывались в Биармию для торговли, хотя в этих походах непременным атрибутом было завоевание этой богатой территории. Но биармийцы всегда строили пришельцам какие-то козни. Однажды, к примеру, они завлекли заморских гостей в крепость мертвых, откуда смогли вырваться лишь единицы смельчаков. Но и скандинавы в поисках добычи пускались на всякие ухищрения. Однажды они оказались у загадочного берега Винского леса, с которым большинство исследователей соотносят берега Северной Двины, и здесь ограбили главное святилище биармийцев – Йомалы, откуда забрали и увезли несметные богатства, в том числе ожерелье верховного божества биармийцев.
Бьярмаланд упоминается в скандинавских сагах плоть до XIII века. В то время как этноним Русь в них не встречается ни разу. Во всех сочинениях, датируемых этим временем, в разные годы упоминаются лишь двенадцать из 400 имевшихся тогда на Руси городов. Эта загадка тоже продолжает будоражить умы и мысли сегодняшних исследователей.
В описаниях походов скандинавов зафиксировано и их последнее «свидание» с Биармией: оно предположительно произошло в 1222 году. С этого времени Биармия, бывшая до этого заманчивой, привлекательной, посещаемой страной, как бы перестает существовать. В одночасье прерываются и сношения с богатым краем.
«Был народ чудской сильный...»
Причину того, почему Биармия перестала интересовать скандинавов, некоторые ученые видят в изменившихся метеорологических условиях. В промежутках между основными ледниковыми периодами происходили не только потепления, но и так называемые малые ледниковые периоды. Так вот после 1250 года на север Европы пришел очередной малый ледниковый период, длившийся почти до конца XIV века. Вероятно, это же и остановило скандинавских мореходов от новых походов к берегам Белого моря и в Биармию.
Легендарную страну изображали и на географических картах, она фигурировала в трактатах путешественников и писателей. Не преминул упомянуть о славной Биармии известный шведский писатель и картограф Олаус Магнус, который в своей всемирно известной «Морской карте» поместил Биармию на Кольском полуострове. Другой известный картограф Герард Меркатор тоже изобразил Биармию на карте Европы. Последнее картографическое изображение Биармии датируется 1579 годом. С этого времени название Бьярмаланд исчезает как из произведений западно-европейских путешественников и писателей, так и перестает заноситься на карты.
Эпоха умолчания Биармии завершается в XVII веке, когда в мире вновь пробуждается интерес к загадочной стране. С этого же времени Биармию начинают активно отождествлять с Пермью. Появляется версия, что Биармия – это переиначенное на западно-европейский лад слово «Пермь». В древнегерманских языках существовал так называемый «закон преломления», когда звукосочетаниям «еа» (iа) в скандинавских языках и «ео» (iо) в англо-саксонских языках предшествовала прагерманское «е». Из корня «bеrm» с помощью действия перебоя получается основа «bherm». Полученное слово напоминает «Пермь». Но это лишь одна из получивших распространение версий относительно происхождения этих двух названий.
Кстати, существование легендарной страны Биармии активно поддерживали многие российские ученые. Известный русский историк Василий Татищев тоже придерживался мнения, что современная Пермия является продолжательницей северной страны Биармии. Границы этой страны к тому времени помещали не только на Северной Двине и Кольском полуострове, но и в Карелии, а ее столицей назывались и Холмогоры, и Чердынь. Татищев рубежи этой страны расширил от Финляндии до Уральских гор, включив в нее помимо Карелии и Лапландии обширные русские территории, а также Поморье с Пермью. Не обошел вниманием легендарную Биармию и великий русский историк, автор двенадцатитомной «Истории государства Российского» Николай Карамзин. В своем капитальном труде он тоже привел описание ее границ и стран, соседствовавших с нею, также безоговорочно высказываясь за отождествление Биармии с Пермью.
Биармию и Пермь отождествлял и знаменитый русский ученый Михайло Ломоносов. «Был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и другими нормандцами... Народ почитал идола Йомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит», – писал он.
К XVIII веку ученый мир признавал, что Биармию населяли не какие-то чудища, а одна из народностей финно-угорской языковой группы. Чуть позже, в XIX веке, в трудах историков стали все чаще появляться версии и о том, что аборигенами Биармии могли быть коми-зыряне и коми-пермяки. Правда, чуть позже, после Октябрьской революции, право на эту версию было изрядно поколеблено. Всякое упоминание Биармии как центра или колыбели финно-угорских народов, рассматривалось как проявление национализма, а ее носители обвинялись в пособничестве «белой Финляндии», которая якобы планировала расширить свои границы до Уральских гор. Призрак Биармии незримо присутствовал и на политических процессах 30-х годов, жертвами которых стал цвет финно-угорской интеллигенции.
Арабский след
Новый импульс дискуссиям о существовании и локализации Биармии дали археологические находки на севере Европы. Кстати, первое известие о кладе с арабскими монетами, найденном в России, относится к 1785 году.
К сожалению, в России того периода обращали мало внимания на местонахождение и содержание кладов, они частенько переплавлялись в слитки, не оставляя никакого следа в истории. Хотя в это же время, к примеру, в Швеции государство полностью присвоило себе право на все клады, найденные на ее территории, сохраняя при этом их для науки.
Обнаруженные позже на севере России арабские, так называемые куфические монеты вновь заставили заговорить о торговых городищах древней Биармии, куда наряду со скандинавами якобы приезжали и восточные купцы. Тогда же еще раз в орбиту внимания исследователей попал и Коми край. Ведь по его территории проходили несколько волоков, соединяющих центр России и Азию с Северным Ледовитым океаном. К слову, свидетельства о торговле мехами на Крайнем Севере между аборигенами этих мест и арабскими купцами содержатся и в произведениях арабских летописцев и писателей. Они косвенно как бы тоже указывают и на существование Биармии.
С конца XVIII по ХХ век апологетами существования легендарной Биармии становятся и российские ученые финно-угорского происхождения. Как, например, Иоганн Андреас Шёгрен, финн, ставший академиком Российской императорской академии наук. Великую Пермь с Биармией соотносил и его земляк, известный финский ученый, лингвист и путешественник Матиас Александр Кастрен, предпринявший ряд экспедиций по северу Европы, побывавший и на территории Коми края. Правда, население Биармии он относил к чуди. От архангельских старожилов Кастрен записал предания, в которых говорилось о несметных чудских богатствах, которые хранились зарытыми в земле. Кстати, об этой привычке биармийцев – прятать свои сокровища в земле – остались свидетельства и в скандинавских сагах.
Солидарность со своим коллегой Кастреном в 1863 году в книге «Северно-русские народо-правства» высказал и историк, писатель, член-корреспондент Академии наук России Николай Костомаров. Он вновь подтвердил, что название Биармия – это испорченное название слова «Пермь». В своей работе он еще раз уточнил и то, что главными обитателями территорий, в пределах которых могла находиться Биармия, являются пермяки и зыряне.
Биармия породила как многочисленных сторонников, так и противников. Хотя почти никто даже из оппонентов не сомневался в существовании Биармии. Некоторые исследователи подвергали сомнению лишь тождество Биармии и Перми. А также высказывали сомнения по поводу высокой культуры финских народов, в частности пермяцко-зырянских, о чем повествовали скандинавские саги. Больше всего разногласий вызывало, как всегда, месторасположение легендарной страны. Нашлись исследователи, которые утверждали, что Биармия не имеет ничего общего ни с Беломорским побережьем, ни с Кольским полуостровом. Так возникла теория о местонахождении Биармии на побережье Рижского залива в устье Западной Двины. Первым эту идею выдвинул в середине 70-х годов ХХ века московский историк А.Никитин. Хотя в первоисточниках, какими являются скандинавские саги, Биармия и Балтийское побережье всегда дистанцировались. Более того, в сагах имеется немало упоминаний и о Рижском заливе, но оно никогда не соотносится с Биармией.
«Там Русью пахнет...»
Интерес к Биармии в Коми крае, можно сказать, пережил два пика. Как уже отмечалось выше, в 20-30-е годы прошлого столетия за это многие деятели коми культуры жестоко поплатились – попали в лагеря или погибли. С началом перестройки этот интерес возобновился с новой силой. В республиканской печати в 90-е годы появилась серия публикаций о легендарной стране, имевшей отношение и к Коми. Тогда же из плена времени была извлечена поэма одного из патриархов коми культуры Каллистрата Жакова о Биармии, вышедшая отдельной книгой. Со временем страсти по Биармии поутихли, хотя нет-нет да и промелькнет в разговоре или в прессе название легендарной страны.
А недавно писатели-историки из Поморья Александр и Марина Леонтьевы издали книгу «Биармия: северная колыбель Руси». Уже из названия этого исследования видно, с каким этносом они отождествляют легендарную страну. Авторы в книге выдвигают свою версию происхождения названия «Биармия». Так вот, по их мнению, биармийцы – это русские. Поэтому же, мол, и в скандинавских сагах долгое время не содержалось никакого упоминания о Руси. По-своему они расшифровывают и название Биармия. Корень этого слова «bear» они находят едва ли не во всех европейских языках. И везде он означает имя одного зверя – медведя, который у многих народов был тотемом. Значит, по версии архангельских исследователей, «Биармия» переводится как «страна земли медведя». Но и это не все. Историки слово «медведь» путем взаимных перестановок звуков и слогов реконструируют и выводят из нее новую основу: «rus». Отсюда приходят к выводу, что медведь в архаичные времена назывался русом, а значит, русские – медвежий народ.
Авторы книги выдвигают и другие не очень убедительные доводы в пользу того, что Биармия в скандинавских сагах отождествляется с Русью. Под этот знаменатель они умудряются подвести и имя главного божества биармийцев – Йомали, который не раз упоминается в скандинавских сагах. И это несмотря на то, что название до сих пор сохранилось во многих финно-угорских языках («Йома» – так называют чудищ и современные коми). Тем не менее авторы в этом слове находят некое табуированное название медведя и утверждают, что вторая составляющая слова «Йомали» – «malli» с индоарийского праязыка переводится как медведь. Значит, Йомали – бог-медведь. Отсюда же, по их мнению, произошло и русское слово «молиться».
Даже не очень сведущему в исторических коллизиях человеку очевидно, что при всей новизне идеи Леонтьевых все же, образно говоря, притянуты за уши. Тенденциозность их исследования проявляется хотя бы даже в том, что в конечном итоге они игнорируют как основополагающий финно-угорский элемент в заселении Европейского Севера. Сбрасывают со счетов и законы финно-угорской лингвистики. Поэтому же в своей работе они, как наивные, объясняют труды архимандрита Макария о Стефане Пермском (1863 г.), в которых священнослужитель по-своему объяснял происхождение слова «Биармия». Он, к примеру, считал, что на зырянском языке Биармию называли Биарму, где «би» означает огонь, «ар» – год, а «му» – земля. Получалось, что Биармия – это страна годового огня. Такое объяснение, обсмеянное Леонтьевыми, как представляется, не такое уж голословное и безосновательное, во всяком случае оно гораздо объективнее их гипотез.
Пока молчит земля
А что думают о Биармии, а также о дискуссиях вокруг легендарной страны наши ученые? Вот что ответила известный в республике археолог, доктор исторических наук Элеонора Савельева:
– Биармию называют легендарной страной не случайно. Это означает прежде всего то, что нет прямых археологических свидетельств существования этой страны. Хотя следы пребывания любого народа в любые времена в земле обязательно остаются. Мы пока этих следов не нашли. Легенды о Биармии основаны на скандинавских сагах. Это значит, такая земля существовала и была заселена финно-угорским населением. Все культовые памятники, упоминаемые в сагах, удивительным образом напоминают финно-угорские святилища, места жертвоприношений. Европейский Север в целом – это древняя, исконная земля финно-угров. Колонизация славянами этих территорий началась гораздо позднее. Мы много говорим о влиянии древнерусской культуры на финно-угорскую, в том числе и на коми-зырянскую, и это правильно, это справедливо. Но в то же время до сих пор недостаточно уделяется внимания вкладу финно-угров в русскую культуру, что тоже немаловажно.
Я разделяю опасения по поводу появления многочисленной литературы, касающейся Биармии и напрочь отвергающей связь этой страны с финно-уграми. Если такая земля существовала, то ее безоговорочно населяли финно-угорские племена. Входила ли в территорию Биармии Коми земля? Вопрос спорный. Археологи следов пребывания скандинавов на нашей территории пока не обнаружили. Поэтому непосредственно нашу территорию описывать в сагах они не могли. Хотя я не исключаю, что Коми земля могла входить в так называемый ареал Биармии.
Публикацию подготовила Анна СИВКОВА.
www.gazeta-respublika.ru
Одним из самых древних упоминаний о Биармии является рассказ скандинавского морехода Отера, который вошел во «Всемирную историю» Павла Орозия. В нем говорится, что однажды Отер в охоте за китами решил исследовать протяженность земли к северу. При плавании он постоянно придерживался видимости берега с правой стороны. Сначала он плыл на север, потом повернул на восток, а затем на юг и после пятнадцати дней плавания вошел в устье неизвестной большой реки, берег которой с одной стороны был густо заселен. Жителей Отер назвал биармийцами. Они много рассказывали Отеру как о своей стране, так и о соседних. Язык их был очень близок к финскому. Подняться по реке в глубь страны он побоялся и вернулся назад. Вскоре он еще раз побывал там, интересуясь природой, а также из-за моржей, зубы которых представляют драгоценную кость, а кожа – прекрасный материал для корабельных канатов.
Пока ученые спорят о Биармии, эта легендарная страна стала в Карелии уже своего рода брендом национальной масс-культуры. В карельском национальном театре поставили рок-оперу «Бьярмия» по пьесе С.Пронина. Музыку написал выпускник Петрозаводской консерватории В.Панченко. Как сообщается на официальном сайте театра, наряду с карельскими актерами в спектакле заняты солисты Финского национального театра.
4 августа 1979 года в местечке Кухмо, на древнем торговом пути биармов, был открыт памятник коробейникам – древним торговцам. Торжественную речь на открытии произнес известный финский историк Х.Киркинен, который подчеркнул, что культурный обмен и сотрудничество между СССР и Финляндией истоками своими уходят в далекое прошлое, в те времена, когда существовали традиции Биармии.
В книге исследователя К.Мейнандера «Финно-угры и славяне» утверждается, что центральным ареалом проживания биармов являлась территория нынешнего города Ярославля. Якобы отсюда биармы совершали дальние путешествия к побережью Ледовитого океана и в северную Скандинавию.
Словарь Брокгауза и Ефрона констатирует, что якобы известность Биармии в древности достигла и Константинополя. Византийский историк Халкокондил упоминает о пермяках как о весьма древнем народе.
ЗАГАДОЧНАЯ БИАРМИЯ
А сейчас поговорим о загадочной стране, существовавшей в далеком прошлом на берегах Белого моря, и об экспедиции, которая решила во что бы то ни стало найти ее или ее следы.
По многочисленным местным преданиям, в этом районе в древности находилась страна под названием Биармия - с ударением на предпоследнем слоге, к "армии" отношения не имеет. Была она по тем временам весьма обширной - простиралась от Карелии до Урала и занимала территорию нынешних северных русских губерний: Архангельской, Вологодской, Кировской, Пермской. Большая территория! Что касается названия, то само слово "биармия" связывают с названием народа пермь (или коми) - в древности известного под названием "беормас".
Так говорят многие легенды. Но долгое время эти легенды оставались просто легендами. Предпринимавшиеся многочисленные поиски следов загадочной страны не давали ровно никаких результатов. И лишь недавно дело, похоже, наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Сейчас на севере Российской республики довольно успешно осуществляется крупномасштабный международный проект "Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря". Его инициаторами выступили археологи Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН и их скандинавские коллеги из университетов Тромсе в Норвегии и Упсала в Швеции. В исследованиях принимают участи многие независимые средства массовой информации, результаты исследований начинают публиковаться. Например, корреспонденты российского журнала "Итоги" стали участниками одной из последних экспедиций в рамках этого проекта. Вместе с учеными журналистам предстояло искать на беломорских островах материальные свидетельства существования древней загадочной Биармии.
Перед началом работы проекта исследователи обратились к сохранившимся устным и письменным источникам. Так, один из таких источников повествует, что в конце IX века один западноевропейский историк упоминает о некоем норвежском путешественнике по имени Отар, который предпринял длительное морское странствие в соседнюю страну. По возвращении Отар рассказывает, что видел в своем путешествии обширную, но малонаселенную местность, где на его пути ему попадались лишь редкие поселения рыбаков, становища охотников и птицеловов. Отар обратил особое внимание на тот факт, что говорили эти люди на языке, который мало чем отличался от языка народности суоми (финнов). Называлась эта малонаселенная местность Биармией.
Упоминания о стране Биармии содержат и древние скандинавские сказания, повествующие о легендарных походах викингов в соседнюю северную страну - Фенноскандию. После изучения этих весьма скудных источников независимые исследователи высказали весьма стройную гипотезу о существовании в то далекое время налаженной системы водных коммуникаций, соединявших территории Биармаланда (Биармии), Карьяланда (территория современной Карелии) и всего побережья Ботнического залива, а также о связи их с другими районами - с Ладогой, а позднее и с Новгородом и подчиненными ему землями. Есть и подтвержденные древними скандинавскими летописями сведения о жизни биармов. Так, в них говорится, что биармы занимались пушным промыслом и торговлей, а сама Биармия (на это необходимо обратить особое внимание!) почиталась варягами даже более богатой землей, чем сама Аравия. А Аравия по тем временам считалась чуть ли не самой богатой страной из известного нашим предкам обитаемого мира. Повествуют скандинавские летописи и о прекрасно налаженном быте биармов, об их высокой культуре, о замечательных изделиях, какими они пользуются сами и которыми готовы торговать. Все это говорит о том, что страна на берегу Белого моря уже в те далекие времена была точкой соприкосновения и культурного взаимодействия Запада и Востока.
Зона интересов исследователей и освещавших их работу журналистов была определена заранее: западное и южное побережье Белого моря - Поморье и Карелия. Исследователи планировали высадиться на многочисленных островах, где либо уже найдены местным населением, либо могут быть обнаружены остатки необычных древних сооружений. Участники проекта специально дожидались наступления лета, чтобы Гандвик (так в старину местные жители называли Белое море) полностью освободился ото льда и чтобы избежать атак лютой моряны, еще возможных в прохладном мае. Моряна, этот штормовой ветер в сочетании с мокрым снегом, всегда доставляет огромное количество неприятностей смельчакам, отправившимся в морские путешествия. И все же с "Моряной" участники проекта встретились: именно такое название носила яхта, ставшая их плавучим домом на несколько экспедиционных дней.
Ее капитан Василий Дмитриев встретил группу исследователей в старинном поморском селе Сумский Посад. Всем участникам экспедиции он поначалу показался человеком немногословным и даже хмурым. Но, как потом выяснилось, капитан был просто озабочен: первый выход в море после долгой зимы - мероприятие весьма ответственное.
Экспедиционное суденышко, аккуратно обходя стороной бурные пороги реки Сумы, выбралось в Онежскую губу - на морской простор. Прямо по курсу яхты выскакивали из холодной глубины морские зайцы и, удовлетворив любопытство, снова скрывались под водой. Вообще Белое море - подлинный рай для натуралиста. Пока исследователи "болтались" между островами, кого только не увидели: орлана-белохвоста, скопу, гагарку, чистика, куликов, лебедей, дикий гусей, одних только чаек насчитали восемь видов - от большой морской и клуши до полярных крачек и поморников.
Но вот на горизонте и остров Салма-Луда, один из первых на пути экспедиции. Участники проекта высаживались под птичий гомон и, мягко ступая по торфяной подушке, смотрели себе под ноги, чтобы не раздавить невзначай птичьи гнезда.
Впрочем, наблюдение за миром животных в планы участников экспедиции не входило. Их интересовало на этом небольшом клочке суши совсем другое - сохранившиеся древние каменные памятники ушедших культур. Энтузиасты при этом четко понимали, что вот так, с наскока, их обнаружить вряд ли удастся, ведь неопытному исследователю они, возможно, даже не бросятся в глаза. Зато ученый, археолог со стажем сразу обратит внимание на необычные сооружения из замшелых некрупных валунов, зачастую поросших скудной северной растительностью. Она-то их, в основном, и скрывает. Специалисты по древностям называют такие сооружения просто каменными кучами. Они не раз встречались участникам экспедиции на многочисленных островах, например, на Большом Жужмуе, на Сонострове, на Пежаострове. Одни из тех "куч", возможно, использовались в древности как очаги. Под другими были обнаружены неплохо сохранившиеся захоронения. Третьи служили подпорами, основаниями для старых поморских крестов, поставленных уже в гораздо поздние времена. Но исследователи нашли каменные кучи неясного возраста и непонятного назначения, имеющие необычную удлиненную форму, несвойственную таким сооружениям.
Вообще, все искусственные сооружения в районе Беломорья условно делятся на две категории: на "производственно-бытовые" и "непроизводственные". И если каменные кучи можно в принципе отнести к первой категории, и это хоть как-то объясняет их назначение, то вторая категория - творения рук человеческих, и их предназначение пока наукой никак не разгадано. К ним относятся лабиринты, менгиры (отдельно стоящие высокие камни), сложения уникальных форм. Многие ученые приписывают им культовое значение, это проще всего и за неимением лучшего объяснения годится и такое. Хотя думающим ученым принять его на веру трудно, особенно после посещения острова Большой Жужмуй. Северная его оконечность, а также мыс Каменный - это настоящий музей под открытым небом, загадочный и пока непознанный. Участники экспедиции бродили по острову под ярким северным солнцем и насчитали четырнадцать пирамид- сейдов (так называют камни, сложенные как бы стопкой - один на другой) и двадцать восемь менгиров. Хотя сложно поручиться, что все ученые и журналисты были внимательны и опытны, и от их взгляда не ускользнули другие подобные сооружения, скрытые растительностью и почвой - ведь прошло столько веков! Те соружения, которые участники экспедиции заметили, были, по оценкам археологов, сложены в раннем Средневековье. А страна Биармия, согласно различным преданиям, существовала в период с IX по XIII век. Это означает, что замеченные каменные кучи могли быть прямым напоминанием об этой стране.
Правда, на других островах есть экземпляры, возраст которых даже в наш технологичный век определить пока еще не удается. Например, неизвестно время сооружения двух отдельно стоящих менгиров на острове Черная Луда - вертикальных плоских плит, подпертых камнями. Также ученым осталось непонятным, когда были поставлены три пирамиды на вершине Кондострова. А поражающие воображение менгиры в урочище против острова Сыроватка - каменные блоки размером метр на два? Всего на побережье и островах Беломорья к настоящему времени открыто около двух с половиной тысяч сооружений древности, и значительная их часть - 867 - сосредоточена на архипелаге Кузова. Расположен он на полпути от Соловецких островов к Кеми.
Экспедиция подошла к нему под утро. Ее участники специально не ложились спать, ждали встречи с архипелагом. Целую ночь напролет, благо, что белую, исследователи вглядывались в горизонт, над которым нависала фантастическая смесь небесных красок. Острова были видны еще издалека. Их силуэты тонули в легкой предутренней дымке. "Необыкновенные, чудные, сказочные эти Кузова! - писал потом один из участников экспедиции. И тайну хранят они тоже необыкновенную, хоть и изучены, в принципе, неплохо. Взять, к примеру, один из самых крупных островов - Русский Кузов. Археологи ведут на нем регулярные исследования аж с середины 60-х годов прошлого столетия. Статистика их открытий впечатляет, и весьма: всего здесь найдено 506 древних объектов. Из них подавляющее большинство - 486 штук - это пирамиды-сейды.
А рядом расположен еще один удивительный гигант - остров Немецкий Кузов. На нем археологи обнаружили такие же старые сейды - всего 320 штук. Это если не считать еще менгиров, каменных куч и странных овальных выкладок.
Участники экспедиции поочередно высаживались на острова архипелага: Лодейный, Олешин, Большой Вороний, Жилой, Средний, Тапаруха - и везде видели одну и ту же картину: странные каменные фигуры, напоминающие о прошлом.
Сделав круг, исследователи вернулись к месту старта поисковой экспедиции. Погода не благоприятствовала. Встречный ветер постоянно бил яхте в борт. Из-за этого исследователи не могли развернуть паруса и все время шли с помощью движка. По пути группа причалила к острову Красный, где на гладкой вершине отлично сохранился причудливый каменный лабиринт. О его назначении (и других подобных сооружений на соседних островах) историки спорят уже не один десяток лет, памятуя о том, что об этом лабиринте повествует множество преданий и легенд. По одной из них при помощи каменных лабиринтов жители Биармии общались с высшими существами, которые якобы помогали им в постройках их сооружений и в процветании страны. Эти странные спирали, появление которых историческая наука относит к периоду с XIII по XVIII век, рассеяны вдоль всего северного и западного побережий Белого моря. На одних только Соловецких островах их не менее тридцати пяти! Похоже, тайна лабиринтов - одна из самых интригующих, которую унесли с собой жители легендарной Биармии.
В общем, участники экспедиции привезли массу впечатлений, и пришло время осмыслить их. Самый первый вопрос, который вставал перед экспедицией - чьих рук дело?
Попытки объяснить смысл каменных творений древних жителей Биармии предпринимались и предпринимаются постоянно. Известный карельский историк, этнограф, краевед Иван Мулло около двадцати пяти лет назад объявил менгиры... фаллическими символами! Модная версия. Однако спорная, потому что помимо вольных и личных зрительных ассоциаций в пользу этой версии не говорит более ничего. Скорее, можно проследить совсем другую параллель. Во многих местах, где участники экспедиции сходили на берег, исследователям встречались деревянные кресты, причем разные - и свежевыструганные, и из потемневшего от времени дерева. Судя по их топографии, все они имеют явное и прямое отношение к морю, так как расположились на обращенных к нему участках побережья и островов. Происхождение их не вызывает больших сомнений. Они воздвигались жителями этих мест (более поздними, конечно) как хорошо видные отовсюду знаки владения промысловыми пунктами, как путевые ориентиры или как предупреждающие маяки. Иногда такие кресты ставились и в память о погибших в море рыбаках и мореходах. Некоторые стереотипно мыслящие ученые выдвинули версию, что и более ранние менгиры, по-видимому, тоже могли представлять собой разновидность таких морских ориентиров или же знаков владения промысловыми участками. Но надо четко понимать, что устанавливали их еще те, кого мы называем сегодня биармами! Что касается ориентиров, то очень может быть, только зачем такой огород городить, складывать, затрачивая кучу усилий и времени, каменные кучи, волочь волоком из дальних мест огромные глыбы камня, если вполне можно соорудить какое- нибудь деревянное сооружение, типа того же креста? Не в виде креста, конечно, крест в данном случае - символ христианской эпохи, и вряд ли жители XIII века в столь отдаленных от центра Руси местах так быстро и активно приняли христианство. Ведь известно, что христианство на исконно языческой Руси приживалось с трудом и кровью, и уж в таких отдаленных местах вряд ли все были такими законопослушными!
Да и версия, что это знаки владения промысловыми пунктами древних биармов, тоже довольно слабая. Ведь если вспомнить богатство этой страны, в которой всем хватало источника пропитания и заработк, как-то обозначать чьи-то частные владения не очень- то и нужно.
[640x425]
Некоторые столь же стереотипно мыслящие историки уверенно приписывают сооружения Беломорья племенам древних саамов. Сторонники этой гипотезы считают, что острова еще с эпохи раннего Железного века превратились в некоторые табуированные священные места. "На них совершались обряды, связанные с погребением умерших, культово-промысловой и рыболовной магией, инициацией, поклонением небесным светилам", - так писал в своих работах архангельский археолог Александр Мартынов. С его легкой руки и ему подобных историков как только не определяли эти сооружения и скопления! Называли их пантеонами, святилищами, тотемами, жертвенниками, дольменами, погребениями-"кенотафами".
Но есть ортодоксальные ученые, которые считают, что такая вольная интерпретация - просто плод разыгравшейся фантазии дилетантов, рассчитанной исключительно на привлечение интереса широкой публики и создание вокруг беломорских сооружений искусственного псевдоромантического ореола местной языческой экзотики с примесью мистики. Более того, в последние десятилетия на островах архипелага Кузова досужими и многочисленными туристами воздвигнуто немалое количество новоделов - "крестов", "столбиков", "магических кругов". Иной раз так лихо все эти "священные постройки" были исполнены - из старых замшелых валунов, что все это только запутывает ситуацию. Конечно, профессиональный историк или археолог не перепутает новодел с подлинным древним сооружением, но наличие этих новоделов порождает огромное количество "легенд", "преданий", якобы передающихся из поколения в поколение, которые способны тоже лишь только запутать ситуацию.
В итоге спор в научной среде идет давно, и нешуточный спор, и, если посмотреть непредвзято, он только подогревает интерес к загадочной Биармии. К примеру, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Надежда Лобанова полагает: "Нет сомнений в том, что беломорские сооружения являлись объектами поклонения саамского населения, проживавшего здесь в эпоху Средневековья и в более ранние времена (примерно с I тысячелетия до н.э. до XV-XVI веков)". Больше того, кандидат исторических наук Игорь Манюхин утверждал, что "одной из причин строительства Соловецкого монастыря могло быть стремление православной церкви лишить лопарей их святилищ", поскольку острова, по его мнению, были священными для аборигенов- язычников. Вплоть до наших дней в этих местах происходит масса таинственных и непостижимых современной науке явлений, которые местные жители воспринимают абсолютно спокойно и как должное. Более того, они не очень-то любят распространяться на эту тему многочисленным журналистам и исследователям, которые устраивают сюда настоящие паломничества. Старожилы глубокомысленно отмалчиваются и ссылаются на запрет их отцов и дедов рассказывать что-то непосвященным. Отсюда можно сделать хотя бы один вывод: значит, есть что рассказывать, значит, есть и какие-то посвященные. Во что?
Что касается Соловков с их монастырями, то даже у ортодоксальных христиан это место считается священным. Здесь известны случаи удивительных откровений, исцелений и прочих мистических вещей. Сюда ездят русские паломники-христиане, словно в священный Иерусалим. Моя московская подруга, истинно верующая, не допускающая никаких вольных мыслей на тему всяких мистических вещей, зеленых человечков и прочих модных нынче штучек, рассказывала мне, что после посещения Соловецкого монастыря чувствовала себя совершенно иначе. "Там даже дух другой, что-то такое разлито в воздухе, - рассказывала она. - И еще там исполняются желания". Очень напоминает так называемые места силы, не правда ли? Типа места силы на Гоа в Индии, Аркаима или других известных мест.
Довод, что Соловецкий монастырь строился с единственной целью - стереть с лица земли и сами святилища, и память о них, как это, в принципе, давно и успешно делала Церковь, строя свои сооружения на месте древних капищ и других священных мест и говоря потом, что это-де ее чудеса "работают", а вовсе не языческие, этот довод можно принять. Только вот странно, почему тогда монахи не сочли нужным хоть как-то отмечать и комментировать наличие многочисленных каменных сложений на Соловках. Тогда надо признать, что при закладке монастыря в XV веке эти объекты либо еще не существовали, либо монахи их просто проигнорировали, не считая серьезным препятствием для миссионерской деятельности среди саамов. Возможно, игнорировали специально - дабы не создавать ажиотажа вокруг языческих мест. Снести - рука не поднялась, все-таки кто его знает, во что выльется такой акт вандализма? Вдруг и правда разгневаются какие-то силы? А береженого, как известно, и Бог бережет. Но не менее вероятно и то, что монахи эти сложения для чего-то выкладывали и сами, не усматривая в них языческой символики. Может быть, именно поэтому молодые местные жители тоже в большинстве своем не связывают сооружения с языческими культами и в целом относятся к ним с безразличием - в отличие от стариков. "У поморов нет устной традиции, связывающей каменные сооружения с деятельностью иноязычного населения или иноверцев, - утверждает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Марк Косменко, - если не считать легенду о превращении в камни "немцев" (иностранных интервентов в Смутное время начала XVII века. - О.Б.) в юго-западном Беломорье, а также преданий о старообрядцах, которые раньше жили и хоронили умерших в различных пунктах западного побережья". Косменко так считает - ну, и, как говорится, флаг ему в руки.
Некоторые специалисты считают, что попытки связать каменные объекты с саамами лишены реальной исторической опоры. На этой территории просто не найдено остатков саамских поселений. Археолог Марк Шахнович, в свою очередь, предполагал, что сооружения сделаны карелами, которые переселились на Белое море из Приладожья в XII-XIV веках. Мнение, в общем-то, не хуже других, правда, возникает законное соображение: но тогда странно, почему в других районах, населенных карелами, нет таких же сооружений.
Действительно, имеет место явное несоответствие между большим числом сооружений предположительно культового назначения и отсутствием в Беломорье сети поселений оседлых приморских народов. Такое невероятное количество странных объектов могло соответственно принадлежать только многочисленной человеческой популяции, обладающей развитыми навыками и средствами мореплавания. Этой популяцией, возможно, и были жители страны Биармии. Однако пока что никто из представителей официальной науки не готов взять на себя смелость заявить об этом. И вряд ли заявит в будущем - слишком много вокруг Биармии мистики и загадок, чтобы об это всерьез заговорила официальная наука.
О.БУРАКОВСКАЯ
EsoReiter.ru