Бабушка Анастасия Ивановна Файдыш, в девичестве Смирнова [1858-1943], происходила из духовенства. Она была человеком удивительной души, такта, сдержанности и доброты.
Потеряв рано мужа, Петра Степановича Файдыша [1854-1905], и имея на руках малолетних семерых детей, она не сломилась и вырастила их всех достойными, порядочными людьми.
Материально ей помог Савва Морозов, в знак признательности за превосходную службу Петра Степановича, который был управляющим у него: выплачивал его вдове приличную сумму денег. Все дети получили высшее образование.
В юности мой отец [Петр Петрович Файдыш (1892-1943)] давал частные уроки, чтобы обеспечить себя, зная, как его матери трудно. Учась в школе Школе живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении, отличался крепким рисунком, абсолютным вкусом и высокой эрудицией.
Добровольцем ушел на первую мировую войну. За храбрость был награжден Георгиевским крестом. Водил в атаку солдат, но считал из-за своих религиозных убеждений невозможным убивать людей и стрелял метко поверх голов. Был тяжело ранен в бедро.
Анастасия Ивановна, только что потерявшая на войне сына Сергея, была глубоко потрясена ранением своего любимца Петра. Навещая сына в госпитале, она незаметно ощупывала одеяло, выясняя, цела ли нога, боясь вопросом травмировать сына.
Отец мой был человек необыкновенного благородства. Внешне напоминал англичанина. Недаром через всю жизнь пронес любовь к Англии. Он был прообразом Телегина в романе «Хождение по мукам». Окончив реальное училище, поступил в школу живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.
В ШЖВЗ мама и отец часто виделись. Она рассказывала, что была поражена ослепительной красотой молодого человека в голубом пиджаке, с ярко-золотыми волосами и мужественным лицом. Петр Петрович сразу влюбился в Надежду Крандиевскую, но поженились они через несколько лет, уже в первую мировую войну. Как описано Алексеем Толстым в романе «Хождение по мукам», отец привез из Румынии детские вещички для новорожденного сыночка, а его уже похоронили: умер он от воспаления легких, простудившись в холодных комнатах. Нарекли его Михаилом в честь маминого кумира — итальянского скульптора Микеланджело.
Послереволюционные годы... Трудно было входить в эту новую жизнь и зарабатывать. Отцу предлагали работать во многих журналах, так как он был великолепнейшим карикатуристом. Будучи глубоко верующим, он отказывался, объясняя маме, что наверняка его заставят рисовать антирелигиозные карикатуры. Художник Крымов делал декорации в Художественном театре для спектакля «Горячее сердце» Островского и пригласил Петра Петровича нарисовать к спектаклю костюмы. У нас сохранились великолепные эскизы, которые мой сын бережно оформил и очень гордится ими. Отец обладал точным глазом и добрым сердцем, и его шаржи не злы, а остры и талантливы. Но работал он всю жизнь как архитектор.
Мне запомнилась бабушка Анастасия Ивановна в Соколе. Она к нам приехала, а в тот день мама лепила военного и попросила Анастасию Ивановну надеть шлем («буденовку») и шинель и попозировать. И эта маленькая женщина часами стояла в таком облачении, трогательная и кроткая. Мы, в силу нашей оторванности от города, редко виделись с папиными родственниками, так как мама была очень занята, а чтобы возить нас в город, надо было отрывать целый день от работы.
Жили все Файдыши в Замоскворечье в Спасоналивковском переулке. Я помню смутно старшего папиного брата Николая [Николай Петрович Файдыш (1887-1941)], который в начале революции очень недолго занимал высокий пост, но из-за слабого здоровья вскоре ушел с работы.
Дядя Володя [Владимир Петрович Файдыш (1888-1944)] отсидел десять лет в ссылке за свою революционную деятельность. В 1917 году брал Кремль, был влиятельным человеком того времени, ездил на персональной машине и рано умер своей смертью.
Дядя Витя [Виктор Петрович Файдыш (1895-1973)], человек разносторонних способностей, химик по образованию, тридцать лет преподавал в Первом медицинском институте. Многие ведущие медики, наши современники, с большой благодарностью вспоминают его занятия. Это был красивый человек, с ярко-синими глазами. Увлекался охотой, рыбалкой и до глубокой старости «жил без старости», т.е. ходил в походы, был молод душой и телом.
Сестра Женя [Евгения Петровна Файдыш (1893-1973)] — красавица, словно сошедшая с полотен Рубенса (вылитая Елена Фурман), воспитывалась в семье Ивана Тарлецкого [Иван Александрович Торлецкий (1859-1918)], богатого помещика, земли его находились в Измайлове. Она получила изысканное воспитание, но жизнь у нее в дальнейшем была трудной и не очень-то радостной. Своих двоюродных братьев и сестер я почти не знала. Олег, сын дяди Вити, погиб под Сталинградом. А других как-то потеряла из виду.
На моей выставке в 1984 году ко мне подошла элегантная дама, и я узнала в ней двоюродную сестру Лену, дочь дяди Вити. Она стала медиком, кандидатом наук. Мы с ней подружились, и наша дружба длится и по сей день.
Фрагмент из книги Натальи Навашиной-Крандиевской «ОБЛИК ВРЕМЕНИ. Автомонография». Издательство "Готика". Москва. 1997. с. 42-44.
Об авторе: Навашина-Крандиевская Наталья Петровна (Navashina-Krandievskaya). Родилась в 1923 г. в г. Москве. Мать - скульптор Надежда Васильевна Крандиевская, отец - архитектор Петр Петрович Файдыш. Училась в средней художественной школе. В 1947 г. с отличием окончила Московский госуд. худож. институт им. В.И. Сурикова по специальности станковая живопись. Ведущие преподаватели были И.Э Грабарь, С.В. Герасимов, П.Д. Покаржевский, Д.К. Мочальский, А.А. Дейнека, В.В. Почиталов. Член МОССХ с 1948 г. Жанр: портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая картина. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Литературном музее, Бахрушинском театральном музее и др., музеях Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Белоруссии, во многих зарубежных странах. Автомонография «Облик времени». Участница всех всесоюзных и республиканских выставок