Уважаемая Валерия Ильинична!
Ритмы Гангнуса интересны. Но книга явно хуже его статей - в статьях больше сути. И народный язык Тура Хейердала много приятнее такового у Гангнуса.Если бы это было только мое мнение, я бы не сказал Вам об этом, однако, так судят многие.
О кипрее. В «Науке и Жизни», кажется, 8-й номер за 1971 год, на задних страницах, или на корочке - цветное изображение кипрея. Может ли кипрей быть в Охотске? Здесь по обочинам дорог обильно растет что-то, донельзя схожее с изображенным в журнале.
О студенте на Шантарских островах. Тунгусские сказания около Шантарского моря я слышал в 1930-е годы. В 1940-е попал туда вторично - и встретил лишь одного знатока старины: вымерли остальные; как мне объяснили, была вспышка туберкулеза, стариков почти не осталось, и сильно поредели младенцы; меньше пострадал средний возраст.
Молодежь старины не знает. Это еще усугубляется обстоятельством: раньше знатоками истории и преданий были преимущественно шаманы (личности часто исключительные). В коллективизацию шаманов так запугали, что потомки избегают вспоминать свое родство с шаманами (совершенно так же, как у русских - потомки служителей церкви); сказания и предания тунгусская молодежь расценивает как глупые сказки шаманов (не без поощрения сверху).
Чтобы услышать тунгусские сказания в наши дни - их надо искать; желающих искать находится очень и очень мало. Наверное, потому, что в наше время никто ничего не хочет делать, что гумилевская пассионарность на Святой Руси стала явно дефицитна (по мнению мрачных - иссякла, осталась лишь в мечтах поэтов); а без этой пассионарности - что толкнет человека заняться трудным делом поисков преданий, ради коих надо пройти сотни километров по комариной тайге?
Предания говорят так; когда тунгусы пришли к Шантарскому морю, там обитало дикое племя смуглых черноглазых людей; огонь они знали, но пищу употребляли преимущественно сырую. Дотунгусское смуглое население было редкое, малочисленное, и растворилось в массе тунгусов. Среди пришантарских тунгусов и сегодня встречаются черноглазые и смуглые потомки дотунгусского населения.
При тунгусах в Шантарское море приплыли моржи - это событие отмечают многие сказания.
Вскоре после появления моржей тунгусы-воины ушли на войну с гиляками (др. сказания называют поход религиозным). Ушли и не вернулись (неизвестно почему). А к берегам с гор спустились Беглецы (что за Беглецы - ни одно сказание не знает). Видимо, Беглецы принеслы железо или металл - у них было нечто, чем они долбили на камнях знаки (относятся к религии). Беглецы переженились на тунгусках, забыли своих богов, забыли железо, и нынешние тунгусы - их потомки.
В сказаниях много подробностей, но я забыл их. Записи Пришантарских тунгусских легенд (они значительно разнятся со слышанными мною) - в книге: Велеречивий, «Энциклопедические очерки Охотского моря». Издана в Николаевске-на-Амуре в смутные годы 1920-21-22 - точно год не помню.
Эту удивительно интересную книгу я давно не встречал.
Затрудняюсь судить, сколь верны такие комментарии, но старая русская администрация Беглецов считала военным отрядом маньчжуров. Якобы копачи -золотоискатели (а золото в Пришантарии есть). Находили полированные каменные плиты с китайскими иероглифами - это одна версия, или с маньчжурскими надписями - другая версия. Я школьником, а потом студентом техникума, слышал, что Маргаритов [Василий Петрович, (1854–1916) — исследователь Дальнего Востока России, этнограф и археолог, внесший вклад в изучение коренного населения Камчатки], Максимович [Карл Иванович, (1827—1891) — знаменитый русский ботаник, известный исследователь флоры Дальнего Востока, Японии, Китая и Средней Азии], Бошняк [Николай Константинович, (1830 - 1899). Русский путешественник, исследователь Дальнего Востока, капитан-лейтенант флота], а после них Арсеньев [Владимир Клавдиевич, (1872-1930) -— русский и советский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока], весьма недоумевали по поводу примеси чужеродных слов у Пришантарских тунгусов; слова эти не гиляцкие, не якутские, и не маньчжурского корня.
Слышал достаточно давно во Владивостоке, что изображения на моржовых клыках с Охотского моря не отличимы от чукотских.
Есть книга: «Проблема айнов». Книга к делу не относится, но ее очень известный автор (забыл его фамилию) высказывал много недоумений касательно населения Шантарского угла Охотского моря.
По-моему, история Пришантарских берегов - это сплошные недоумения исследователей.
14.11.1971 Шереметьев Юрий Васильевич