Уважаемая Валерия Ильинична!
В прошлом письме, написанном по получении брошюры Формозова, я писал Вам про Охотские курганы. После письма я расспрашивал знатоков, но про курганы из русских никто не помнит; знавшие же вымерли. При случае поспрашаю эвенов.
Один из опрошенных смутно слышал другую историю - и сам не помнит, где и от кого слышал. Мне эту историю последним рассказывал Ярцев Иван Матвеевич - он умер; до него рассказывали не один раз, но это давно, и кто рассказывал - я забыл.
Событие 1924 или 26 года. Оба года в Охотске были грандиозные, запомнившиеся циклоны, и в один из годов произошел оползень, выкативший сруб со скелетами. Здесь начинается путаница: по одним сведениям, сруб скатился в реку Тырай - приток реки Урак, это около Стахановского рыбозавода; по другим - на реку Лактур, это миль 5 западнее; по третьим на реке Толмат - еще миль 15 к западу; указывают и другие пункты, видимо, те циклоны вообще были богаты оползнями.
Через год река размыла оползень, и ничего там не осталось, но скелеты осмотрели старик-доктор, живший здесь с царских времен и знаток археологии, и местный торгован (по сведениям, весьма жуликоватый человек). Скелетов было несколько, по определению доктора, все эвенские, кроме одного: это был скелет женщины, не эвенки, а европейки, могучего телосложения. Эвенские скелеты были вооружены каменным и костяным оружием, а женщина - латунным топором ( по рассказам, топор был секирою). По другим версиям, женщина была вооружена латунным кайлом.
Доктор вскоре умер, а секира (или кайло) хранилась у торгована, и через несколько лет он за хорошую цену сбыл ее на американскую торговую шхуну.
После этого оползня среди эвенов поползли слухи, что вернулась белая княгина с водяными глазами. Что это за белая княгина с водяными глазами - толком не ясно; сейчас это сказание забыли, видимо, даже эвенские старики. Как мне рассказывали лет 20 назад, бесконечно давно со стороны Аяна из племени в племя прокочевала необыкновенно сильная чужеземка с водяными глазами, своим невиданным топором наводившая страх на всех, и все эвенские княжичи и молодцы ссорились из-за нее.
По моим соображениям, было это около 1400 года: в сказаниях говорится, что в эти годы сопка Широкая к северо-западу от Охотска заснежилась и перестала обтаивать летом.
Вновь обтаяла сопка Широкая с приходом русских на Охотское море, когда исчезли моржи. [Это цикл Шнитникова].
По эвенским преданиям, эту княгиню (почему княгиня - толком никто мне не сказал), много раз убивали в сражениях и драках, но она раз за разом воскресала и вновь начинала мутить молодых эвенов. Вот и теперь, когда оползень освободил ее из под земли, она вновь обрастет плотью, и из-за нее вновь начнут гибнуть эвенские княжичи.
Среди охотских якутов тоже бытовало сказание, это или сходное, о царь-бабе с топором, переходившей из племени в племя и необыкновенно быстро выучившейся чужим языкам. Якутские княжичи то сражались из-за нее, то в горе бросались со скал на камни, где-то в верховиях реки Охоты есть обрыв Якутского Княжича.
Велеречивий в своей книге «Энциклопедические Очерки Охотского моря» в главе о выходе якутов к Охотскому морю пишет, что по реке Мае якутов к морю вывела княгина-чужеземка, отличавшаяся нечеловеческой силою и знавшаяся с нечистью.
Все это, Валерия Ильинишна, забыто, старики вымирают, молодежь не интересуется. Молодых эвенов в годы коллективизации научили высмеивать бабушкины сказки, и через 10 лет это все забудется.
29 сентября 1974 Шереметьев Юрий Васильевич
П.С. У Формозова на стр.105 боевой топор - любой золотоискатель назовет его кайлою.
Ю.В.