От Алькирии: Продолжаю переводить и публиковать отрывки из книги А.П. Знойка «Міфи Київської землі та події стародавні». Это продолжение раздела «Космогония…», глава (далее – перевод авторского текста):
Дажбог (Ярило, Сварожич)
Дажбог – название бога Солнца на Руси, древнее, чем названия Ярило и Сварожич. Дажбог не имеет характеристики движения, связанного с зодиаком. Имя Дажбог следует относить к той эпохе первобытного общества, когда такие понятия, как солнце, небо, вода, женщина, песня, выражались одним словом или словами одного корня. Тогда еще слова были однослоговыми, но постепенно усложнялись, появлялись отличия и в названиях солнца, неба, воды, и т.д.
Вот яркие примеры названий солнца, неба, воды, женщины. Как считает автор, с одной стороны, у населения трипольской археологической культуры, и с другой – древнеямной культуры (скорченных костяков).
Трипольцы:
Да-ж-бог – Солнце
Да-на – Вода-мать
Див – яркое небо
Доня – женщина
Дядина
Daina (лит.) - песня
Danah - песня женского хора
Древнеямники (скорченные костяки)
Ра (ру, ро) – Солнце
ur, sur, su rya – солнце, небо
Рус – вода (древнекельт.)
Д-ру-жина
Ру-на – песня и др.
Так можно подойти к выделению субстрата языка ответственной эпохи и культуры. Украинское археологическое наименование богини воплощенной воды Дана (Тана) получило и сохранило на Дону и в Анатолии древнеславянскую форму Таnаіs, а в Афинах еще во времена пеласгов префикс «а» - Аthena, которая, как и Таnаіs, сначала была богиней воплощенной воды. Попытки дешифровки трипольской письменности с помощью звукового алфавита пеласгов позволяют говорить о том, что названия богов Да-ж-бог, Да-на, Див (д.-гр. Дий) должны относиться к населению трипольцев, а названия Рус, Ярило (Яр) – к пастушьим племенам «скорченных костяков» древнеямной культуры. Слово «рус» (русь) обозначало «солнце» и «вода», а позже, как и скифское Апи – «вода» и «земля». В связи с выводами автора о том, что во времена Геродота скифы-оратаи назывались «русь», окончательное разрешение вопроса об этимологическом сближении rus, sur и arare оставим лингвистам [81]:
rus - ruris - ruaris ar-arare;
sur - suar - ar-arare;
ur - urus - rus.
О древности названия Солнца Да-ж-бог свидетельствует то, что в этом имени отсутствует элемент движения по зодиаку. Это название существовало еще до получения древней астрономией знаний о зодиаке. Название Солнца Сварожич (сын Сварога) непосредственно связано с зодиаком. Ярило – Солнце весеннего равноденствия, то есть эпохи, когда уже были известны четыре фазы Солнца, которые изображались на трипольских сосудах.
Солнце, которое рождается в границах созвездия Перуна 25 декабря – это Солнце-младенец (зимнее Солнце). Солнце весны – Ярило, тождественное Прометею и Гераклу – персонажам древнегреческих мифов. Солнце летнего солнцестояния – семиглавый Семияр-Семиярило (Симаргл) и Солнце осеннего равноденствия – безоружный старец. На Руси существовал и образ молодого Солнца этических принципов, подобный образу египетского Гора, у которого один глаз был Солнцем, а второй - Месяцем. Этот мифологический образ сохранили до нашего времени украинские колядки, в которых переданы особенности астрального культа на среднем Днепре.
Даже главные боги астральной триады не могли существовать без богини Зари. В колядке поется:
Бо в правім личку світле сонечко,
А в лівім личку ясен місяцю,
А в грудях йому ясна зоречка.
Перевод:
Ведь в правом лице – светлое солнышко,
А в левом лице – ясный месяц,
А в груди его ясна зоренька.
Этот образ Солнца вместе с другими данными свидетельствует о длительных и прямых контактах культуры народов территории Украины с Египтом. Вывод, к какой эпохе принадлежат солнечные боги Среднего Поднепровья, можно сделать из того, что в древнейших индийских мифах о праздниках Рождества Солнца и Месяца (25 декабря, 1 января) и Купалы (23 июня) говорится как об устаревших, простонародных.
Боги Солнца у наших древних предков никогда не были главными. Новое Солнце, рожденное в зодиакальном созвездии Рыб и объявленное как Христос - hrs (д.-евр.), что значит Солнце, было тем же иранским и хазарским богом Солнца – Хорсом з немного обновленным смыслом. И этимологически, и семантически Хорс и Христос (hrs) тождественны. Непримиримая борьба идеологий культа Месяца и культа Солнца, которая длилась на протяжении нескольких тысячелетий, мешала введению христианства на Руси.
Культы солнечных богов – иранского и хазарского [82] Хорса (Карачуна), египетского Ра и вавилонского Бар-Бара (Баббара) с их жестокими обрядами человеческих жертвоприношений не прижились на Среднем Днепре. Название солнцепоклонников барбары (варвары) было на Поднепровье не из приятных.
Большое значение на Руси в противостоянии и опоре христианству имела очень высокая народная культура космогонии и мифологии природы, которая, однако, уничтожалась культом нового Солнца - hrs1.
1Норцов А. Путь Солнца в процессе мирового движения. – Тамбов, 1909. – С. 69. [83]
Заря
Заря – самая прекрасная богиня Руси всех времен и богиня всех народов Восточного Средиземноморья. Она владела несколько большим антропоморфизмом, сравнительно с малоантропоморфными богами Причерноморья. Ее нельзя полностью отождествлять ни с греческой Афродитой Небесной, ни с римской Венерой, однако богиня была наделена прекрасными чертами и Афродиты Небесной (Urania), и раннеэллинской Эос… У разных народов она меняла свои черты. Заря – вестовая-волшебница наполненного огромным мистическим смыслом момента рождения триады астральных богов. Извещая о рождении богов, Заря извещает и о начале творения Вселенной. Существует довольно много мифов о прекрасной богине Руси – Заре. О.Потебня работал над поисками и объяснением одного из древнейших мифов: «Заря, ключи, роса и мед». Этот миф про Зарю фрагментарно сохранился в народе еще до недавних пор.
Реставрация таких мифов возможна и ныне, если сбор их фрагментов выполняется фолклористом, мифологом-лингвистом на протяжении многих лет. У Потебни не было такой возможности. Он ограничился выводом, согласно которому в народе миф «Заря, ключи, роса и мед» крепко ассоциируется в единое неразрывное целое. Полное значение мифа уже утрачено. Целый раздел своих поисков О.Потебня посвятил отдельным фрагментам: девушка, которая ищет спасение от преследователя, догоняющего ее, в последний момент превращается в колодец или липу (символ воды). Сохранившийся фрагмент мифа рассказывает о том, как Заря на рассвете открывает ключом небесные врата и выпускает Солнце на небо. Солнце догоняет девушку Зарю, которая убегает и превращается в колодец. На землю падает «святая роса», которая оплодотворяет землю. Пчелы пьют росу и приносят мед. Так рождается жизнь.
Рассказывая миф о Ладе, мы уже пересказывали его значение и говорили о том, что его фрагменты позволяют отождествить это произведение с эллинским мифом об Аполлоне и Дафне.
Эллины сохранили память о Гелиосе (Солнце), Селене (Месяце) и Эос (Заре) – детях Перуна (Гипериона – сына Высоты). Солнце, персонаж нашего мифа, царствовало задолго до 2 тыс. до н. э., то есть уже в 4-3 тыс. до н. э. Это видно по тому, что во 2 тыс. до н. э. персонажем эллинских мифов уже был сын Гелиоса Аполлон. Это он направил стрелу Париса в пятку Ахилла во время осады Трои, что тем самым помогло нам датировать отечественный миф. Пчелы и мед позволяют определить место рождения мифа – Северное Надчерноморье, Среднее Поднепровье и Побужье. Именно на этой ограниченной территории, как свидетельствуют специалисты, водились дикие пчелы.
Профессор Оксфордского университета мифолог Макс Миллер доказал, что имя Дафна на санскрите значит Заря и что в эллинов сначала слово Дафна значило Заря. Только под влиянием мифа имя Дафна получило новое значение – вечнозеленый лавр. Спасаясь от Аполлона, Заря превратилась в лавровый куст – символ вечной жизни. Так у эллинов в 3 тыс. до н. э. исчезла прекрасная богиня Заря. От нее остался только отблеск прежней Зари – Эос.
Афродита небесная (Урания) получила новое значение. На территории Руси Заря – это и Афродита Урания и Эос эллинов одновременно. Во 2 тыс. до н. э. в месте с киммерами-иберами, которые двигались на запад из Северного Причерноморья, Заря попала на Пиренейский полуостров. У басков имя богини получило префикс –и- и превратилось в Изар. О мифологической связи Зари с божественной росой, которая оплодотворяет землю, свидетельствует один из баскских диалектов, на котором роса называется «изарский иней», то есть «иней богини Изар». В Двуречьи она – Инанна.
Однин из характерных фрагментов мифа «Заря, ключи, роса и мед» наводит поэт С.Есенин в статье «Ключи Марии»:
Заря-Заряница,
Красная девица
В церковь ходила,
Ключи обронила,
Месяц видел,
Солнце украло1.
1 Есенин С. Собр. соч.: В 3 т. – М., 1970. – Т. 5. – С. 150. [84]
«Церковь» в космогонических мифах обозначает звездную галактику. Мифы о Заре сохранились в украинском обрядовом фольклоре. В празднике рождения Месяца – Щедром Вечере – заря выступает как мистический персонаж, посланник неба. В щедривках поется:
Йшов, перейшов Місяць по небі,
Та стрівся з ясною Зорею.
– Ой Зоре, Зоре, де в бога була,
Де в бога була, де маєш стати?
– Де маю стати?
В пана Йвана (Миколи, Михайла) –
У пана Йвана на його дворі,
Та на його дворі, та в його хаті.
А пан Іван за столом сидить,
За столом сидить – три кубки держить.
Перший кубок – вино-зелено,
А другий кубок – пиво щедрове,
А третій кубок – медок-солодок,
Медок-солодок для його діток.
Перевод:
Шел, перешел месяц по небу,
Да встретился с ясной Зарей.
- Ой, Заря, Заря, где у бога была,
Где у бога была, где должна стать?
- Где должна стать?
У пана Ивана (Мыколи, Михайла и т.д.) –
У пана Ивана на его дворе,
Да на его дворе, да в его хате.
А пан Иван за столом сидит,
За столом сидит – три кубка держит.
Первый кубок – вино-зелено,
Второй кубок – пиво щедровое,
А третий кубок – медок-солодок,
Медок-солодок для его деток.
Подобно тому, как в эпоху христианства Перуна заменил Илья-пророк, в обрядовых песнях его заменил иван. Три кубка символизируют триаду астральных богов, которые рождаются в созвездии Перуна.
Приведенный миф отображен в гимнах Ригведы, где Индра (Перун) сидит и пьет напиток из кубка Месяца (Сома).
Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
...
Часть 5 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.4 (начало)
Часть 6 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.4 (окончание)
Часть 7 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.5
Часть 8 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.6