• Авторизация


СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ 25-02-2012 19:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Галина_Бикмуллина Оригинальное сообщение

СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ
 

СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ - скульптуры

 

 

[200x300]

КРЕСТ-ПЛЕТЕНКА
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
14,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
Дракон ДРАКОН
реплика
Южные славяне. Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

8,5×22 см
Выс. с подставкой 12 см
Дракон — древнейший символ, встречающийся в мифологии многих культур. Дракон символизирует таинства жизни, в которой переплетены добро и зло, жизнь и смерть, вечное и преходящее. Дракон связан с миром небесным, откуда проистекает добро и свет, и с миром подземным, с трансформацией и перерождением. Он всегда был символом того, что скрыто за пределами видимого. Тело дракона изображено в виде «узла бесконечности», символизирующего бессмертие и вечную жизнь.
[200x300] ПЕНТАГРАМА
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Рельеф из церкви Св. Петра и Моисея в Солине

23×16 см
Выс. с подставкой 28 см
Пентаграмма, вписанная в круг, в древних традициях обозначала совершенного человека. Пентаграмма, как и пирамида, связывает небо и землю, а окружность, описывающая её, напоминает колесо жизни. Внутри колеса изображены птицы — вестники неба. В верхней части рельефа расположен древний славянский орнамент, образующий «узлы счастья», символизирующие одухотворённую материю, преображённого человека.
Птицы ПТИЦЫ
реплика
Южные славяне

VIII–XIII вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

14×28 см
Выс. с подставкой 19 см
Фрагмент, на котором изображены две птицы, пьющие из сосуда живую воду.
[200x267] КРЕСТ ИЗ БРЕСТЬЯ
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

13,5×8,5 см
Выс. с подставкой 17 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот сакральный символ, ключ жизни, таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
[200x305] СТЕЛА «ПОДНЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК»
реплика
Южные славяне

VII–XV вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Стела из церкви богумилов в Хорватии

17×8 см
На каменной стеле, являющейся частью древнего некрополя в Боснии, изображён человек, приветствующий солнце. Местонахождение и название стелы говорит о том, что человек, уходящий в мир иной, оказывается перед Богом, и весь его дальнейший путь зависит от того, сможет ли он воспринять, наполниться его светом. Лук и стрела, также изображённые на стеле, — атрибуты многих мифологических героев, это символы умения направлять свою волю прямо к цели. На возрождение и вечную жизнь указывает цветущая лоза над головой человека.
[200x300] ВЫШЕСЛАВОВ КРЕСТ
реплика
Хорватия
IX в.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

Южные славяне
16,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
 
[200x300] ЖАВОРОНОК
реплика
Древняя Русь
Оригинал: белокаменная резьба

15,5×10 см
Выс. с подставкой 19 см
Жаворонок — символ солнца, огня, прихода весны. Считалось, что на зиму жаворонок улетает высоко в небо и находится там до тех пор, пока не блеснёт первая молния и не раскроются небеса, в которые ему в это время будет позволено заглянуть.
Крестьяне верили, что эта птица натягивает серебряные струны между небом и землёй и с их помощью разговаривает с Богом.
[200x354] ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ
реплика
Древняя Русь
X в.
Найден в 1848 г. в р. Збруч
Оригинал: известняк
Краков, Археологический музей

Выс. 24,5 см
Збручский идол является изображением древнейшего верховного божества славян Рода, создателя мира. Род — бог «белого света», пронизывающего всё во вселенной от пылинки до звезды — создал три обитаемых мира: Явь, Правь и Навь (три яруса изображений на идоле). Правь — мир небесный, мир богов, мир Правды. В этом ярусе на четырёх сторонах идола изображены 4 грани верховного божества, единого по сути.
Макошь (атрибут — рог изобилия) — Мать Сыра Земля, богиня плодородия и урожая; Лада — богиня любви, красоты, гармонии и весеннего возрождения, покровительница брака (её символ кольцо); Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов; Даждьбог — бог солнечного света, податель всех благ, родоначальник людей. Средний ярус — мир людей (Явь), представлен в виде хоровода мужчин и женщин. Нижний ярус — подземный мир (Навь), мир предков и семян нового, мир смерти и возрождения, мир трансформации, владения бога Велеса. Он, стоя на коленях подобно греческому атланту, держит на своих плечах весь мир. Велес — покровитель всех живых существ, хранитель несметных «сокровищ» опыта и мудрости многих поколений.
   
[200x300] ФИБУЛА
реплика
Древняя Русь
VI в.
Среднее Поднепровье
Оригинал: бронза
Киев, Киевский государственный исторический музей

13×7 см
Фибула (застёжка для плаща) представляет собой модель вселенной древних славян. Верхний полукруг с расходящимися лучами — Солнце, мир небесный. С земным миром (нижняя ромбовидная часть) слит воедино мир подземный, обозначенный головой ящера, или змея.
С другой стороны, вся фибула представляет собой змея (верхняя часть — его хвост). Змей — таинственное существо, обитающее в подземно-подводном мире, у корней «древа жизни». Он связан с истоками бытия, с тайной зарождения жизни и временными циклами, в рамках которых она разворачивается (спирали, покрывающие поверхность фибулы). Змей охраняет границу, отделяющую мир людей от мира предков, являясь хранителем изначальной мудрости и тайных знаний, покровителем волхвов и баянов.
Дракон новгородский ДРАКОН НОВГОРОДСКИЙ
реплика
Древняя Русь
Великий Новгород

XI–XII вв.
14,5×26 см
7,5×12 см
Дракон — древнейший символ, встречающийся в мифологии многих культур. Дракон символизирует таинства жизни, в которой переплетены добро и зло, жизнь и смерть, вечное и преходящее. Дракон связан с миром небесным, откуда проистекает добро и свет, и с миром подземным, с трансформацией и перерождением. Он всегда был символом того, что скрыто за пределами видимого. Тело дракона изображено в виде «узла бесконечности», символизирующего бессмертие и вечную жизнь.
Резьба белокаменная (василиск, лев, семаргл) РЕЗЬБА БЕЛОКАМЕННАЯ (ВАСИЛИСК, ЛЕВ, СЕМАРГЛ)
реплика
Древняя Русь

1179–1197 гг.
Оригинал:
белокаменная резьба
Владимир, Дмитриевский собор

Диам. 4 и 4,5 см
Лев, василиск и семаргл являются символами трёх миров славянской мифологии. Левпредставляет мир земной, всех земных владык и царей, воплощающих законы справедливости на земле. Василиск — символ небесного мира, он охраняет всё вечное, нетленное и беспощаден к тому, что недолговечно. Семаргл, которого изображали в виде собаки, олицетворяет мир подземный. Он хранит семена жизни до весны и заботится о том, чтобы они проросли. Семаргл знает все таинства земли, умеет исцелять и воскрешать.
[200x301] ВИЛЫ-РУСАЛКИ НА КОЛТАХ
реплика
Древняя Русь
XI–XII вв.
Оригинал:
золото, перегородчатая эмаль
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Диам. 14,5 см
Вилы, или русалки, — прекрасные облачные девы, приносящие на землю небесную влагу — символ плодородия и благословения.
Семаргл СЕМАРГЛ
реплика
Древняя Русь
XII в.
Оригинал: белокаменная резьба
Чернигов, Борисоглебский собор

9×14,5 см
Выс. с подставкой 14 см
Семаргл — крылатый пёс — ведёт своё происхождение от иранского Симурга, духа огня, посланца небес. Он воплощение внутреннего огня, энтузиазма, той пламенной силы, которая зажигает сердца храбрых витязей и даёт силу прорасти, пробиться к свету брошенному в землю семечку. Поэтому на Руси он считается хранителем семян, скрытых потенциалов и возможностей.
[200x201] ОРЁЛ-СОКОЛ
реплика
Древняя Русь
XII в.
Оригинал: белокаменная резьба
Чернигов, Борисоглебский собор

10×12 см
Выс. с подставкой 15 см
Орёл — солнечная птица. Его полёт в вышине отражает дневной ход солнца по небу. На рельефе Орёл-Сокол, окру-жённый прорастающими ростками, представляет силу весеннего солнца, пробуждающего природу и душу человека.
   
[200x204] ГРИФОН С СУЗДАЛЬСКИХ ВРАТ
реплика
Древняя Русь
Первая треть XIII в.
Оригинал: золотая наводка на меди
Суздаль, Южные врата Рождественского собора

21×22 см
Грифон — крылатое существо с головой грифа и туловищем льва — сочетает в себе земное и небесное начала. Грифон в символике многих традиций является врагом преходящего, тленного и хранителем чистоты и всего, что принадлежит вечности.
Сирины СИРИНЫ
реплика
Древняя Русь

XII–XIII вв.
Оригинал:
каменная резная форма для отливки
Киев, Киевский государственный исторический музей

15,5×15,5 см
Выс. с подставкой 20 см
Сирины — чудесные птицы, поддерживающие связь между миром богов и миром людей.
Их прекрасный голос — воплощение божественного слова — приносит успокоение, радость и славу на землю. Услы-шавший их пение забывает о земных страстях, возносясь на крыльях вдохновения и мечты.
   
[200x300] ГРИФОН
реплика
Древняя Русь
1165 г.
Оригинал: белокаменная резьба
Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли
Фрагмент боковой закомары

14,5×9 см
Выс. с подставкой 18 см
Грифон, попирающий зверя, — один из самых распространённых сюжетов изобразительного искусства древних славян. Грифон в символике многих традиций является врагом преходящего, тленного и хранителем чистоты и всего, что принадлежит вечности.
   
[200x230] ЖАР-ПТИЦА
реплика
По мотивам эскизов С. В. Малютина
Нач. XX в.
Оригинал: резьба по дереву
Павильон «Теремок»,
Смоленский государственный музей-заповедник

11×9,5 см
Жар-птица — воплощение лучезарного бога Солнца, пробуждающего жизнь. Издревле славяне почитали Солнце как благое и милосердное божество. Его имя считалось синонимом счастья.
Жар-птица олицетворяет также бога Грозы и воплощает небесный огонь. Считалось, что она приносит счастье тому, кто обладает хотя бы одним ее пером.
Медведь МЕДВЕДЬ
реплика
Талашкино
Нач. XX в.
Оригинал: майолика
Павильон «Теремок»,
Смоленский государственный музей-заповедник

20×12 см
В древнерусской мифологии медведь («мёд ведающий») — хозяин леса, повелитель природы. Медведь также означает силу, мужскую отва-гу, материнскую любовь, заботу и теплоту.


 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ | Иже - Дневник Иже | Лента друзей Иже / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»