• Авторизация


Дьяус Пхтер - или Отче Наш по-праиндоевропейски 27-12-2025 18:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://dzen.ru/a/Z5P2IHTr9EkZ6bC8

3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
Почти так же, как реконструируют прото-языки, можно реконструировать и прото-религию. Хотя это, конечно, намного более мутная водичка, поскольку в отличие от языков, для религий нельзя установить регулярные соответствия и стандартные законы развития, - то есть в этой сфере нет всех этих наших любимых инструментов, делающих из лингвистики практически точную науку.
 
И тем не менее, используя инструменты всё той же лингвистики, реконструировать религию немножечко всё-таки тоже можно. Если очень хочется (а нам хочется).
 
Вот, например, Юпитер и Зевс. Римский и греческий громовержцы. Благодаря сравнительно-историческому языкознанию мы знаем, что имена эти родственны между собой, хоть на первый взгляд так и не скажешь.
 
На латыни "бог" будет "deus" (это слово получилось от протоиталийской формы *deivos, через промежуточное *djous). В сочетании с "patēr" ("отец") получилось "deus pater" ("бог отец"), из которого уже вышло имя Юпитер. И да, скорее всего, это было уже на прото-италийском этапе - *djous patēr, откуда в латинском сразу была форма "Iuppiter". Звук [d] в начале отвалился, не обессудьте. Когда часто говоришь какое-то словосочетание, оно замыливается. Как "здравствуйте" и "здрасте".
 
Теперь греки. У них было ровно такое же словосочетание, "бог отец", и выглядело оно как "Ζεῦ πάτερ", которое сократилось до Ζεύς [Zeús], то есть "Зевс". Получается, кстати, что имя Зевса переводится просто как "бог". В родительном падеже Зевс выглядел как Διός, а в микенском варианте он назывался Diwe или Diwos, и даже в древнерусских текстах его сначала называли Дый или Дий.
 
В Индии персонификацией неба был द्यौष्पितृ [dyáuṣpitṛ́], в котором нетрудно увидеть те же корни (на русском языке его обычно называют просто Дьяус).
 
В праиндоевропейском отсюда восстанавливается корень *dyew с семантикой "свет, небо, сияние" и образованное от него слово *deywós, которое как раз уже означает "бог".
 
Объясняю, почему семантику *dyew связали с небом и светом.
 
Во-первых, отсюда происходит наше слово "день". То есть время, пока небо сияет.
 
Во-вторых, помог санскрит, тут целая россыпь слов:
 
दिन [dina] ("день")
दिव् [div] ("небо, сияние, день")
द्यु [dyu] ("небо, блеск, жар, пыл, день")
दिव्य [divya] ("небесный, божественный, удивительный")
देव [deva] ("бог, небесный, божественный")
Таким образом, то имя бога, которое реконструируется в праиндоевропейском, *dyḗws-ph₂tḗr ("бог-отец"), могло изначально быть скорее буквальным "небо-отец".
 
То есть, как и многие другие, жившие в других местах и других эпохах люди, праиндоевропейцы представляли себе бога на небе, или даже само небо было богом. Был ли этот бог верховным, сказать трудно, но это тоже весьма вероятно. Пока народ кочует по бескрайним степям, выглядит логичным, что он склонен наделять верховной властью именно небо.
 
Во всяком случае, небо - это то, что он видит над собой, а также во все четыре стороны вокруг себя. Небо - огромное, бескрайнее: в степи даже нет гор, чтобы ограничить небо хоть немного. Днем голубое небо всегда остаётся над тобой, куда бы ты ни поскакал на своём верном коне. Ночью небо тёмное и показывает звёзды, но это всё оно же, безучастное к тебе, вечное и великое.
 
Мифология тюрков и монгол дольше всех сохраняла это небесное божество - в данном случае Тенгри - потому что они дольше других сохраняли кочевой скотоводческий образ жизни.
 
Эти же верования немного унаследовал Китай, чей этнос частично вышел из тех же степей: мир (что для них долгое время равнялось понятию "Китай") назвали Поднебесной, китайский император - представитель неба на земле (отсюда его "небесный мандат"), а главное святилище столицы - Храм Неба.
 
Древнейший бог Вавилона - это тоже небесный бог Ану. Несмотря на то, что в Междуречье Тигра и Евфрата земледелие появилось раньше, люди, жившие там, когда-то были кочевыми народами, чьим верховным божеством тоже было небо. В греческой мифологии где-то в самом начале истории тоже стоит бог неба Уран. Да в общем-то, все люди без исключения когда-то были кочевыми, вопрос в давности.
 
А вот побеждают и Ану, и Урана другие боги, их сыновья, и это символизирует важный переход в подходе к религии, который, вероятно, мог быть обусловлен переходом от кочевого образа жизни к оседлому. С этого момента (конечно, не момента, а периода, но для мировой истории это, может, и короткий момент) важнейшую роль в мире человека играет уже не небо, а земля.
 
Земля безусловно была важна и раньше, и тоже была богиней, и этот статус не меняется: Урана Кронос свергает, а вот Гея остаётся на месте. Более того, она потом ещё и Зевсу помогает свергнуть Кроноса. Более того, если судить по этимологии, может так быть, что праиндоевропейская богиня земли просто разложилась у греков на две ипостаси - Гею и Деметру. Имя Геи происходит от γῆ [gê] ("земля"), и Деметры тоже, только от сочетания γῆ [gê] и μήτηρ [mḗtēr] ("мать"), чередование звуков [g] и [d] специалисты по древнегреческому языку называют нормальным для разных греческих диалектов. Таким образом, может быть, у праиндоевропейцев, пока они кочевали, главными богами были Отец-Небо и Мать-Земля.
 
По мере перехода к земледелию Мать-Земля сохраняла свою важную роль и даже усиливала её, а Отец-Небо стремительно терял авторитет. Для того, чтобы обеспечить земле плодородие, ей в пару нужно не просто огромное пустое и теперь бессмысленное небо, а кто-то, кто отвечал бы за погодные явления, за осадки и сезоны. Конечно, главное, чего теперь ждут от неба - это дождь, а самое эффектное и пугающее, что может дать небо - гроза, гром, молнии, буря. Так во главу угла становится бог-громовержец. Именно с таким главой семьи мы обычно застаём религию земледельческих народов.
 
Так в Индии бог молнии Индра становится намного важнее, чем Дьяус, прямой наследник Отца-Неба (кто вообще знает этого Дьяуса?).
 
У германцев громовержец Тор тоже значительно известнее потомка отца-неба Тюра (тут тоже часто переспрашивают: "Тюр? Может быть, вы хотели сказать Тор?" Но нет, Тюр).
 
У славян отец-небо и вовсе уже не сохранился, судя по всему, мы знаем только громовика Перуна. А в случае с Зевсом и Юпитером получилось так, что функцию они взяли на себя новую, громовержецкую, а имя сохранили старое, небесное.
 
Так что можно предположить, что начало молитвы "Отче Наш, иже еси на небеси" было примерно таким же ещё у праиндоевропейцев (если у них вообще были молитвы).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дьяус Пхтер - или Отче Наш по-праиндоевропейски | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила | Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»