Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
ТараньЖина_тАмАрА
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
Кризис религиозной мысли
30-09-2025 15:57
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
https://dzen.ru/a/Z1CtsBSePGEJEl_g
За более чем пять лет на дзене мы столкнулись с самыми разными мракобесами, но в них особое место занимают антиэволюционисты околорелигиозного или религиозного толка. Мы видели и христианских, и исламских, и даже "ведических" креационистов. Тем не менее, наблюдая за ними всеми мы столкнулись с одной неприятной вещью: в 90% случаев тезисы наших оппонентов копируют друг друга вне зависимости от их религиозных предпочтений. Эта вещь - лишь небольшой отголосок глобального религиозного кризиса, пришедшегося на современность.
О кризисе религии говорим не только мы, какие-то блогеры с Яндекса, но и вполне видные представители философии, религиоведения и социологии. На него наслаиваются экономические, экологические и социальные проблемы, которые с одной стороны заставляют усомниться в устоявшихся парадигмах мышления и поведения, а с другой - подстёгивают научный, социальный и идеологический прогресс. Вместе они привели к упадку традиционных религиозных норм.
Gott ist tott
Фридрих Ницше
Религия веками объясняла простому человеку, как устроен мир, что ему делать и для чего он собственно существует, т.е. выполняла две важнейшие функции - экзистенциальную и познавательную. Тем не менее, с века этак XVII-XVIII религию потихоньку начинает вытеснять философия. Конечно, попытки борьбы вольнодумцев с системой случались и раньше, но они были обособленными и не столь развитыми. Апогеем борьбы философов с религией стал XIX век, когда на арену выходят Ницше, Маркс, Фейербах, Энгельс и др. В ХХ веке они встречают сильную поддержку со стороны Ленина, Мао, Докинза и десятка другого мыслителей.
Чарльз Дарвин
Параллельно с развитием философии происходило и усложнение наших знаний о мире. Научный подход позволил открыть множество удивительных вещей и объяснить не меньшее число феноменов как раз в эпоху Нового Времени, связав с именами Планка, Клаузиса, Дарвина, Бэра, Геккеля и множества других выдающихся исследователей современное понимание мира.
Таким образом, обе функции религии стали заняты наукой и философией: одна давала ответ на вопрос "Почему мы здесь?", другая - "Для чего мы здесь?". Слоганом XX-XXI веков стала бессмертная цитата Ницше:
Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!
Бой с тенью
Несмотря на утрату ключевого места в мировоззрении, религия остаётся существовать, а опыт СССР показывает, что насильственная борьба - не самое эффективное решение. Соответственно, возникает вопрос: а что представляет для религии наибольшую опасность?
Как показывает статистика, самую большую опасность для религии представляет доступность знаний, для чего необходимы две вещи - всеобщее образование и свобода информационных сетей.
Наибольший процент неверующих (или хотя бы агностиков) мы наблюдаем в странах, где эти две вещи более-менее соблюдаются: в Европе, Америке, на Постсоветском пространстве, в ряде стран Азии с коммунистическим толком. Есть, конечно, и исключения, например, достаточно верующая Армения и чисто капиталистическая Япония, в которой число атеистов велико.
В то же время наибольшая консолидация религиозных людей наблюдается в основном в странах, где два вышеперечисленных пункта не соблюдаются: это бедные страны Африки, нестабильные страны Ближнего Востока и государства Средней и Южной Азии.
Почему мы боимся ислам, или бомба под Империю
Теракт 11 сентября
Как вы можете заметить, вышеназванные регионы зачастую совпадают в сознании среднестатистического обывателя с таким понятиями как "Война", "Голод" и "Терроризм". Большая часть населения в этих странах не имеет доступа к образованию по разным причинам - они могут быть бедными, могут принадлежать к "неподходящей" касте или вовсе - о ужас! - являться женщинами. Кроме того, в таких государствах религия зачастую связана с властью, и поэтому утрата ещё одного института контроля народа власти не нужна.
В самых ужасных случаях, как, например, в Афганистане, государство может насильно бороться с доступностью знаний, вычёркивая "неугодные" предметы из образовательных программ, вводя цензуру и всячески ограничивая в доступе к информации жителей.
В таком обществе неустроенных, нераскрытых личностей запросто возникает напряжение, которое перерастает в недовольство. И если правительство оказывается достаточно сметливым, как в Иране, оно направляет это недовольство на внешние силы. Так и появляются знаменитые исламские террористы.
Впрочем, говорить о том, что задержка прогресса - это изобретение чисто мусульманское, не приходится. Ровно такие же попытки ограничить образование предпринимал любимец консерваторов - Александр III. Его "Циркуляр о кухаркиных детях" сделал то же самое - ограничил доступ миллионам детей к образованию. Это решение не только привело к тому, что сейчас можно назвать кадровым голодом, но и привело к появлению огромного числа неустроенных молодых людей, которыми воспользуются уже в следующем веке большевики.
Боже медийность храни!
Из вышеописанных примеров можно прийти к выводу, что подобные ограничения характерны для авторитарных или самодержавных режимов, в которых религия становится опорой. Особенно хорошо этому делу способствует религиозный догматизм: если условный священник говорит, что власть царя от бога, то попытка усомниться в этом будет приравнена к попытке усомниться в боге или его решениях.
Аналогичным образом догматизм проявляется и в других областях социальной жизни человека, в том числе мировоззрении. Приверженец догматического мышления будет отрицать всё - от научных открытий до царских оргий с верблюдами и ослами. Более того, такого человека очень легко будет убедить угнать вон тот самолёт и врезаться в те две башни в Нью-Йорке, ведь после смерти его будут ждать девственные красавицы.
В более мирном обществе догматик не менее важен для религии или любого другого инфлюэнсера, потому что он будет готов схавать любой бред, который ему предложат. Вообще, если бы Ж.-Б. Ламарк исследовал людей с догматическим мышлением, он бы выводил их не от обезьян, а от мамонтов, которых предприимчивые блогеры, проповедники и экономисты превращают в источник доходов.
Соответственно, удержание верных последователей является приоритетом для любой религии. Наука - как одна из альтернатив, позволяющая ответить на волнующие вопросы, - становится для религии полноценной угрозой, на которую есть два возможных ответа.
Первый - прогрессивный, предполагающий признание научных данных и попытку синтеза нового учения с их учётом. Нечто подобное практикуют католики и (в меньшей степени) православные с протестантами, синтоисты, некоторые ветви ислама, буддизма и т.п.
Другой ответ - консервативный, заключающийся в попытке "оградить" последователей от "нежелательной информации". Зачастую это выходит в чистое отрицание неудобных моментов - эволюции, большого взрыва, данных генетики, геологии, радиологии. Самые радикальные последователи подобного могут дойти до насилия над несогласными.
Тем не менее, у догматиков есть одна большая проблема: их утверждения зачастую происходят из "газет времён Очаковских" и в свете современного общества и науки выглядят максимально нелепо.
Сторонники разумного замысла почти без изменений повторяют тезисы Генри Морриса, которым уже более 60 лет, в то время как наука уже давным-давно преодолела массу проблем тех лет, поставила перед собой новые и пересмотрела старые.
В то время как учёные критикуют друг друга за методологию, предлагают новые варианты интерпретации имеющихся данных и концепций, креационисты же до сих пор воюют с концепциями XIX-XX веков, выступая против Дарвина, Геккеля, Пилтдаунского человека и крича про отсутствие переходных форм.
В то же время креационисты получают поддержку среди малообразованной части населения, которая далека от всех этих споров про эпигенетическую теорию эволюции, проблемы тёмной материи, квантовой запутанности и др.
Давая упрощённые ответы на волнующие вопросы, креационизм способен закрыть постоянный поиск истины у ряда людей. Другие же, в силу возможного атеистического воспитания или непринятия норм традиционных религий, могут запросто последовать уже за другими альтами - плоскоземельщиками, свидетелями НЛО, вибраторами и прочими.
Сейчас конфликт между догматизмом и либерализмом является одним из самых актуальных. Да, возможно, вас не отправят на костёр за несогласие с мнением религии, но найдут другие способы склониться на свою сторону, начиная от усиленной пропаганды и заканчивая поддержкой политиков.
Что же остаётся делать нам, простым людям? Что ж, вероятно, прямо полного исчезновения религии мы не добьёмся - вспомним ту же Ваху, где спустя 40 тысяч лет люди всё равно нашли себе идолов для поклонения. Однако не стоит опускать руки: вполне возможно, что подобно старым верованиям, современные догмы исчезнут уже через несколько десятков лет. Новые религиозные течения вполне могут взять за свою основу более гуманные и более рациональные идеи, и у нас есть все шансы поспособствовать этому.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник Кризис религиозной мысли | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила |
Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»