Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
ТараньЖина_тАмАрА
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
6 главных разногласий между иудаизмом и христианством по поводу Еврейской Библии
04-05-2025 20:10
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
https://dzen.ru/a/aBVOyIW6hAEyXt9_
Одна и та же Библия, две религии и две тысячи лет споров о том, что же она на самом деле означает.
Евреи и христиане спорят об Еврейской Библии уже две тысячи лет. И, похоже, не собираются приходить к согласию. Обе стороны утверждают, что именно они её «правильно понимают», но если вглядеться в детали, становится ясно: они читают две совершенно разные книги. Одни и те же слова на странице — но в головах у них крутятся абсолютно разные смыслы.
Что такое Еврейская Библия?
Для евреев это Танах. Настоящий, подлинный текст — без правок, без сиквелов. Он делится на три части: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Христиане взяли тот же базовый материал, наклеили на него ярлык «Ветхий Завет» и стали воспринимать как разогрев перед выходом Иисуса.
1. О чём она на самом деле
Для евреев Еврейская Библия — это история Израиля: их народа, их земли, их отношений с Богом. Речь идёт об этом мире, а не о каком-то волшебном загробье. Соблюдай законы, чти Бога, храни верность завету — и жизнь (в основном) будет в порядке. Нарушишь — получишь наказание. Но опять же — здесь, на Земле.
Христиане пришли и сказали: «Знаете что? Всё это вообще-то про Иисуса». По их мнению, каждое пророчество, каждая странная строка из Исайи или Псалмов тайно указывает на их мессию. Евреи на это отвечают: «Вы что, с ума сошли?» В Библии речь о царях, войнах, изгнании и том, как нас били империи — а не о каком-то плотнике, которого потом распяли на кресте.
Христианская интерпретация начала формироваться во II веке н.э., особенно после разрушения Второго храма в 70 году — примерно через сорок лет после смерти Иисуса. Ранние христиане, особенно такие, как Юстин Мученик, впервые выдвинули идею, что Еврейская Библия указывает на Иисуса как на Мессию. Это была попытка оправдать свою веру и перед евреями, и перед язычниками.
2. Кто такой Мессия?
Евреи считают, что Мессия — это человек будущего. Настоящий человек, настоящий царь, без магических суперсил. Он должен принести мир во всём мире, восстановить Храм, вернуть всех евреев в Израиль и, по сути, починить весь мир. Спойлер: этого пока не случилось. Поэтому евреи до сих пор ждут.
Христиане говорят: «Эй, Иисус был Мессией, даже если он пока не всё сделал. Он всё доделает, когда вернётся!» Евреи на это смеются. «За полдела медали не дают», — говорят они. С еврейской точки зрения, если ты умер, не выполнив мессиинский чек-лист — ты не Мессия. Точка.
Эта христианская идея начала формироваться вскоре после смерти Иисуса (около 30 года н.э.) и распространилась благодаря Павлу и другим ранним верующим. К IV веку — после обращения Константина и Никейского собора 325 года — идея «Мессия сейчас, продолжение следует» стала официальным христианским догматом. Якобы Иисус уже сделал часть работы и доделает остальное позже.
Самое забавное, что даже неясно, говорил ли Иисус вообще: «Да, я Мессия». В Евангелиях он то намекает, то увиливает. Уж точно он не раздавал листовки с надписью «Главный Мессия». Так что идея Иисуса как Мессии — это не то, что все евреи не заметили. Это то, что христиане склеивали по кусочкам уже после событий.
3. Что считается Писанием
Вот ещё один спор: что вообще входит в Еврейскую Библию? У евреев — чёткий список из 24 книг Танаха. Христиане (особенно католики и православные) добавили ещё книги — так называемую «Апокрифу» — и сказали: «Вот это тоже!» Евреи ответили: «Вы с ума сошли? Мы это не утверждали!»
И не начинайте про переводы. Евреи в основном придерживаются иврита (и немного арамейского). Христиане же пошли вразнос с греческими переводами (например, Септуагинта), которые исказили множество смыслов. Помните знаменитое пророчество о «деве» в Исайи? В иврите там говорится о «молодой женщине», которая родит. Христиане перевели как «дева» и раздули эту фразу ради истории о рождении Иисуса. Евреи до сих пор в ярости от такого грязного приёма.
Добавление Апокрифы в христианский канон началось во II веке н.э., когда Септуагинта стала популярна. Церковь официально признала эти книги в IV веке на соборах в Гиппонe (393 г.) и Карфагене (397 г.). Евреи же никогда их не принимали и оставались верны еврейскому тексту.
4. Как вообще это читать
Евреи изучают Библию, как юристы контракты — каждое слово, каждая буква, каждый намёк. К этому добавляются горы комментариев (Талмуд, Мидраш и прочее), чтобы объяснить глубокие смыслы. Библия — это не детская книжка. Это адски сложно.
Христиане — по крайней мере традиционные — читают её как волшебную карту, ведущую прямиком к Иисусу. Каждый псалом, каждый пророк, каждая загадка якобы предсказывает Христа, распятие, воскресение — весь набор. Евреи считают это безумием. Для них Библия — это история, закон, этика и реальная жизнь, а не набор христианских пасхальных яиц.
Эта христианская манера чтения развернулась в ранние века христианства. Уже в III–IV веках церковные отцы вроде Оригена, Августина и Иеронима использовали типологию (видение Иисуса во всём), чтобы интерпретировать Ветхий Завет в свете Христа. Этот метод стал стандартом христианского толкования Писания, особенно после того, как христианство стало официальной религией Римской империи в IV веке.
5. Завет
В еврейской мысли завет между Богом и Израилем — вечен. Это вечное соглашение, без срока годности. Евреи остаются народом Бога — всегда.
Христиане — особенно ранние — начали продвигать «теологию замещения». Мол, теперь христиане — это «новый Израиль», потому что евреи отвергли Иисуса. По их мнению, Бог «бросил» евреев, как неудачную пару на выпускном. Евреи, мягко говоря, были не в восторге. Для них это богохульство. Бог не бросает свой народ только потому, что римляне кого-то распяли.
Эта теология замещения оформилась во II веке н.э., после разрушения Храма и углубления разрыва между евреями и христианами. Она укрепилась благодаря писаниям церковных отцов, таких как Иоанн Златоуст и Августин. В IV веке, с ростом влияния христианства в Римской империи, это стало мейнстримом.
Даже сегодня многие христиане — сознательно или нет — продолжают верить в «теологию замещения». Они ведут себя так, будто Еврейская Библия теперь принадлежит им, а евреи просто упрямо «не видят очевидного».
6. Спасение и грех
Даже в вопросе спасения у евреев и христиан — полная размолвка. Для евреев спасение — это не избавление от ада. Это жизнь по заповедям, вера и добрые дела.
Христиане же одержимы грехом и адом. Согласно классической доктрине, все обречены на ад, если не верят в Иисуса. Евреи отвечают: «Эй, полегче. У нас есть Йом Киппур. Мы каемся, постимся, миримся с Богом — и идём дальше.»
Идея первородного греха, согласно которой все наследуют вину Адама, стала популярной в ранней Церкви, особенно в IV–V веках благодаря Августину. Он сделал грех чем-то врождённым, что породило одержимость христиан спасением через смерть и воскресение Иисуса. Идея ада как места вечных мук для неверующих также утвердилась в V веке, под влиянием христианских текстов и римской правовой традиции.
Христианская идея, будто человек рождается «грязным» и может быть спасён только через кровавую жертву, кажется евреям абсолютным безумием. Для них человек в основе своей — добр, а не обречён с рождения.
Напоследок
В конечном итоге евреи и христиане никогда не придут к согласию по поводу Еврейской Библии, потому что они даже не одни и те же вопросы задают.
Евреи сосредоточены на общине, законе, истории и выживании.
Христиане — на спасении, пророчествах и личной вере в Спасителя.
Это как спорить, что лучше — молоток для строительства дома или для ремонта машины.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник 6 главных разногласий между иудаизмом и христианством по поводу Еврейской Библии | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила |
Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»