
В цирке
Прохладным осенним утром я иду в школу. В то время только появлялась школьная форма мышиного цвета, похожая чем- то на форму прежних гимназистов: фуражка с эмблемой, рубашка подпоясанная ремнем с бляхой, такие же серые штаны, и ботинки. У меня формы не было, и никогда не будет, я ходил, во что меня одевали: кепка, куртка и серые штаны, на ногах ботинки. Наша школа №19 была мужская, поэтому мы не знали какая форма у девчонок, а увидели ее потом, когда наши соседские красавицы шли в школу. Жили мы тогда на улице Джар –Куча. Если ехать на трамвае №10, который шел в Рабочий городок, то после Урды он сворачивал направо, на улицу Полиграфическую. Первой остановкой на этой улице был авиационный завод №84, эвакуированный в Ташкент из Москвы. Этот завод располагался на правой стороне улицы, а слева подходила к самым трамвайным путям улица Джар-Куча. Если Полиграфическая улица была заасфальтирована, то наша была покрыта булыжником с тротуаром по одной стороне. Наша улица с заметным уклоном шла в дебри старого города. От нашего дома с балханой до школы было метров пятьсот, поэтому по пути в школу наших мальчишек собиралось много. Иногда мы, позабыв обо всем затевали тут же игры в ашички, потом вдруг вспоминали о нашей дорогой учительнице младших классов, бежали, запыхавшись вбегали в класс, а там давно уже шли занятия, и мы топтались у двери, что-то мычали в оправдание за опоздание, нам все прощали и мы приступали к занятиям. В этот день, никакие занятия мне в голову не шли, потому что именно сегодня я с друзьями Славкой Дубровским, Колей Мышинковым, и Володькой Черепановым договорились идти в цирк. Деньги на билеты мы собирали сдавая бутылки, банки, свинец, который добывали из кусков кабелей, да и цена билетов была не велика. Не заходя домой, мы сели в трамвай десятый номер, тога сама кабина трамвая были из дерева, двери не закрывались и в час пик на подножках висели гроздья людей. Мы ехали по улицам Полиграфической, Навои, Абдулы Тукаевы, сворачивали на улицу Сталина, мимо дворца пионеров и улицы Карла Маркса далее по Самаркандской до остановки Воскресенский. Когда то здесь был большой Воскресенский рынок, но рынка давно не было, а название осталось. Я тогда и не знал, что если от этой остановки свернуть направо в улицу Конвойную, то через 50 метров с левой стороны будет школа №80. Мы с ребятами повернули налево к магазину Военторг, так как пройти мимо этот магазин было просто невозможно. Он притягивал нас как магнит, потому что в его витрине была действующая детская железная дорога, а в самом магазине продавали звездочки на погоны, ремни со звездой, а главное велосипеды. Мы так долго там все разглядывали, что чуть не опоздали на представление. Из Военторга мы выбежали и припустились мимо центральной аптеки, здания старой постройки из коричневатого очень крепкого кирпича, и до самого цирка. Деревянное здание ташкентского цирка было построено в 1914 году, видимо каким-то богатым человеком, и просуществовало оно до 1966 года, когда в Ташкенте было сильное землетрясение. Рядом с цирком было еще одно заманчивое заведение – кинотеатр «Искра» куда мы неоднократно бегали на отличные детские фильмы, но сегодня был цирк. На высоком входном портале горели гирлянды разноцветных лампочек, чуть ниже были большие буквы ЦИРК, а слева и справа были красочные афиши с всевозможными зверями. Купив билеты, мы вошли в этот сказочный мир со своим специфическим запахом. Места наши, конечно, были не на первых рядах, но и с нашей галерки вся арена была видна хорошо. На арене люди в униформе что-то убирали, крутили муфты для натяжения трапеций, оркестр издавал странные звуки, а мы с нетерпением ждали феерических выступлений артистов. Наконец заиграла музыка, появился церемониймейстер в сопровождении униформистов, публика приветствовала их аплодисментами, и вот уже объявлен номер – Джигитовка на лошадях. Умные кони выходили играючи на арену, становились на задние ноги, а передними перебирали, как бы приветствуя всех. Вот они начали свой бег по периметру арены, скорость бега увеличивается, на арену выбегают артисты и легко на ходу лошадей вскакивают им на спины. Они доставали платки с арены, скакали стоя на двух лошадях, скакали стоя на голове, прыгали через обручи и получили заслуженные аплодисменты. После джигитовки на арену вышли два клоуна и начали изображать скачки, садясь верхом друг на друга. Потом они ссорились по какому то недоразумению, и дело кончилось тем, что один из них вытащил из кармана огромный складной нож из фанеры, раскрыл его и побежал за своим обидчиком. Мы наверно смеялись громче всех. Объявляют выступление жонглеров. Чем только они не жонглировали: и мячиками, и кеглями и апельсинами, которые иногда летели в публику. Видимо это было сделано специально. Опять после окончания номера на сцену выходят два рыжих клоуна и начинают копировать предыдущих артистов. Но жонглируют они почему то яблоками, которые постоянно откусывают и номер заканчивается тем, что они съедают яблоки, а огрызки бросают, но тут подходит милиционер и заставляет их поднять огрызки. Во время небольшого перерыва всю арену закрывают решеткой, получается большая клетка, и вскоре объявляют номер – Дрессированные тигры и львы. Дрессировщик входит в клетку в красивом блестящем костюме, звери на него рычат, но все сидят на своих тумбочках. Он им дает команду и все приходит в движение: они прыгают сквозь зажженный обруч, ходят по узкой доске, ходят, положив лапы друг на друга, и, наконец, самый опасный трюк – голова дрессировщика в пасти у льва. Этот номер завораживает публику, некоторые женщины восклицают – Что он делает?! А вдруг! – но все проходит благополучно, звери приседают в поклоне и убегают с арены. Следующий номер неповторимого Дурова, ну не дедушки, а видимо внука Дурова. На арену выбегают собачки, куры, гуси и изображают сцены городской жизни. Собачка везет в коляске толстого кота похожего на министра, гуси стоят в очереди за кукурузой. Собачий лай, мяуканье, кудахтанье, гоготание заполнило своды цирка, а мы как завороженные смотрим на это чудо. После этой шумной компании на сцену выходят два клоуна и начинают изображать эквилибристов: они на длинный шест с подставкой ставят кастрюлю, наливают туда воды, все это ставят на лоб одному из них и ходят по манежу. Вот, как будто, вода начинает кипеть и пар валит из кастрюли, клоун подходит ближе к зрителям, наклоняет шест в их сторону и самые нетерпеливые с криком вскакивают и убегают. Эффект достигнут, весь цирк смеется а они переворачивают кастрюлю себе на голову смеются вместе со всеми. Следующий номер - Воздушные гимнасты. Гимнасты показывают различные трюки на арене, а потом взбираются под купол цирка и начинают полет на трапециях, словно под ними не такая высота. У нас захватывает дух от этих полетов, мы восхищаемся их смелостью, свет то гаснет, то прожектор направлен на этих смельчаков и мы успокаиваемся только тогда, когда они спускаются на арену. Весь зал взрывается аплодисментами. Только ушли гимнасты, на арене заслуженный артист Узбекистана со своим знаменитым ишачком, у которого под хвостом и на шее номер ИШ – 4 – 2 – 1. В зале стоит смех, все понимают, как трудно в наше время купить автомобиль. Следующий номер узбекских дарбозов – канатоходцев. Они выходят в красивых национальных халатах их тепло встречают, и начинается представление на канате. Гвоздем программы был номер, когда один из них шел с длинным шестом для равновесия, а другой взобрался на него и они встали голова к голове. Ноги одного были на канате, у другого на поднятых ногах стоял кувшин. В цирке наступила тишина, но когда номер окончился, все встали и аплодировали. Только ушли канатоходцы на арене опять клоуны. Они спорят, и один из них доказывает, что он тоже пройдет по канату. Спор идет на мороженое, разнять руки они просят зрителей. Начинается номер. Назвавшийся канатоходцем разматывает веревку, кладет ее на арену и смело идет, потом поворачивается и идет уже не замечая веревки, подходит к товарищу и просит мороженое. В зале стоит смех, от смеха мы уже согнулись, но в этот момент на арену выходят все артисты, они кланяются, мы хлопаем в ладоши, представление закончено. Нам было одиннадцать лет, но мы были уже самостоятельные ребята и нам были доступны цирк, кинотеатр, театр, музей, все кружки, и все остальное.
[600x409]