• Авторизация


3 ПРАВИЛА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ 16-07-2016 10:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы».

Самовыражение.
Для Френе детство было полноценным жизненным этапом, а не подготовкой к жизни. Ученики не следовали каким-то общим правилам, а выстраивали свои нормы. Самовыражению способствовала и система оценок – точнее их отсутствие. Достижения школьников обозначались не цифрами в дневнике, а, к примеру, публикацией в школьной газете, где размещались только лучшие тексты. Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.

Развитие мышления.
На уроках дети не боялись ошибиться. Френе считал, что нет ошибок – есть разный опыт познания. Каждая ошибка – это еще один шаг к знаниям. Занятия проходили без домашних заданий и в форме диалога – школьники задавали вопросы, выдвигали гипотезы, сами искали ответы.«Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, «вдалбливание» и контроль). Приемы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогом обогащения и роста учащихся...» (С.Френе)

Самостоятельное планирование.
Ученики сами планировали свой учебный процесс на неделю, месяц, а учитель только организовывал его. Дети также придумывали средства для обучения и оценивания – например, задачи для уроков математики школьники могли написать сами.


Задачи воспитания:

Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
Развитие практического мышления;
Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
Стимулирование любознательности как первой ступени познания;
Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
Никто, и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
Необходимо покончить со схоластикой.
Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
Нужно как можно меньше говорить.
Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т е ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
Оптимистическая вера в жизнь.



У нас сложно представить школьное образование по системе Френе. Особенно это касается средней и старшей школы. Но родители могут повлиять на отношение ученика к школе. Если ребенку не нравится предмет, преподнесите его под другим углом, найдите точки соприкосновения, то, что ученику будет интересно. Если не нравится математическая задачка – придумайте свою. Всегда поощряйте любознательность школьника и развивайте его интерес.

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466118
http://www.uaua.info/ot-6-do-9/shkola-ot-6-do-9/ne...ravila-shkolnogo-obrazovaniya/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D...%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 ПРАВИЛА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ | Ладамира - Дневник Ладамира | Лента друзей Ладамира / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»