Теремной дворецпостроен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид. ЭКОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ И КТО ЭТО МОЖЕТ УВИДЕТЬ? [показать]
Во время перестройки дворца в XIX веке лестница, ведущая в парадные покои Теремного дворца, была переделана. У
начала лестничного марша, опираясь передними лапами на гербовые щиты с изображенными на них вензелями Николая I, как стражи, стоят два каменных льва. Они выполнены Сантино Кампиони в 1845 году из мячковского камня.
Первая комната называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. С XVII в. она называлась Передней. Здесь утром собирались бояре, ожидая выхода царя.
Превосходным украшением кабинета царя является изразцовая печь. Кафельное, иначе "ценинное", или изразцовое дело пришло в Россию из Голландии в XVI веке и к концу XVII века достигло высокого совершенства, прежде всего в Москве и Ярославле. Изразцовые печи Теремного дворца выполнены с особым мастерством. В Тронной горнице печь когда-то была сделана из изразцов нежно-фиолетовых оттенков. В XIX веке изразцы заменили на красные, в тон росписи комнаты, стены которой в XIX веке стали пурпурными с выписанными на них золочеными гербами всех областей России.
Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».
Четвертая комната — Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII в. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте и до наших дней не сохранились.
В XVII веке она была богатейшей сокровищницей драгоценных древних икон в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. На ее стенах были развешаны изображения святых, а в двух золоченых резных иконостасах помещены иконы XVI-XVII вв.
В 1635–1636гг. возвели домовую церковь на мужской половине. Это Верхоспасский собор или Спас Нерукотворный на Верху – домовая церковь нескольких поколений русских правителей, начиная с царя Михаила Фёдоровича и заканчивая императором Петром I. Необычная церковь находилась непосредственно в личных покоях царей – на верхнем ярусе Теремного дворца. Этот храм строили, как и сам дворец, Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. В 1660–1670-е годы Верхоспасский собор был украшен стенописью. Другое название собора – Спас за золотой решёткой, которое здание получило из-за того, что когда-то храм отгораживала от улицы кованая решётка из меди, покрытой сусальным золотом. Сказочно красивый храм, построенный при царе Михаиле Фёдоровиче, по-настоящему московский: лубочно-пряничный, с праздничными поливными изразцами работы выдающихся мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря, нарядный и будто бы улыбающийся кружевными полумесяцами на крестах.
Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.
Терема являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Древняя живопись в Теремах не сохранилась, за исключением отдельных фрагментов. Наличники окон, подоконники и порталы украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX-XX вв. В старину в окнах была разноцветная слюда.
От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.
При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.
Теремной дворец со стороны двора.
Обстановка и первоначальная стенопись дворца почти не сохранились. Незначительные фрагменты живописи остались лишь на стене Молельной, на порталах и "серьгах" теремка.