Мимо тещиного дома... Московский Комсомолец № 25633 от 4 мая 2011 г. Или что показали образованию? Вступительная кампания в вузы у нас всегда начинается одинаково. А именно в полном соответствии с неприличной, но точно отражающей суть дела частушкой: “Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...” Вот и в этом году власти припасли очередную шутку-экспромт. Чтобы абитуриент глядел веселей, аккурат накануне зачисления по итогам ЕГЭ ему изменили перечень вступительных экзаменов. Тех самых, что каждый по указанию Минобрнауки навыбирал еще в феврале. И не сказали, что делать, если ты записался, скажем, на обществознание (и к нему полгода готовился), а нужна география или физика. Воистину лучшего “оживляжа” процесса для всех его участников при всем желании не придумать. Даже если специально очень стараться. Особенно сильно пролетают будущие педагоги. Фактически поголовно, поскольку по проекту перечня вступительных экзаменов, на который им было велено ориентироваться при выборе ЕГЭ зимой, требовались три предмета: математика, русский и обществознание. Когда же дошло до дела, оказалось: кроме русского с математикой нужно никакое не обществознание, а профильные предметы. К примеру, географу — география, историку — история, химику — химия, и так далее. Причем в некоторых вузах — в основном московских и питерских — не один, а сразу два. К такому развороту событий оказался не готов даже наш многотерпеливый человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что творится в блогах. Шум и гам, как при дележе наследства! Гробовое молчание хранят только власти. Формальности, правда, чиновниками соблюдены. Приказ Минобрнауки “О внесении изменений в перечень вступительных испытаний” был подписан еще 24 января 2011 года. Но зарегистрирован в Минюсте и таким образом получил официальный статус он 1 марта. То есть именно в тот день, когда прием заявлений школьников на выбор ЕГЭ закрылся. И, что особенно забавно, ровно через месяц после 1 февраля — дня, когда вузы обязаны огласить перечень своих вступительных экзаменов. До школ же и вузов замечательный приказ дошел и вовсе лишь к Пасхе. И это в то время, когда вузам требуется дополнительное время, чтобы определиться, какие экзамены из предложенной министерством четверки требовать с абитуриентов. Ведь по закону учебное заведение может выбрать и какой-то один из двух профильных экзаменов. Хуже других из-за мастерской организации вступительной кампании этого года придется негосударственным вузам. А также платным отделениям их государственных собратьев по несчастью — многие из них от очередного гостинца уже впали в коммерческую ярость. Но по большому счету запущенный властями хаос ставит под удар всю приемную кампанию. Конечно, приемные комиссии как-то спасут положение. (К примеру, питерские педвузы на свой страх и риск уже объявили профильными всё те же математику с обществознанием.) Или несколько смягчат правила власти. Например, закроют глаза на досдачу нужных экзаменов во вторую, июльскую волну. Как бы там ни было, но абитуриент поступит, а вуз наберет свой контингент. Чиновник же отчитается об успешно проделанной работе. И в чем-то будет прав. В последнее время с высоких трибун всё чаще утверждают: стране не нужно столько учителей. И вот усилиями чиновников в этом году педвузы практически удалось отсечь от абитуры. Устоит министерство под шквалом общественного возмущения организацией нынешней приемной кампании — и педагогические институты с университетами можно будет спокойно закрыть. Причем абсолютно законно: как не обеспечившие набора. http://www.mk.ru/social/article/2011/05/03/586127-mimo-teschinogo-doma.html Учителей ждет кошмар Московский Комсомолец № 25634 от 5 мая 2011 г. В московских школах уже начались сокращения кадров Как уже писал “МК” 1 апреля, 125 московских школ начали перестройку по тюменской модели подушевого финансирования школы. А 1 сентября 2012 года на нее перейдут все полторы тысячи средних учебных заведений города. Чем это обернется для учеников и учителей, рассказали председатель Московского городского профсоюза образования Сергей Кузин и его первый зам Марина Иванова. Основа начавшихся перемен в московском среднем образовании — переход на бюджетное финансирование школы в зависимости от числа учащихся. При этом существенная часть дополнительных средств, раньше выделявшихся московским правительством на поддержку гимназий и лицеев, будет отменена, сообщил Сергей Кузин. Норматив для любого первоклассника любой школы составит 73,3 тыс. руб. в год, а 10- и 11-классника — 120 тыс. руб. (сейчас в разных учебных заведениях норматив на одного школьника колеблется от 63 до 120 тыс. руб.). Школы “низшей категории” финансирования от этого точно выиграют. А вот гимназии и лицеи со временем проиграют. Инфляция съест финансовый задел, обеспечивающий высокое качество образования, а нового уже не будет. Правда, пока речь идет всего о 125 школах. Остальные до 1 сентября 2012-го будут финансироваться по нынешней схеме. Да и потом господдержка некоторых учебных заведений сохранится, разъяснила “МК” Марина Иванова: “Сохранятся три категории финансирования: обычные школы; школы для одаренных детей; учебные заведения для инвалидов и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. И если единое базовое финансирование получат все, то школы, где требуются дополнительные средства (например, две последние категории), получат дополнительный коэффициент”. Только статус гимназии или лицея, позволяющий рассчитывать на прибавку, придется ежегодно подтверждать. В том числе местами в городских рейтингах школ и итогами выполнения своих программ развития, подчеркнула она. Школа получит большую самостоятельность — и в праве распоряжаться своим бюджетом, и в плане заработков на дополнительных образовательных услугах. И будет экономить на всем: от оплаты коммунальных услуг до численности учителей. В Москве, признал Сергей Кузин, уже начались сокращения: пока только персонала и “мертвых” учительских душ, но вскоре, дал понять он, дойдет и до реальных учителей. В регионах, вступивших в эксперимент раньше Москвы, учительство сократилось примерно на 20%. И то же, по оценке профсоюза, может произойти и в столице (сейчас соотношение “учитель—ученик” в России составляет 1 к 15—16, а в Москве — 1 к 12). В первую очередь под удар попадут учителя пенсионного возраста. Чтобы подсластить им пилюлю, профсоюз пытается договориться с Департаментом образования Москвы о доплатах к учительским пенсиям (порядка 5—7 тыс. руб. в месяц) или о единовременном выходном пособии (его размер, пояснила “МК” Марина Иванова, может составить 380—400 тыс. руб.). Среди других рисков перехода на новую модель — отсутствие гарантированного минимума учительских зарплат (по экономике Москвы минимальная зарплата составляет 10,4 тыс. руб., за которые никто в школах работать не будет), а также предложение ввести учительские надбавки в зависимости от сложности предмета и его важности для данной школы. Так, учителям математики, русского и иностранных языков предлагается установить коэффициент в 15% к основному окладу, а их коллегам, преподающим физкультуру, ОБЖ и экологию, — 0%. Это, подчеркнула Иванова, “попытка разделить учителей, имеющих единые квалификации, диплом и образование”. Одновременно изменится и принцип начисления учительских зарплат. Естественную (так называемую стимулирующую) часть будет распределять школьный управляющий совет. А это в сочетании с дележом коэффициентов окончательно расколет учительский коллектив. http://www.mk.ru/social/article/2011/05/04/586548-uchiteley-zhdet-koshmar-.html |