• Авторизация


петербург 22-02-2013 11:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож .Часть 6

Особняк М. Ф. Кшесинской

[показать]
постройкой Троицкого моста Петроградская сторона стала быстро застраиваться. Одним из первых появившихся здесь зданий стал дом №2 по Большой Дворянской улице (сейчас ул. Куйбышева). Этот дом, особняк Кшесинской, был построен в 1904-1906 годах по проекту модного в то время архитектора А. И. фон Гогена.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Матильда Феликсовна Кшесинская, известная танцовщица, покинула особняк в марте 1917 года. Здесь разместился центральный комитет и другие органы большевистской партии. 3 апреля 1917 года с балкона особняка выступал В. И. Ленин перед собравшимися на Троицкой площади матросами, солдатами и рабочими. Это событие дало повод в 1923 году переименовать Троицкую площадь в площадь Революции.
[показать]
[показать]
[показать]
В 1957 году особняк был передан музею Великой Октябрьской социалистической революции, который занял и соседний дом №4. В этом здании с 1918 года жил М. И. Калинин. В 1957 году дома №2 и 4 соединил новый корпус. Сейчас оба дома занимает музей политической истории России.
Дом Гильзе ван дер Пальса

[показать]
[показать]
[показать]
Прекрасный усадебный дом Генриха ван Гильзе ван дер Пальса один из уникальных памятников эпохи модерн в городе. За пышным главным фасадом здания, выдержанном в модернизированных формах итальянского ренессанса с элементами барокко неожиданно скрывается хозяйственный двор, выполненный в виде сельской голландской фермы.
[показать]
Во двор ведет кирпичная с фахверковыми деревянными балками арка, окантованная полосой белого глазурованного кирпича. Хозяйственные постройки в стиле модерн, по голландской традиции сложены из красного кирпича.
[показать]
Особенно восхищает изящная восьмигранная фахверковая башенка-голубятня, покрытая зеленой поливной черепицей (такие башенки в Голландии указывали, что хозяин фермы – дворянин и имеет право содержать собственных почтовых голубей).
[показать]
Еще одна стена с аркой поменьше отделяет хозяйственный двор от садика перед восточным фасадом особняка, в который хозяева могли спускаться по закругленной кованой лестнице с застекленной веранды, каменное основание которой прорезано полукруглыми проемами, закрытыми изящной решеткой.
[показать]
На углах, опять же по голландской традиции, картуши с хозяйским гербом. Должно быть, такой двор напоминал хозяину усадьбы о родине, которую он покинул восемнадцатилетним юношей-сиротой. Карьера голландца ван дер Пальса в Петербурге складывается успешно. Начав в 1874 г. служащим фирмы «Л. Нейшеллер», (принадлежавшей отчиму его друга и соученика по «Институту для юношества» в Капштадте (где они изучали коммерцию) Макса Отмара Нейшеллера, через десять лет он уже был партнером владельца фирмы.
[показать]
[показать]
К началу XX в. ван дер Пальс коммерческий директор резиновой мануфактуры «Треугольник» и фабрики «Скороход», член совета Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка, директор Первого Российского страхового общества и т.п. Он известен и своей активной благотворительной деятельностью – был попечителем Училища для детей иностранных исповеданий, детских приютов, туберкулезных санаториев и т.п.
[показать]
Ван дер Пальс входил в Совет директоров Императорского Русского музыкального общества, финансово поддерживал «Русские сезоны» в Париже В 1908 году он занимает пост почетного консула Нидерландова. С 1894 года ван дер Пальс был женат на дочери профессора Санкт-Петербургской консерватории Люси Иогансен. В их семье росли шестеро детей – три девочки и три мальчика.
[показать]
Дом Гильзе ван дер Пальса.Русско-голландский лазарет в особняке Нидерландского консула Г. Г. фан дер Пальса. Большинство сестер милосердия - дамы голландской колонии в Петрограде
[показать]
Дом Гильзе ван дер Пальса.Мраморная группа "Пастушка с ягнятами" работы П. Каноника
В 1901-1902 году брат его жены, архитектор Эрнест-Вильгельм Иогансен строит дом на Английском проспекте, учитывая все удобства и интересы этой большой семьи. Здесь и большой зал, который мгновенно превращался в домашний театр и гимнастический зал, и даже медицинский изолятор, поскольку в семье болели туберкулезом. Прекрасные интерьеры дома выполнены в стиле ренессанса, рококо и раннего модерна. В библиотеке сохранились живописные панно – самая ранняя работа Петрова-Водкина.
Дворец Стенбок-Фермора

Своим рождением посёлок Ольгино обязан последним владельцам Лахтинского имения графам Стенбок-Ферморам. Не будь в их жизни столько бурных переживаний и романтических приключений, этот очаровательный посёлок, возможно, и появился бы на этом месте, но вряд ли в это время и под этим названием.
[показать]
У часток под названием Лахта простирался от нынешней городской черты до Дибунов и Лисьего Носа. В XVIII веке при Петре он был казенной собственностью — здесь заготавливали лес для печей Сестрорецкого оружейного завода, на руднике Дыбун добывали железо. Затем Екатерина Великая подарила Лахту своему фавориту Григорию Орлову, но уже через два года имение отошло Якову Брюсу. С 1813 года им владела семья богатейших купцов и промышленников Яковлевых. В результате сложных наследственных перипетий в 1844 году в права владения вступил граф Александр Иванович Стенбок-Фермор (1809–1852).
"Белый замок" построили в 1890-х гг. при графе Владимире Александровиче Стенбок-Ферморе.
[показать]

Авторами проекта называют петербургских архитекторов В. П. Цейдлера и А. И. Кузнецова. По мнению Николая Михайлова, авторство принадлежит Цейдлеру, построившему для Стенбок-Фермора доходный дом на Тучковой набережной, а Игорь Богданов придерживается противоположной точки зрения, считая автором дворца Кузнецова.
[показать]
В фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранилось описание лахтинского дворца Стенбок-Ферморов, выполненное в 1909 г. Согласно ему, внутреннее убранство дворца отличалось роскошью: полы многочисленных террас и веранд были выложены мрамором. Автор отмечал мраморные камины, паркетные полы, обильную лепнину на потолках, дорогие обои и гобелены на стенах, наличие фарфоровых ванн, уборных, лифт и электрическое освещение.
[показать]
После смерти В. А. Стенбок-Фермора в 1896 г. лахтинское имение перешло по наследству его сыну – Александру Владимировичу.
[показать]
Последний владелец блестящий молодой аристократ граф Александр Владимирович Стенбок-Фермор (1878 – 1945), получивший Лахту в наследство еще несовершеннолетним, вначале был камер-пажом царя и фельдфебелем Пажеского корпуса. Затем он стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, в котором служил и его отец и в котором Саша Стенбок, как звали его сослуживцы, приобрел славу лихого спортсмена.
[показать]
Однако бурный роман корнета с известной в столице дамой полусвета Ольгой Ножиковой спутал все карты. Состояние молодого и очень расточительного графа катастрофически быстро таяло, а родовитые родственники возмущались его скандальной связью и мотовством. В 1903 году по просьбе матери указом Николая II над имуществом и личностью сына была учреждена высочайшая опека.
[показать]
Александр Владимирович Стенбок-Фермор и его жена Ольга Платоновна среди служащих благотворительных учреждений, созданных на их средства. Июль 1908 года
[показать]
С началом русско-японской войны Александр Владимирович отправился в действующую армию и воевал в 1905 году в составе Приморского драгунского полка в чине поручика. Отъезд графа в Маньчжурию состоялся помимо его воли под нажимом опекунов, причем к месту нового назначения он прибыл в сопровождении жандарма.
[показать]
Граф Стенбок-Фермор Владимир Васильевич (1866 — после 1909)
Удалив сына из Петербурга, графиня-мать Мария Александровна надеялась тем самым положить конец его скандальному роману с Ножиковой. Но могла ли вынужденная разлука помешать любви пылкой, искренней и страстной? Конечно, нет! Напротив, она подтолкнула влюбленных к решительным действиям.
[показать]
Ольга Ножикова, также находившаяся под наблюдением полиции, обманула жандармов. Раздобыв чужой паспорт и изменив внешность, она сбежала из России через румынскую границу, затем на пароходе добралась до Китая и в Маньчжурии встретилась со своим милым. В Инкоу в походной церкви их обвенчал священник 35-го стрелкового Восточно-Сибирского полка отец Шавельский. Так счастливо для влюбленных завершилась эта романтическая история, а Ольга Платоновна, вдова Ножикова, урожденная Широколавина, стала графиней Стенбок-Фермор и новой хозяйкой Лахты.
[показать]
Можно только себе представить то крайнее негодование и досаду, с которыми встретили титулованные родственники известие из далекой Маньчжурии о браке графа и безродной особы, по слухам, принадлежавшей к театральному миру Петербурга. Скандальная связь – куда ни шло. Но брак?! Такого великосветское общество не прощало никому. Молодой чете не оставалось ничего другого, как искать счастья за границей.
[показать]
Граф оставил службу, и большую часть времени супруги проводили в Париже, где происхождение не играло столь значительной роли, если, конечно, имелось достаточно средств, чтобы вести подобающий титулу образ жизни. Кратковременные наезды Александра и Ольги в свое Лахтинское имение были связаны с необходимостью разрешить их очередное денежное затруднение. В один из таких приездов граф Стенбок-Фермор объявил о продаже части своих лахтинских земель под строительство дачных поселков.
[показать]
В 1912 г. над имением учредили дворянскую опеку, а затем А. В. Стенбок-Фермор пошел на акционирование поместья. Под конец он совсем разорился...
Когда началась первая мировая война, во дворце разместился лазарет, а уже после революции, весной 1919 г., здесь, по распоряжению Народного комиссариата просвещения, разместилась Лахтинская экскурсионная станцияВпоследствии, в 1930-х гг., в бывшем дворце Стенбок-Ферморов размещался детский дом (есть сведения, что он предназначался для детей репрессированных

До наших дней от убранства дворца сохранилась мраморная парадная лестница, на решетке которой можно увидеть инициалы Стенбок-Ферморов. Лестница ведет из вестибюля на второй этаж, где расположен большой двухсветный зал, который также сохранился, хотя все его внутреннее пространство занято оборудованием. Согласно описанию 1909 года, зал украшал камин, облицованный голландскими кирпичиками с отделкой из резного дерева, а также «укрепленный к полу трон», представлявший «археологическую редкость».
[показать]
Дом Стенбок-Ферморов

[показать]
Первая застройка участка дома №50 по Английской набережной была произведена в начале XVIII века для Анны Яковлевны Шереметевой, урождённой княжны Долгоруковой, дочери боярина и сенатора Якова Фёдоровича Долгорукова. От своего супруга Алексея Петровича она детей не имела. Поэтому после смерти Анны Яковлевны в 1746 году участок перешёл к её племяннику князю Александру Алексеевичу Долгорукову и двоюродной сестре его Марье Александровне. Он был поделен между ними поровну. Согласно документам, половина князя должна была делиться ещё раз, для братьев полковника Фёдора Алексеевича и камергера Михаила Алексеевича. От половины дома Марьи Алексеевны также отделялась часть в пользу Михаила.
[показать]
[показать]
Парадная ливрея прислуги графов Стенбок-Ферморов (после 1863 г
Чтобы избежать ещё более мелкого дробления собственности императрица Екатерина II передала всё владение старшему брату Александру. В 1785 году он продал участок английскому купцу Якобу Мейбому. Спустя пять лет тот продал его за 20 000 рублей камергеру Михаилу Андреевичу Голицыну.
[показать]
В начале XIX особняк перешёл во владение генерал-адьютанта Василия Васильевича Левашова. Позже им владел Н. В. Всеволожский, от которого в 1830-х годах участок достался Александру Николаевичу Стенбок-Фермору. Для нового владельца особняк был перестроен, тогда он получил существующий сейчас облик. После смерти Александра Николаевича дом достался его сыну Алексею. Как и вдругих особняках богатых людей здесь часто устраивались балы, музыкальные вечера, приёмы. Непременными гостями на них были князья Гагарины, Барятинские, Толстые.
[показать]
[показать]
В 1859-1862 годах особняк снимал прусский посланник князь Отто фон Бисмарк, в будущем канцлер Германской империи. Первое время он обитал в гостинице Демута на Мойке, но князю не нравились грязь и неудобства. Дом Стенбок-Ферморов, судя по письмам Бисмарка жене, ему чрезвычайно нравился. При полной меблировке аренда особняка стоила 7 000 рублей в год - весьма дорого. Но Бисмарка цена не пугала. Он жил в роскошной обстановке. Жена присылала из Франкфурта мебель орехового дерева, резную, старофранцузскую, модную в то время в Петербурге. На Бисмарка здесь работало огромное число слуг. По служебным делам князь часто был на родине. В Петербурге он обитал только несколько месяцев в году.
[показать]
После смерти Александра Александровича Стенбок-Фермора в конце XIX века участок по наследству перешёл к его дочери Надежде, вышедшей замуж за одного из потомков В. В. Капниста. При них особняк был значительно переделан архитектором В. П. Цейдлером. Он же возвёл во дворе трёхэтажный флигель, обновил фасад дома со стороны Галерной улицы. В 1905 году дворовые флигели были перестроены техником В. А. Теремовским. Тогда же изменились интерьеры в особняке.
[показать]
В настоящее время сохраняется интерьер ряда комнат второго этажа. Один из парадных залов превращён в квартиру, где остаётся плафон, выполненный предположительно Б. Медичи. Сохранился здесь и наборный паркет. Интересен также один зал в левом корпусе.
Дом А. А. Стенбок-Фермора

[показать]
Дом №12 на набережной Макарова находится на участке, который в середине XVIII века являлся частью Биржевого (или Сибирского) двора. Он принадлежал крупному уральскому заводчику С. Я. Яковлеву (Собакину). Купец хранил здесь запасы железа и чугуна. Со стороны берега территорию занимал длинный сарай и одноэтажный деревянный дом. К Волховскому переулку выходили небольшие частные участки с деревянными домами и огородами.
[показать]
Наиболее старые каменные постройки на участке дома №12 по набережной Макарова выходят на Волховский переулок (дома №1 и 3). Они появились здесь не позже 1849 года. В это время они принадлежали наследнику (или наследникам) корнета Алексея Ивановича Яковлева. Один из корпусов имел два, второй - три этажа. К берегу Невы выходил лишь забор.
[показать]
[показать]
[показать]
Дом №12 по набережной Макарова был возведён по проекту архитектора В. П. Цейдлера в 1900 году для графа А. А. Стенбок-Фермора. В 1930-х годах одну из квартир бывшего доходного дома занимал архитектор Д. Г. Фомичёв.
Кикины палаты

[показать]
Кикины палаты - одно из самых старых жилых зданий в Санкт-Петербурге. Начато строительство было в 1714 году, дом возводился для Александра Васильевича Кикина. Кикин был адмиралтейств-советником, возглавлял Смоляной двор, поэтому именно здесь он и обосновался. Его дом первоначально строился одноэтажным на подвалах, с двухэтажной центральной частью.
[показать]
В 1715 году Кикин за казнокрадство был отправлен из столицы в Москву, а затем арестован по обвинению в участии в заговоре царевича Алексея. Дом переходит в казну, а в 1718 году, уже после казни бывшего владельца, сюда перевезли собрание петровских "раритетов". Здесь открывается первый в России общедоступный музей, который позже был переведён в специальное здание - Кунсткамеру. При этом музее появилась и первая в России государственная библиотека. Основана она была на личной коллекции книг Пера I. В дальнейшем эта библиотека стала основой книжного собрания Академии наук. Кунсткамера в Кикиных палатах находилась до 1727 года.
В 1733 году рядом с Кикиными палатами появились казармы полка Конной гвардии. Здание было приспособлено под полковой лазарет и канцелярию. По проекту Ф. Б. Растрелли в центральной части построили колокольню с куполом и крестом.
[показать]
В XIX веке здание неоднократно перестраивалось. Надстройка Растрелли была разобрана, появились два лестничных помещения.
Во время блокады Ленинграда здание сильно пострадало от бомбардировок. По проекту И. Н. Бенуа в 1952-1957 годах прошла реставрация здания, ему был возвращён первоначальный облик. Сейчас в Кикиных палатах находится детская музыкальная школа.
Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева

[показать]
В 1736-1737 годах архитектором Г. Крафтом здесь был построен новый каменный особняк для графа Фёдора Андреевича Апраксина, племянника адмирала Ф. М. Апраксина. Дом был построен в формах позднего петровского барокко. Изначально слева от особняка располагались ворота. Супругой Ф. А. Апраксина была графиня Александра Михайловна Шереметева, внучка фельдмаршала Б. П. Шереметева.
[показать]
Краевед В. Измозик в книге "Миллионная улица" пишет о том, что следующим владельцем особняка стал Густав Бирон, брат фаворита императрицы Анны Иоанновны. В середине XVIII века участком владел архитектор Г. Крафт.
[показать]
При В. С. Васильчикове главное усадебное здание перестраивалось по проекту Антонио Ринальди (предположительно). Именно тогда вместо крытого крыльца здесь появился мраморный четырёхколонный портик. Стены гладко оштукатурили, после чего дом приобрёл существующий сейчас облик. Владелец особняка был женат на дочери графа К. Г. Разумовского Анне.
[показать]
Васильчиковым в 1776 году участок был продан бывшей жене герцога Петра Бирона Евдокии Борисовне. Та через два года скончалась, территория перешла во владение её брату князю Н. Б. Юсупову. Ещё через три года князь продал особняк со всей обстановкой за 45 000 рублей княгине Екатерине Петровне Барятинской. От неё в 1789 году дом достался сенатору А. И. Дивову.
[показать]
В 1795 году дом Дивова был куплен казной. Екатерина II подарила его младшему из братьев Зубовых - Валерию. Через три года участок был в руках княгини Марии Григорьевны Голицыной. В 1802 году дом №22 перешёл во владение графа Виктора Павловича Кочубея, который с этого времени возглавлял ведомство внутренних дел.
[показать]
В последующие годы он был членом Государственного совета, руководителем ряда других государственных учреждений. После отставки в 1807 году Кочубей продал особняк князю Василию Васильевичу Долгорукому. Тот спустя 10 лет продал его князю Алексею Борисовичу Куракину. В 1820-х годах в доме Куракина жил посол Великобритании.
[показать]
Парадная лестница в особняке С. С. Абамелек-Лазарева
В 1822-1872 годах домом №22 владел князь Александр Михайлович Потёмкин. Он жил в квартире №3. При нём в здании находилась домовая церковь Сретения Господня. Атлас Н. Цылова показывает, что к 1849 году корпус со стороны Мойки имел четыре этажа. Благодаря супруге Потёмкина Татьяне Борисовне дом на Миллионной улице стал одним из центров благотворительности. После Потёмкина участок принадлежал графу Николаю Павловичу Игнатьеву, который в 1881-1882 годах был министром внутренних дел.
[показать]
Следующим владельцем особняка в 1904 году стал князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев. Одновременно с этим участком он выкупил и соседний участок дома №23 на набережной Мойки. Со зданием на Миллионной улице они связаны переходами через дворовые флигели. Князь выкупил этот особняк после того, как был вынужден по условию завещания отца покинуть свой дом на Невском проспекте (№40).
[показать]
Он переходил во владение Армянской церкви. Часть здания, выходящая на реку Мойку (дом №21), по проекту Е. С. Воротилова в 1907-1909 годах была основательно перестроена. По всей видимости её новый облик напоминал новому владельцу тот самый дом на Невском, откуда он переехал. Вопрос о возможности использовать для отделки нового дома Абамелек-Лазарева предметов из дома №40 на Невском проспекте обсуждалась 30 апреля 1908 года на совете церковной армянской епархии Санкт-Петербурга. Интересы князя представлял архитектор А. И. Таманов.
[показать]
Кроме всего прочего в новый княжеский дом были перенесены балконная решётка, оконные рамы, дверные и оконные проёмы и прочие детали. Ремонт в доме на Невском проспекте С. С. Абамелек-Лазарев выполнил за свой счёт. Архитектору Таманову даже пришлось умерить пыл заказчика, который собирался оставить лишь пустую коробку здания на Невском проспекте. Он предложил оборудовать его точными копиями вывозимых предметов, настаивал на обязательном их предварительном фотографировании.
[показать]
С. С. Абамелек-Лазарев переехал в дом на Миллинной улице в 1910 году. По случаю переезда 19 января был устроен пышный раут для 250 гостей, о чём сообщили петербургские газеты
[показать]
В 1911 году Абамелек-Лазарев выкупил соседний дом №24 по Миллионной улице, в 1913-1915 годах был перестроен и он. Фасад дома №22 стал шире на два окна. Дом №24 был дополнен въездными воротами, в нём провели перепланировку. В те же годы архитектор И. А. Фомин перестроил дом №23 на набережной Мойки. После смерти в 1916 году С. С. Абамелек-Лазарева и до революции 1917 года домом владели его наследники.
[показать]
В 1920-1925 годах эти здания арендовал Пушкинский дом для размещения части фондов и организации выставок. В 1927 году дом №22 был передан Центральному дому работников физической культуры, а в 1933 году здесь стал работать Комитет по физической культуре и спорту.
Особняк Брусницыных

[показать]
Участок дома №27 на Кожевенной линии был застроен не позже 1770х годов. К тому времени здесь находился обращённый к заливу каменный дом. В 1780х годах сюда по указу Екатерины II были переведены кожевенные заводы.
[показать]
[показать]
Организацией производства занималась А. Е. Фишер, ставшая владелицей этого участка. Для неё в 1787 году дом был перестроен. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором - жилые помещения.
[показать]
[показать]
В 1844 году владельцем участка числился купец Н. М. Брусницын. В 1857 году по проекту А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860х годах им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, изменён лицевой фасад. В 1868 году участок с особняком перешёл к Е. И. Брусницыной, Н. М. Брусницын стал владельцем земли южнее Кожевенной линии. В 1877 году по проекту Н. Ф. фон Брюлло во дворе был построен двухэтажный склад.
[показать]
Белый (Танцевальный) зал в особняке Брусницыных
[показать]
В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, для которых через два года его перестраивал А. И. Ковшаров. Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось.
[показать]
[показать]
[показать]
Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Отделка интерьеров особняка отличалась особым богатством. Выделялись Белый зал, столовая и гостиная. Во второй половине XIX века перепланировали сад, соорудили садовую ограду.
[показать]
[показать]
[показать]
После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. Помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.
[показать]
[показать]

[показать]
[показать]
Архитектура и интерьер
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник петербург | donchak-n - Дневник donchak-n | Лента друзей donchak-n / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»