Это цитата сообщения
Майя_Пешкова Оригинальное сообщениеКультурное наследие Российской федерации Его Величество-Московский Кремль.Часть 6.Другие здания
Арсенал (Цейхгауз)
Арсенал Московского Кремля
[показать]
Арсенал (Цейхгауз) — административное здание Службы коменданта Московского Кремля в северной части территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями. Имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западная и северо-восточная стороны здания вплотную примыкают к кремлевской крепостной стене.
[показать]
Двухэтажное здание имеет высоту свыше 30 метров, кирпичные стены декорированы двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма.
[показать]
Возведение Арсенала началось в 1702 году по приказу Петра I на месте сгоревших во время пожара 1701 года хлебных амбаров. Здание предполагалось использовать в качестве военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Арсенал является самым большим сооружением Москвы петровского времени, и его строительство положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.
[показать]
На первом этапе работы возглавили архитекторы М. Чоглоков, Д. Иванов и Х. Конрад. В 1706 году из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 году. С 1731 года строительством руководили фельдмаршал Б.-Х. Миних и архитектор И. Шумахер. Крыша вначале была покрыта золочёной черепицей, фасады предполагалось украсить орнаментальной росписью. В 1737 году во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786—1796 годах. Эта работа осуществлялась под руководством М. Казакова и инженера А. Герарда. При восстановлении Арсенала главный портик приобрёл классицистический фронтон.
[показать]
Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 году Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И. Таманского и Е. Тюрина начались в 1814 году и завершились в 1828 году.
[показать]
После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году к нему были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. Вдоль фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (среди них французских — 365, австрийских — 189, прусских — 123, неаполитанских — 40, баварских — 34, итальянских — 70, голландских — 22). В 1825—1829 годах восстановлением Арсенала занимался архитектор Е. Д. Тюрин.
[показать]
[показать]
Вдоль южной стены выставлены на лафетах 20 русских пушек XVI—XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн» Мартына Осипова и другие. Они были перенесены к Арсеналу после сноса в 1960 году старой Оружейной палаты.
В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания, в котором размещены казармы личного состава Президентского полка и административные службы Комендатуры Кремля и ФСО.
Государственный Кремлевский дворец (Дворец Съездов
[показать]
Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 года — Кремлёвский дворец съездо]) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (проект разрабатывали также Ашот Ашотович Мндоянц и Евгений Николаевич Стамо) и при поддержке Хрущёва.
[показать]
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 — 80-х годах его стены принимали делегатов XXII—XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра.
В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны. Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
[показать]
Грот «Руины»
Сенатский дворец
[показать]
Сенатский дворец — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле. По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название.
[показать]
Шохинская лестница
[показать]
За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Совета министров СССР. В наше время Сенатский дворец является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».
[показать]
Екатерининский зал
Резиденция Президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и представительской частей. Деловая часть включает в себя рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку. Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции. Библиотека президента расположена в ротонде третьего этажа северо-восточной части здания Сената. Легкое купольное перекрытие ротонды образует систему из четырёх арок, которые делят помещение на части.
[показать]
Представительский зал
Зал заседаний Совета Безопасности находится в рабочей зоне Сенатского дворца. Гербовый (Посольский) зал открывает анфиладу представительских помещений Сенатского дворца. В его декоративном оформлении главенствует герб России (отсюда и название зала — Гербовый). Другое наименование зала, Посольский, отражает его предназначение — для приема президентом послов иностранных государств.
[показать]
Выставочный зал - геральдика
Представительский (парадный) кабинет размещается в Малом, или, как его называл архитектор Матвей Казаков, Овальном зале Сенатского дворца. Здесь проводятся встречи президента России с главами иностранных государств, переговоры. Екатерининский зал — главный зал Сенатского дворца Кремля. В Екатерининском зале проходят официальные и торжественные мероприятия с участием президента, в частности, церемонии вручения государственных наград.
[показать]
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
[показать]
Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы.
[показать]
Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию — здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Её основание украшают два торшера, а пролёты — скульптуры богини правосудия.
[показать]
Лестница отделана мрамором и гранитом, перила — ценными породами дерева. Высота зала до купола — 29 м. В простенках между колоннами установлено 18 горельефных панно работы скульптора Д. Замораева. В аллегорической форме они отражают государственную деятельность Екатерины II, прославляют законность, правосудие, просвещение — идеалы передовых людей того времени.
[показать]
С наружной стороны на вершине купола была установлена скульптурная конная группа, изображавшая Георгия Победоносца (герб Москвы). В 1812 г. её разрушили наполеоновские войска. После ремонта здания в 1856 году в нём поместились судебные учреждения, купол до 1917 года был увенчан столбом с императорской короной и надписью «Закон», что было эмблемой царской законности. При советской власти столб с короной демонтировали, а вместо него на вершине купола был установлен флагшток, на котором развевался флаг СССР. 25 декабря 1991 года флаг СССР был спущен и поднят флаг Российской Федерации. Впоследствии он был заменен на президентский штандарт Российской Федерации.
[показать]
Панорама Кремля-кликнуть;
http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_15
14-й корпус Кремля
14-й корпус Кремля — административный корпус, расположенный между Спасскими воротами и Сенатским дворцом Московского Кремля. Фасадом здание обращено к Тайницкому саду. Корпус входит в число строений, образующих Ивановскую площадь Кремля
[показать]
Здание построено в 1932—1934 годах на месте разрушенных в 1929 году Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца.
Это было первое и до 1959 года, когда был построен Дворец Съездов, единственное сооружение на территории Кремля, построенное после 1917 года.
[показать]
Иван Рерберг
Проект административного корпуса принадлежит Ивану Рербергу.
[показать]
Первоначально в 14-м корпусе размещалась 1-я Советская Объединённая военная школа РККА имени ВЦИК, которая в октябре 1935 года была переведена в Лефортово.
В 1938 году в здание переместились Секретариат президиума Верховного Совета СССР и управление коменданта Кремля.
В 1958 году внутренние помещения перестроены под Кремлёвский театр, зрительный зал которого был рассчитан на 1200 мест. Театр был закрыт в 1961 году из-за его неприспособленности для массовых зрелищных мероприятий.
[показать]
До 1991 года в здании проводились заседания палат Верховного Совета СССР.
В настоящее время в здании располагаются некоторые подразделения Администрации Президента, в том числе пресс-служба, служба протокола, управление по внешней политике, референтура. В корпусе также оборудован второй рабочий кабинет Президента.
Корпус не является памятником архитектуры Московского Кремля и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
4 ноября 2009 г. на стене 14-го корпуса Кремля была торжественно открыта мемориальная доска в память о находившемся здесь до 1929 г. Чудовом монастыре.
Площади и сады Московского Кремля
[показать]
Мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного солдата»
Ивановская площадь
Ивановская площадь — площадь в московском Кремле, одна из древнейших площадей Москвы.
[показать]
Колокольня «Иван Великий» (Церковь Иоанна Лествичника)
Возникла после постройки в 1329 году каменной церкви Иоанна Лествичника, «что под колоколы», которая разделила ранее единую городскую площадь на две части. Её восточная часть по Иоанновской церкви стала позднее именоваться Ивановской, западная — Соборной площадью. В XIV—XV веках южную и восточную стороны площади занимали дворы удельных князей Московского дома. С севера на площадь выходили строения Чудова монастыря, основанного в 1365 году При великом князе Иване III большая часть княжеских дворовых мест перешла в собственность казны и была роздана под дворы государевым служилым людям разных чинов, в основном представителям боярских и дворянских родов.
[показать]
Московский Кремль в начале XVII в.
В первой половине XVI века вблизи церкви Иоанна Лествичника были устроены «дьячьи избы», на месте которых при царе Борисе Годунове было возведено первое каменное здание приказов. С этого времени площадь стала одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Сюда стекались челобитчики со всей Руси.
[показать]
Васнецов А. М. Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
На площади дьяки громко объявляли царские указы (отсюда и пошла поговорка: «Кричать во всю Ива́новскую»). Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ.
[показать]
К середине XVII века сложился особый архитектурный облик Ивановской площади, впоследствии безвозвратно утраченный. Доминантой площади оставалась колокольня Ивана Великого, с примыкающими к ней Успенской и Филаретовой звонницами. Перед ними стояли миниатюрные каменные церкви Черниговских чудотворцев и мученика Христофора, «что на площади у Холопьего приказа». К югу от церковных построек тянулось северное крыло двухъярусных приказных палат, имевших П-образную форму.
[показать]
За приказами через проулок, «которым ходят на Москву-реку» находился двор бояр Мстиславских с каменными палатами и церковью Гурия, Симона и Авива. За боярским двором стояла каменная церковь Николая Гостунского, от которой начиналась улица, тянувшаяся к Фроловским воротам Кремля. По другую сторону улицы располагался двор с каменными палатами, который принадлежал боярину Б. И. Морозову. К боярскому двору примыкали постройки Чудова монастыря, от которого начиналась Большая Никольская улица, шедшая к одноимённым воротам Кремля.
[показать]
В последней четверти XVII века облик площади кардинально меняется. В ходе строительства нового здания приказов были разобраны не только старые приказные палаты, но и все близлежащие строения, в том числе стоявшие на площади старинные церкви и большая часть Мстиславского двора. В 1680 году началась перестройка Чудова монастыря. Новые братская трапезная палата и обширная трапезная, построенная при монастырской церкви Алексея митрополита, получили выход на Ивановскую площадь и стали неотъемлемой частью её нового архитектурного облика.
[показать]
Ивановская площадь. В центре Собор Николая Гостунского (снесен в 1816 г.)
На месте бывшего двора боярина Морозова, отданного во владение Чудову монастырю в 1677 году, в XVIII веке был устроен архиерейский дом — резиденция главы Московской епархии. В 1770-е годы для митрополита Платона архитектором М. Ф. Казаковым было возведено новое здание «в новейшем вкусе».
[показать]
[показать]
Планы по масштабной перестройке московского Кремля, разработанные в царствование императрицы Екатерины II, положили начало постепенному разрушению прежнего облика Ивановской площади. В 1770-е годы, в связи с намеченным строительство нового здания Большого Кремлёвского дворца, были снесены приказные палаты XVII века. В 1817 году та же участь постигла церковь Николая Гостунского, главный престол которой был перенесен в колокольню Ивана Великого. При императоре Александре II завершается строительство Малого Николаевского дворца, начатое ещё в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона на месте Платоновского архиерейского дома. Формирование нового архитектурного облика Ивановской площади завершило создание в 1898 году памятника императору Александру II «Освободителю» (скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов).
[показать]
Именно этому памятнику было суждено стать первой жертвой революции 1917 года. Позднее на его месте был разбит Большой кремлёвский сквер. В 1929 году по решению советского правительства начался снос Малого Николаевского дворца и Чудова монастыря, на месте которых был построен административный корпус Кремля. В настоящее время на Ивановскую площадь выходит угол Сенатского дворца и фасад административного корпуса Кремля. Площадь, значительно увеличившая свои размеры, замощена брусчаткой
.
Сенатская площадь
Сенатская площадь расположена в северо-восточной части Кремля, между зданиями Арсенала и Сената, которые ограничивают ее с северной и южной стороны. С востока площадь примыкает к Никольской башне и участку крепостной стены. Западная сторона площади плавно перетекает в небольшое пространство Троицкой площади Кремля.
[показать]
[показать]
До XVIII века территория Кремля, занятая Арсеналом, Сенатом и самой площадью, была довольно плотно застроена. Судя по «Кремленаграду», известному плану Кремля начала XVII века, основу планировочной структуры этой пространственной зоны составляли четыре улицы:
[показать]
Житницкая – она шла от Никольской башни Кремля параллельно крепостной стене до пересечения с Троицкой улицей.
[показать]
Большая Никольская, которая также начиналась от Никольской башни, шла под углом к Житницкой, пересекала Троицкую улицу, и дальше шла к центру Кремля.
[показать]
Чудовская – она начиналась у Сенатской башни и шла перпендикулярно восточной стене Кремля до пересечения с Троицкой улицей.
[показать]
И сама Троицкая улица, которая начиналась у Троицкой башни и шла к Ивановской площади, пересекая и замыкая пространство, образованное вышеназванными улицами Кремля.
[показать]
На «Кремленаграде» хорошо видно, что вся территория между кремлевской стеной и выженазванными улицами к началу XVII века была плотно застроена частными владениями и монастырскими подворьями. Между стеной и Житницкой улицей она имеет форму узкого вытянутого прямоугольника. В начале XVIII это пространство и заняло здание Арсенала. Территория между Житницкой, Большой Никольской и Троицкой улицами имеет форму вытянутого треугольника, обращенного своим острым углом к Никольской башне Кремля. Это и есть будущее свободное пространство Сенатской площади. Между восточной стеной Кремля, Чудовской и Большой Никольской улицами четко читается пространство в форме почти равнобедренного треугольника. Во второй половине XVIII века эту территорию заняло здание Сената.
[показать]
Значительную роль в истории создания в северо-восточной части Кремля Сенатской площади сыграл пожар 1701 года, когда здесь сгорела большая часть житниц и дворов. Петр I приказал сделать чертеж выгоревшей местности и, как считают все исследователи, не только указал строить в Кремле Арсенал (Цейхгауз) - хранилище военного оружия и снаряжения, но и сам выполнил для него общий чертёж. Строительство крупномасштабного здания в форме вытянутой трапеции было начато в 1702 году. Для наблюдения за его возведением были назначены живописцы Оружейной палаты Иван Салтанов и Михаил Чоглоков, строивший перед этим Сухареву башню в Москве.
[показать]
Для «архитектурных размерений» к ним были прикомандированы зодчие – саксонец Христофор Конрад и москвич Дмитрий Иванов. В 1706 году из-за трудностей, связанных с войной со Швецией, работы прекратили. Только в 1715 году строительство было возобновлено, но велось очень медленно.
[показать]
Сенатская площадь слева. Справа - Ивановская площадь
Между тем, начиная с XVIII века, Никольские ворота Кремля стали главным парадным въездом в Кремль. И в 1730 году, к коронации императрицы Анны Иоанновны, здесь, напротив Арсенала, архитектор Растрелли возвел деревянный Зимний дворец (Анненгоф). Приехав на коронацию в Москву, императрица приказала немедленно достроить Арсенал, так как незаконченное здание портило вид из ее окна. В 1736 году Арсенал был наконец достроен. В этом же году Анненгоф перенесли на Яузу, и пространство между Житницкой и Большой Никольской улицами больше не застраивалось. Оно и образовало площадь, получившую вначале название Арсенальной.
[показать]
Александровский сад
Соборная площадь
В центре Кремля располагается главная и самая древняя площадь Кремля – Соборная. Она сохранила уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья.
[показать]
Соборная площадь — является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма.Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого.
[показать]
Основа планировочной структуры площади была заложена в первой половине XIV века, когда по указу великих князей московских Ивана Калиты, а затем Дмитрия Донского на верхнем плато Боровицкого холма были построены первые белокаменные храмы.
[показать]
[показать]
Они не сохранились, но определили пространственную композицию будущей площади, поскольку в конце XV- начале XVI века, когда Москва стала столицей единого государства, и великий князь московский Иван III строил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле, новые храмы были поставлены на местах своих предшественников.
[показать]
Сегодня в ансамбль Соборной площади входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, Золотая Царицына палата и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо, а в обработке фасадов Архангельского собора обильно использован ренессансный декор. Псковские мастера построили Благовещенский собор и Ризоположенскую церковь.
[показать]
Императорская площадь Кремля занимала ту часть его территории (1), которая находилась между Оружейной палатой, Большим Николаевским дворцом и оградой Тайницкого сада. На фотографии вид на восточный фасад БНД от здания Оружейной палаты. На первом этаже парадные и жилые императорские покои. На втором (справа - налево): торец Андреевского зала, над Гербовыми воротами (2)- Кавалергардская зала, левее Екатерининская зала.
(1)- У торца Андреевского зала до 1847 года (как раз к 700-летию города) стоял храм Иоанна Предтечи на Бору. Император Николай I приказал разобрать обветшавшую церковь, по его мнению, портивший вид из окон Большого Николаевского дворца. Храмовую икону св. Уара перенесли в один из приделов Архангельского собора. Главный престол храма отныне находился в башне над Боровицкими воротами. Церковь получила название "что в Боровицких воротах". Заново ее освятили 2 мая 1848 года. Сюда поднимались через часовню в Боровицкой башне. Изначально, архитектор Константин Тон, специально спланировал Императорскую площадь так, что бы сохранить один из первых храмов Москвы (как храм, а не просто здание). В советское время произошла подобная история на Ростовской набережной. Огромный полукруглый Дом Архитекторов специально построили так, что бы сохранить Богородицы храм. Дом построили, храм потом снесли...
[показать]
(2)- Гербовые ворота стоят на месте ярусной Гербовой башни, за которыми находится двор с собором Спаса на Бору и Теремной дворец.
[показать]
В XIX веке был создан ансамбль последней, пятой по счету площади Кремля, получившей название Дворцовой или Императорской. Это произошло после того, как в 1838-1850 годах на месте разобранного древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны, архитектор К.А.Тон возвел корпуса нового императорского дворца.
[показать]
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новых зданий, включил часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII веков. После постройки в 1851 году нового здания музея Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца.
[показать]
Изначально пространство Дворцовой площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. Ажурная чугунная решетка с рисунком в псевдоготическом стиле XIX столетия отделила площадь от проезжей части.
[показать]
[показать]
Большой кремлевский сквер
[показать]
Царь-колокол
[показать]
Царь-пушка
[показать]
[показать]
[показать]
Конечно, крупномасштабное строительство XVIII-XX веков значительно изменило облик древней резиденции на Боровицком холме. Но что интересно отметить - велось это строительство, в основном, с учетом исторически сложившейся планировки Кремля. Трассы его древних улиц и переулков хоть и растворялись во вновь созданных площадях, но при этом определяли их размер и конфигурацию. Значительную роль в ансамблях новых площадей играли древние проездные башни. Они служили композиционной осью, отправной точкой построения всего ансамбля. Поэтому сегодня «город Кремль» представляет собой уникальный архитектурно-художественный ансамбль, созданный на основе синтеза древнерусской традиции и градостроительного искусства Нового времени.
Архитектура и интерьер