любимая песня.хочу поделиться ее первоначальными вариантами.
вся ниже изложенная информация взята из книги "Ария Маргариты"
Вот как выглядел первоначальный вариант (аналог назартовской идеи):
Плыть,плыть на Восток,
Лететь к неизвестной Земле,
Там золотой есть песок,
И ничем не запятнан рассвет.
На борту - сто душ,
Сотня человек,
Бурям на беду
Собран наш ковчег...
Вот шут и моряк,
Палач,музыкант и монах -
Все,кто устал от себя,
Найдут счастье на островах...
Целый год в пути,
Но мечты сбылись -
Берег впереди,
И другая жизнь!
Горек вкус старых морских историй,
Шторм и штиль их достают со дна,
Жизнь и смерть здесь ничего не стоят...
....................(ничего не придумала).
Но стынет ужас в глазах:
Ни птиц и не рек золотых,
Кровь на песке и камнях -
Войны надоевшей следы...
До родной земли
Волны донесут!
Но доплыть смогли
Лишь палач и шут...
Получился довольно простой текст,в котором два ключевых слова: "палач" и "шут",две центральные фигуры создаваемого мира.
"Есть у Джека Лондона замечательный рассказ...Команда корабля,попавшего в штиль,выживает,убив юнгу и отведав его мяса и крови...И называется рассказ..."
Первоначально песня называлась "Жертвоприношение",ибо иначе как ритуальным убийством случившееся на борту "Френсис Спейта" не назовешь.Теоретически сие есть своеобразное причастие в диких условиях,принесшее спасение команде.Но это может быть и жертва морю,взятка Нептуну.Человеческая жизнь в обмен на спасительный ветер в парусах.Хотя на самом деле песня совсем о другом...
Штиль - ветер молчит,
Молчит,затаясь,глубина.
Штиль - нет ни капли воды,
Хотя за бортом океан.
Между всех времен,
Без имен и лиц,
Мы уже не ждем,
Что проснется бриз.
Штиль - сходим с ума,
Жара пахнет черной смолой,
Смерть одного лишь нужна,
И мы,мы вернемся домой!
И моряк-бунтарь
Жертвой выбран был,
Пальцем тронул сталь,
И сам вены вскрыл...
Море ждет - жертву приносим морю,
А взамен море нам дарит жизнь,
Только жизнь здесь так немного стоит,
Море ждет...
Так что,держись!
Да,мы остались в живых,
Та кровь нас от смерти спасла,
Но что,что мы скажем святым,
Спустив шлюпки на небеса?!
Что в последний миг
Он открыл глаза,
Крикнул нам из тьмы:
"Впереди земля!"?
Вначале песня заканчивалась речитативом,который впечатляющим замогильным голосом читал Дубинин.С точки зрения законов драматургии,такой финал истории был бы хорош и уместен.
1-й вариант речитатива
В порту сказали,что чуму
Мы в темных трюмах привезли,
Корабль предан был огню,
Все мы по свету разбрелись.
А наш безумный капитан
Стремился к морю поутру,
Чтобы соленая вода
Смывала кровь с дрожащих рук.
2-й вариант речитатива:
В порту нам сказали,
Что мы прокляты морем,
Ночью кто-то поджег корабль.
Удалось спастись всем...
Кроме капитана.
Дубинин подумал-подумал и решил вообще убрать речитатив.
Жизнь - смерть.Смерть - жизнь...Законы "тяжелого" жанра заставляют то и дело обращаться к этой паре слов.Точно так же,как и к сочетанию "адского" и "райского".
На свет появляется действующий и поныне припев к "Штилю":
Что нас ждет? Море хранит молчанье,
Жажда жить сушит сердца до дна,
Только жизнь здесь ничего не стоит,
Жизнь других,но не твоя...
Окончательный вариант песни:
ШТИЛЬ
(Музыка - В.Дубинин ,Слова - М.Пушкина)
Штиль - ветер молчит
Упал белой чайкой на дно
Штиль - наш корабль забыт
Один, в мире скованном сном...
Между всех времен
Без имен и лиц
Мы уже не ждем,
Что проснется бриз!
Штиль - сходим с ума
Жара пахнет черной смолой
Смерть одного лишь нужна
И мы, мы вернемся домой!
Его кровь и плоть
вновь насытит нас
А за смерть ему
Может, Бог воздаст!
Что нас ждет, море хранит молчанье
Жажда жить сушит сердца до дна
Только жизнь здесь ничего не стоит
Жизнь других, но не твоя!
Нет, гром не грянул с небес
Когда пили кровь как зверье
Но нестерпимым стал блеск
Креста, что мы Южным зовем...
И в последний миг
Поднялась волна,
И раздался крик:
"Впереди Земля!"
"Штиль" - о том,что кроме самого себя человек не видит никого,кроме собственной жизни,для него не существует ничего святого.Ради спасения собственной шкуры он способен идти по телам и головам других,уже упавших и обессиленных.Он готов сожрать слабого...Не спорю.есть исключения,которые чаще всего проявляются в сугубо экстремальных ситуациях.Но посмотрите вокруг: как изменился человек,в нем все чаще проглядывает первобытно звериное,как меняемся все мы,становимся равнодушными и показательно хладнокровными.Вернее,холоднокровными.Общество квакающих лягушек.Да простят меня настоящие лягушки...(с)
[453x341] |