[показать]Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей;
после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и
отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.
Господь открыл мне глаза; ибо я увидел благородство вульгарного,
привлекательность отвратительного, совершенство уродливого и красоту
безобразного.
Когда, изнемогая в несчастье, я называю его злом, или испытываю
ревность и разочарование, я знаю, что во мне вновь пробуждается вечный
глупец.
Когда я вижу, как страдают другие, я чувствую себя несчастным, но
мудрость, не мне принадлежащая, видит, как при этом совершается благо, и
благословляет.
Я забыл, что такое порок и что - добродетель; я вижу только Бога,
Его игру во вселенной и Его волю в человечестве.
Ощущать и любить Бога красоты и добра в уродливом и злом и при
этом стремиться в совершенной любви своей исцелить последние от уродства и
зла - вот подлинная добродетель и нравственность.
Ненавидеть грешника - самый большой грех, ибо это значит
ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей
добродетелью.
Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить
человечество. Кого же, собственно, они любят?
Нет греха в человеке - лишь болезни, непроходимое невежество и
ложное применение сил и способностей.
Грех и добродетель - это игра, в которую мы играем с Богом,
сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной
добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.
Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и
сострадательным к другим.
Когда приходит Мудрость, вот первый ее урок: "Такого понятия, как
знание, не существует; есть лишь проблески Бесконечного Божества."
Стыд приносит свои восхитительные плоды, и как в эстетике, так и в
этике мы едва ли смогли бы обойтись без него; но в остальном он является
признаком слабости и свидетельством невежества.
Преображенная Смерть становится Жизнью, которая есть Бессмертие;
преображенная Жестокость становится Любовью, которая есть нестерпимый
экстаз; преображенное Невежество становится Светом, который простирается за
пределы мудрости и знания.
Лишь через совершенное отречение от желания - или через
совершенное удовлетворение желания - можно войти в самые тесные объятия
Бога, ибо и в том, и в другом случае выполняется главное условие: желание
умирает.
Когда ты веришь опыту души своей и отрицаешь отличный от него опыт
другой души, знай, что Бог тебя дурачит. Разве ты не слышишь Его довольный
смех за покровами души твоей?
Все, что выше достигнутого человеком уровня, кажется ему
невозможным, и ему, действительно, трудно достичь этого одними лишь
собственными усилиями; но все становится вдруг легко и просто, когда за дело
берется Бог в человеке.
Эгоизм - единственный грех, подлость - единственный порок,
ненависть - единственное преступление. Все остальное можно легко обратить в
добро, эти же качества - самые упорные противники божества.
Мир - это бесконечная периодическая десятичная дробь, целая часть
которой - Брахман. Кажется, будто период начинается и кончается, но дробная
часть бесконечна; у нее никогда не будет конца и никогда на самом деле не
было начала.
Начало и конец вещей - это условные термины нашего опыта; для
истинного бытия вещей эти термины не обладают реальностью: нет ни конца, ни
начала.
Любовь к уединению есть признак предрасположенности к знанию;
само же знание достигается лишь тогда, когда неизменное ощущение
уединенности не покидает нас ни среди толпы, ни на поле боя, ни в рыночно
сутолоке.
Если ты, свершая великие дела, влекущие великие последствия,
способен понять, что ты не делаешь ничего, то знай, что Бог снял свою печать
с глаз твоих.
Всякая болезнь - это путь к новому наслаждению здоровьем, всякое
зло и страдание - это приготовление Природы к некоему более высокому
блаженству и счастью, всякая смерть - это врата в величайшее бессмертие.
Почему это так - тайна Божья, которую может постичь лишь душа, очищенная от
эгоизма.
Если, сохраняя свое ограниченное человеческое эго, ты мнишь себя
сверхчеловеком, ты просто жертва собственной гордыни, игрушка собственной
силы и орудие собственных иллюзий.
Ад и Рай существуют лишь в сознании души. Да, но то же самое
можно сказать и о Земле со всеми ее материками, морями, полями, пустынями,
горами и реками. Весь мир есть не что иное, как образ, построенный в
сознании Души.
Есть только одна и душа и одно бытие; значит, все мы видим одну и
ту же объективную реальность; однако, в этом едином бытии-душе переплетаются
многие умы и многие эго, поэтому один и тот же Объект все мы видим с разных
сторон и в разном свете.
Остерегайся западни пустой метафизики, не ступай на почву
бесплодной интеллектуальности. Ценно лишь то знание, которое можно поставить
на службу живой радости и воплотить в чувстве, действии, созидании и бытии.
Стань тем знанием, которым ты обладаешь, и живи им; тогда твое
знание пребудет живым Богом в тебе.
Двойственный закон греха и добродетели установлен над нами
потому, что мы пока не открыли в себе совершенную жизнь и совершенное
знание, которые сами собой неуклонно вели бы душу путем самореализации.
Закон греха и добродетели утратит свою власть над нами, когда Божественное
Солнце в полную мощь воссияет над душой, познавшей истину и любовь. После
Моисея пришел Христос, на смену Шастрам - Веды.
Бог, пребывающий в нас, всегда ведет нас путем истинным, даже
когда мы томимся в оковах неведения; просто в последнем случае мы достигаем
цели после долгих блужданий и хождений окольными путями.
Для того, чтобы понять Бога, нам нужно отказаться от наших
человеческих установок, порожденных эгоизмом и неведением, или же сделать их
всеобъемлющими и возвысить.
Если добрый человек умирает или терпит неудачу, а злой живет и
торжествует, значит, Бог должен быть злым? Я не вижу логики в таком
утверждении. Сначала докажите мне, что смерть и неудача - это зло; порой мне
кажется, что в миг своего прихода они являются высочайшим благом для нас.
Но, введенные в заблуждение своим сердцем и нервами, мы упорно видим зло во
всем, для них неприятном или нежеланном.
Мысленно обращаясь к прошлому, я вижу, что если бы я не оступался
и не страдал, то не познал бы высочайших восторгов своей жизни; однако, в
час страданий и неудач я погружался в бездну отчаяния. Из-за того, что мы не
в состоянии видеть дальше собственного носа, мы позволяем себе распускать
нюни и роптать. Умолкните, о глупые сердца! Убейте эго, научитесь широкому,
космическому видению и чувствованию.
Совершенное космическое видение и космическое чувствование - вот
лучшее средство от всякого заблуждения и страдания; но люди в большинстве
своем преуспевают лишь в расширении пределов собственного эго.
Живи для Бога в твоем ближнем, Бога в тебе самом, Бога в твоей
стране и стране твоего врага, Бога в человечестве, Бога в дереве, в камне, в
животном, Бога в мире и за пределами мира - и перед тобой откроется прямая
дорога к освобождению.
При виде зла, вносящего свою лепту в общее благо мира, и
добродетели, причиняющей порой вред, страдает душа, очарованная добром.
Пусть это не смущает и не печалит тебя - лучше ищи и обрети спокойное
понимание образа действия Божия в человечестве.
В провидении Бога нет зла - одно лишь добро или процесс его
становления.
Добродетель и порок были созданы для того, чтобы душа твоя
развивалась в борьбе; но плоды их принадлежат Богу, существующему по ту
сторону порока и добродетели.
Живи внутренней жизнью; да не возмутят твой покой события
внешнего мира.
Болезнь будет неизменно возвращаться в тело, если в душе
сохраняется изъян; ибо пороки разума - это скрытая причина пороков тела.
Точно так же нищета и неурядицы всегда будут преследовать человека в
обществе, пока ум человечества остается во власти эгоизма .
Веданта же говорит: "Человек, по природе и сути своей ты един с
Богом, в душе ты един с твоими ближними. Так пробудись и устремись к своей
высочайшей божественности, живи для Бога в себе и в других". Это учение,
прежде доступное лишь немногим, ныне должно предложить всему человечеству,
дабы оно могло обрести свободу.
Жизнь и деятельность достигают наивысшего расцвета и навеки
обретают для тебя законченный смысл, когда ты приходишь к умению
символизировать и проявлять во всем - в каждой мысли и в каждом действии, в
искусстве, литературе и жизни, в обретении богатства, в обладании им и в его
использовании, в собственном доме, в правительстве и в обществе - Единого
Неумирающего в Его низшем смертном бытии.
Люби Бога в своем противнике, даже когда ты поражаешь его; и
тогда ад не станет уделом ни одного из вас.
Всегда жертвуй, жертвуй и жертвуй - но ради Господа и
человечества, а не ради самой жертвы.
Эгоизм убивает душу; уничтожь его. Смотри, однако, чтобы твой
альтруизм не убивал души ближнего твоего.
Обычно альтруизм есть не что иное, как утонченнейшая форма
эгоизма.
Храбрость и любовь - единственные необходимые добродетели; даже
если все остальные ослабнут или заснут, эти две сохранят душу живой.
Подлость и эгоизм - единственные пороки, которые я нахожу трудным
простить; однако, именно они распространены повсеместно. Поэтому нужно не
ненавидеть их в других, но уничтожить в самих себе.
Благородство и великодушие - это эфирная твердь души; без них мы
зрим ничтожество в темнице.
Стремись не к тем добродетелям, которые восхваляются и
вознаграждаются среди людей, но к тем, которые служат к твоему
совершенствованию и которых требует от тебя Бог, сокрытый в твоей природе.
Альтруизм, долг, семья, родина, человечество становятся оковами
души, когда перестают быть ее орудиями.
Бог направляет лучше всего, когда Он сильнее всего искушает;
любит в полной мере, когда жестоко карает; помогает совершенно, когда
яростно противостоит.
Если бы Господь не взял на себя тяжкую обязанность искушать
людей, мир очень скоро пришел бы к погибели.
Допусти внутренние соблазны, чтобы исчерпать низшие свои страсти
в борьбе с ними.
Если ты предоставишь Богу очистить тебя, Он сам исчерпает в тебе
зло; если же ты настаиваешь на собственном водительстве, ты ввергнешься в
пучину греха и страдания.
Не называй злом все, что люди именуют злом, - отвергай лишь то,
что отвергает Бог; не называй добром все, что люди именуют добром, -
принимай лишь то, что принимает Бог.
Вера сердца - это смутное и часто искаженное отражение скрытого
знания. Зачастую сомнения мучают верующего больше, чем самого закоренелого
скептика. Он упорствует, потому что некая часть его подсознания обладает
знанием. Она-то и допускает и слепую веру, и сумеречные сомнения и влечет
человека к откровению, знание о котором хранит.
Прощать своих обидчиков благородно, но не так благородно прощать
зло, причиненное ближнему твоему. Тем не менее, прости и это, но если
необходимо, спокойно отомсти.
Когда ты заметишь в себе презрение к ближнему, взгляни в
собственное сердце и рассмейся над своей глупостью.
Обрати все в мед; вот закон божественной жизни.
Когда ты слышишь мнение, которое тебе не по нраву, исследуй его и
найди в нем правду.
Не верь человеку, который не знал неудач и страданий; не иди за
его счастьем, не воюй под его знаменем.
Сосредоточь на цели душу свою, свободную от страстей, и достигай
ее с помощью заключенной в тебе божественной силы; и тогда сама цель создаст
средства своего достижения, более того, она сама станет этим средством. Ибо
цель - это Брахман, она уже осуществлена; ты должен всегда видеть ее как
Брахмана, всегда видеть ее уже осуществленной в душе твоей.
Люди видят события как нечто не совершенное и стремятся к их
осуществлению. Это ложное видение; события не совершаются, они развиваются.
Высочайшее событие есть Брахман - осуществленное в незапамятные времена, оно
в настоящее время лишь проявляет себя.
Отдельная личность не может достичь совершенства, не отказавшись
во имя божественного Бытия от всего, что она сейчас называет собой. Точно
так же нельзя будет говорить о совершенном обществе, пока человечество не
отречется во имя Бога от всего, что у него есть.
Нет ничего малого в глазах Бога; пусть же и в твоих глазах не
будет ничего малого. В формирование раковины Он вкладывает столько же усилий
и божественной энергии, как и в создание империи. Куда достойнее быть
хорошим сапожником, чем богатым и несведущим королем.
Как мне познать волю Божью в отношении меня? Я должен избавиться
от эгоизма, изгнав его из всех тайников и убежищ своего существа, и окунуть
очищенную и обнаженную душу в Его бесконечные труды; и тогда Он сам откроет
мне волю свою.
Лишь обнаженная и и не ведающая стыда душа может быть чистой и
невинной, подобно Адаму в первозданном саду человечества.
Альтруизм может спасти твою душу, однако смотри, чтобы ты спасал
ее, не обрекая ближнего на вечные муки.
Не ограничивай жертву свою отказом от земных благ или некоторых
желаний и страстей - пусть каждая твоя мысль, любое дело и всякая радость
будут приношениями обитающему в тебе Богу. Совершай путь свой в Господе
твоем, пусть и сон твой, и бодрствование станут жертвоприношением Кришне.
Страх и тревога суть извращенные проявления воли. Ты сам
вызываешь к жизни то, чего опасаешься и о чем неотступно думаешь, постоянно
проигрывая один и тот же мотив в уме своем; ибо разум твой подспудно
стремится к тому, от чего отвращается бодрствующая воля, и этот
подсознательный ум мощнее, шире и имеет больше возможностей осуществить
задуманное, чем твои бодрствующие сила и интеллект. Однако, дух сильнее их
обоих, вместе взятых; обрети же убежище от страха и надежды в безбрежном
покое и безмятежном царстве всемогущего духа.
Человечество использовало два мощных вида оружия для уничтожения
своих сил и своей радости: неверное удовольствие и неверное воздержание.
Лечит не столько лекарство, сколько вера пациента в доктора и в
лекарство. И первое, и второй суть грубые заменители природной веры пациента
в собственные силы, которую они сами и разрушили.
Наиболее здоровым человечество было в те времена, когда было
меньше всего материальных целебных средств.
Заключенный в нас дух - единственный всемогущий целитель,
подчинение ему тела - единственная подлинная панацея.
Скрытый в нас Бог есть безграничная, реализующая себя Воля.
Освободившись от страха смерти, можешь ли ты предоставить Ему (не в порядке
опыта) со спокойной и абсолютной верой все свои болезни? В конце концов ты
увидишь, что в искусстве своем Он превзойдет миллион докторов.
Неверие в нашу целительную силу явилось нашим физическим
изгнанием из Рая. Медицинская Наука и дурная наследственность - два Божьих
ангела, которые стоят у его врат, препятствуя нашему возвращению и новому
вхождению туда.
Когда открывается видение сердца, то Природа, Мысль и Действие,
идеи, занятия, вкусы, предметы - все становится Возлюбленным и служит
источником экстаза.
Если ты не в силах полюбить самого отвратительного червя и самого
гнусного преступника, как можешь ты полагать, что принял Бога в духе своем?
Любить Бога, исключая мир, означает совершать ревностное, но
несовершенное поклонение Ему.
В неведении своем мы подобны детям, которые гордятся умением
ходить без посторонней помощи и слишком упоены своими успехами, чтобы
почувствовать руку матери на плече. Когда же мы пробуждаемся, мы видим,
оглядываясь назад, что Бог всегда вел и поддерживал нас.
Любовь к Богу, милосердие к людям - вот первый шаг к совершенной
мудрости.
Осуждающий неудачу и несовершенство порицает Бога; он
ограничивает собственную душу и обманывает собственное видение. Не суди, но
изучай Природу, помогай братьям своим, исцеляй их и укрепляй своим
сочувствием их способности и мужество.
Любовь к мужчине, любовь к женщине, любовь к предметам, любовь к
ближнему, любовь к родине, любовь к животным, любовь к человечеству - все
это любовь к Богу, воплощенному в этих живых образах. Так люби же и расти
духом, чтобы наслаждаться всем, всему помогать и любить вечно.
Самая великая радость - быть рабом Божьим, подобно Нараде; самый
страшный ад - будучи отвергнутым Богом, быть владыкой мира. То, что по
невежественным понятиям более всего приближает к Богу, на самом деле более
всего удаляет от Него.
Если бы ад существовал, это был бы кратчайший путь к высочайшим
небесам. Ибо Бог поистине любит.
Бог изгоняет нас из всякого Эдема, дабы нам пришлось пройти через
пустыню к более божественному Раю. Если тебе непонятно, зачем нужен этот
изнурительный переход по раскаленным пескам, значит, ты остался в дураках у
разума и не познал сокрытую за ним душу свою - ее смутные желания и тайные
восторги.
Одно из самых горьких открытий для сострадающего по-человечески
заключается в том, что избавление тела или ума ближнего от страдания не
всегда служит ко благу души, разума или тела.
Люби людей, служи им, но остерегайся искать их похвалы. Подчинись
лучше сокрытому в тебе Богу.
Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы