Коляда, Щедрец, Водокрес и Велесовы святки
Коляда, Щедрец, Водокрес и Велесовы святки.
01.
Задолго до Рождества Христова и Крещения славяне праздновали свои праздники. Почти все обряды этих праздников были замещены обрядами новой религии. Многие элементы древних славянских обрядов были заимствованы христианами для своих богослужений, а образы славянских богов превращены в христианских святых: Коляда (католическое Рождество Христово), Велесовы святые вечера (Рождественские святки), Водокрес (православное Рождество Христово), Сороки – Заклики Весны (Сорок мучеников), Масленица (Благовещение), Ладины-Лельник (Пасха), Ярила Вешний (Георгий Победоносец), Вешнее Макошье (Никола Вешний), Купала (Иоанн креститель), Летнее сварожье (Петр и Павел), Перуница (Илья Пророк), Спожинки (Спасы), День Рода и Рожаницы (Рождество Богородицы), Покров-Осеннее сварожье (Покров Богородицы), Осеннее Макошье (Параскева Пятница), Сварожки (Михаил Архангел), Моренин день (Введение Богородицы во храм), Корочун (Сочельник).
Может быть, вместо того чтобы учить чужую историю, лучше вернуть себе истинное наследие, наследие наших предков – славян, а вместо изучения Библии заняться изучением интереснейших мифов, сказаний, былин. Я уверена, что при этом мы будем делать все новые и новые открытия – «откуда мы пришли в этот мир».
Я хочу рассказать о том, какими были эти зимние праздники у славян.
Но сначала несколько слов об источниках, по которым мы можем судить о древности славянских традиций. Помимо летописных источников – «Вед», мне кажется наибольшим богатством фольклорное наследие славян.
http://www.tel-inform.ru/misc/legend/ - Славянские мифы
61.СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ВЕДИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
«Полное собрание славянских народных песен, былин, сказок и сказаний, духовных стихов представляет собой тысячи томов. И они содержат в себе те самые «Изначальные Веды», утраченные ариями, пришедшими с Севера в Индию и Иран. Иные сборники русских народных песен и былин содержат сказания более древние и лучше сохранившиеся, чем сказания «Пуран».
Ныне мною был опубликован полный свод «Изначальных Вед», названый древним именем этого собрания мифов и преданий славян: «Звездной книгой Коляды". Каждый текст этой книги имеет прообраз в устном предании и в народных книгах славян (также в близких традициях). Мною была произведена работа по сбору текстов, переводу на современный русский язык, упорядочиванию, сличению, выделению древней основы. «Книгу Коляды» следует считать источником по древней вере славян, ибо каждый текст, образное выражение, мысль сей книги могут быть удостоверены народной песней, былиной, сказом.
Одним из важнейших источников по славянской мифологии и древней ведической вере славян следует считать также книгу «Веда славян», собрание песен южнославянского народа болгар - помакав. Сия книга (в двух томах) издана в конце прошлого века в Белграде и Санкт-Петербурге Стефаном Ильичем Верковичем. «Веда славян» заключает в себе обрядовые песни и моления славянским богам, она для славян не менее значима, чем «Ригведа» для индусов. Она до сего времени не переведена на русский язык, однако многие древние славянские мифы из этой книги вошли в «Книгу Коляды».
До недавнего времени были известны и другие священные тексты древних славян, около двух десятков источников. Самые обширные и значительные из них таковы: «Перуница» (Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим), судя по описанию, представляла собой 12 книг.
Далее: «О Китоврасе. Басни и Кощуны» (название условное, это славянская ведическая мифология), 143 доски V-го века.
«Белая книга», включающая в себя сказания о Коляде Венедском, тризны Златогора, Буса Белояра, новгородские предания времен Буривоя и Владимира Древнего. Были и сочинения географические, гадательные книги и прочее, прочее.
Память о многих книгах сохранили и общины болгар - помакав («Золотая Книга», «Птичья Книга», «Книга Странствий» и так далее). Эти книги были уничтожены также не столь давно.
Ныне многие упомянутые книги нам не доступны. Часть их, видимо, находится в закрытых государственных хранилищах в России. Часть еще в начале XIX века была вывезена по масонским каналам за пределы Российской империи, в основном в Австрию.
Ныне сии рукописи распылены по библиотекам Европы и Америки и почитаются тайнописью. Многое из перечисленного еще можно спасти, часть возможных хранилищ сих рукописей нам известна.
Но в отечественной науке отсутствует интерес к данной теме, а значит, нет и государственной помощи исследованиям. Нужна перемена отношения к русской ведической культуре у тех, кто принимает решения в нашем государстве, то есть у власти политической и финансовой, ибо для нахождения, опубликования и изучения этих книг нужны значительные средства.
Важность русской ведической традиции, русской ведической литературы, велика не только для России, но и для всего мирового сообщества, ибо русский ведизм близок к Истоку ведической веры и ведической культуры, а она во многом определяет жизнь современной цивилизации.
»
02.
КОРОЧУН — 24 стуженя/декабря
Самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.
В этот день Силы Тьмы стараются не пустить в наш мир светлых богов, не допустить рождение Коляды. Но славяне ждут и встречают юного бога, и своими обрядами защищают его, а помогает им в этом волшебство бога Велеса. Так рождается свет молодого Солнца и Коляда.
По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т. п. Дело в том, что в этот день мир Нави совсем близко подходит к людям, и тайны, сокрытые тьмой, могут стать известны. Однако не стоит недооценивать всю опасность встречи с миром Тьмы – и лучше заручиться поддержкой бога Велеса.
КОЛЯДА — 25 стуженя/декабря
Один из основных святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца. В этот день творят обряд Обновления — Возрождения Огня, и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, помогая новому Солнцу.
Рождество Коляды – это символ нарождения нового Солнца в Колесе жизни, а младенец Коляда – символ вечно обновляющегося мира, стремящегося к Свету.
Об одной археологической находке, о найденном символе Коляды, интересно написано в книге «Святослав».
http://www.arya.ru/biblio/ozar/svyatoslav/3.htm
- 03 Боги и люди Руси – 1. Русская вера – книга «Святослав»
«Многих отчего-то волнует, были ли у русов храмы.
Могу уверенно заявить, что были. Их упоминает Иаков Мних в «Похвале и памяти князю русскому Владимиру», утверждая, что он «храмы идольские раскопа и посече». Храм в Северной Руси упоминает «Сага об Йомских витязях».
Более того, на Руси найдены остатки такого сооружения, возможно, того самого, упоминающегося в саге, полностью подобные остаткам небольшого славянского храма, раскопанным в ГДР, в Гроссен-Раден.
В том храме даже найдены шесть наконечников копий и останки коня – свидетельство того самого обряда, что варяги совершали в Арконе, Радигоще и Щецини, а их колонисты в устье Двины передали ливам.
В нашем ничего подобного не найдено, зато найден «Перунов топорок» на гривне и деревянный кумирчик какого-то неведомого, но очень симпатичного Божества – Младенца.
Храм найден в Ладоге, на… Варяжской улице! Прочел я об этом в книге выдающегося «неонорманниста» Глеба Лебедева, причем он сам же и отмечает, что храм имеет западнославянский, а не скандинавский вид!
»
Он приде са Злата Майя.
Каледа наш Коледа!
Он приде помочи
Коледа на земе та.
Так родилси млада Бог!
Злата та его носила,
Так сошет он на земе
Ото града и до града,
От села и до селу,
Ото града Белограда.
Потрудилась Злата Майя,
Коляда наш Коляда!
Потрудилась, потужилась,
И родила молодца!
Коледа на земе та!
Несе он позлатой жезл.
Шествует он по земле
Ото града и до града,
От села и до селу,
Ото града Белограда.
Песня болгарских славян помаков.
Из «Веды славян», 1-5;1,1-37
«Книга Коляды». Пересказ мифа о Коляде:
«Узнал о рождении Коляды Чернобог. Очень он огорчился, ибо были ему предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. И сделал он так, чтобы Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
Чернобог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах, а его жена Майя ушла в Навь, как и было ей предначертано. А вернулась она из Царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому отправила она Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.
Поднялся Хорс рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою. И нашел у берега Хорс корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Пришли они ведомые путеводной Звездой ко Воротам Ирия. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И вошли они, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
И увидели колежане, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. А рядом на серебряной скамеечке - Хорс. У Хорса золотая борода и усы. У Зари-Зареницы кудри русые, рассыпаются серебром по ее плечам.
Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка - первый с медом Сурьей, второй - с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому - Заря-Зареница, а Абриту - Коляда.
А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать - как им погубить молодого бога Коляду.
И тогда сказал Кащей демонице Путане:
- Обернись, Путана, молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Пусть его кости станут прахом, пусть развеет их черный ветер!
Демоница Путана слила вино в золотую чашу, а в вино подмешала отраву. Прилетела она с чаркой в Ирий и сказала:
- Я принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
Отвечали ей колежане:
- Коляда еще молоденек! Пить вино ему рановато. Лучше дай-ка ты, Путана, грудь молодому богу!
Обмакнула Путана грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь свою с отравой. Приложился Коляда к груди Путаны, высосал все молоко, а вместо яда жизнь Путаны.
Обернулась тут Путана старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И тут все ужаснулись, увидев страшное тело демоницы. Тут Заря-Зареница подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось Царство Кащеево от гнева Чернобога».
«Как два сокола летели.
Таусень и Коляда!
Там то лето - здесь зима!
Как они летели -
все люди глядели.
Как они садились -
все люди дивились.
Как они вспорхнули -
все люди вздохнули».
«Книга Коляды», X а
Приметы:
«Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная», «Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».
НОВЫЙ ГОД – ЩЕДРЕЦ (ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР) – в ночь на 1 сеченя/января
Новый год – Щедрый вечер - Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах и по сию пору!
Когда бог лютого холода Морок ходит по селениям, насылая крепкие морозы, поселяне, желая оградить себя от стужи, ставят на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.
Теперь Морок превратился в доброго старика - Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Считается, что таким стал именно Морок, причем совсем недавно, в середине XIX века.
Однако образ доброго Деда Мороза, скорее всего, связан с древнеславянским богом Велесом, который всегда считался богом-покровителем, повседневным советчиком и помощником. К Велесу обращались – помочь скотину защитить от мора, принести в дом достаток и предостеречь от опасности.
Посмотрите – как одет Дед Мороз – у него длинная шуба, но точно так же в шубе рисуется и Велес. А шуба у Велеса – от его способности к оборотничеству - превращаться в медведя. И волшебные свойства Деда Мороза так же идут от Велеса. В конечном итоге Велес и превратился в доброго Деда Мороза, и в веселого Санта Клауса, разъезжающего по небу в упряжке из 9 оленей. Между прочим, именно в древнем славянском календаре было 9 дней в неделе.
В украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.
Однако обычай украшать деревья присутствует у славян практически на всех праздниках, а главным деревом для украшения изначально была береза – дерево «бера», т.е. медведя. Но, опять же, медведь – тотемное божество Велеса. Так что все зимние новогодние обычаи снова приводят нас к древним славянским верованиям. Береза же так и осталась главным символическим деревом другого славянского праздника – Купалы.
А то, что главным деревом Рождества стало именно хвойное дерево, так причина в том, что не везде растут березы. К тому же, например, на Оке новогодним деревом считается маленькая сосна, а не ель. И именно сосна считается священным деревом в других ведических странах – Китае и Японии.
Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Во время празднования Нового года произносились заклинания на весь будущий год. Не отсюда ли обычай – произносить тосты и пожелания? Славянки в Щедрый вечер гадали о будущем женихе. Не об этом ли мечтают в Новый год девушки, желая, чтобы им попался пирожок с колечком?
Щедрец был центральным днем в Велесовых днях. За 6 дней до него отмечали Коляду, а через 6 дней после – Водокрес. В череде зимних святочных дней и этот праздник не обходился без гаданий.
Для январских заклинаний и гаданий, связанных с «подблюдными песнями», требовались специальные сосуды для святочной воды, в которую опускали серебряное колечко. Идея воды подчеркивалась и массивной рельефной зигзагообразной линией, идущей вокруг всего обрядового сосуда, под самым венчиком.
Аграрно-магический характер святочных гаданий достаточно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных «подблюдных песен» (песен «под блюда», к праздничному столу) являлась «слава хлебу».
Вода и обереги с солярной символикой (кольца, колты, браслеты, амулеты) - обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как Вода и Солнце, обеспечивали древнему славянину урожай.
ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
Двенадцать святок – святых вечеров, начиная с кануна Коляды и до Водокреса, посвящены Памяти Предков. Это Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты.
Святки - пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бес-чинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок.
Велесовы дни в Болгарии.
В болгарских новогодних обрядах участвовали 12 «старцев, одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами». Эти старцы – «сурвакары» - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок ряженых чаще всего были маски медведя и быка-тура, отсюда и другое название святок - Турицы.
2 января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние «сурвакары» и «колядники» очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках. Обязательной была маска медведя.
Святки делились на две половины:
- первая (включая новогоднюю ночь - Щедрец) была связана с Колядой и посвящена будущему урожаю и гаданию девушек о замужестве, а
- вторая (начиная с новогодней ночи) была связана с борьбой Велеса с демонами (бесами, отсюда и слово «бесчинство») Кощного бога. Велес считался покровителем скота и зверья. Эта часть святок отличалась особенным «разгулом нечисти», с ней нужно было сражаться под защитой Велеса.
Велес мог выступать как в виде медведя - «лесного царя», так и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства.
Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса.
Турицы у восточных славян.
В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, но под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур; по селам водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые «туры».
У древнего Велеса со временем оказались две звериных ипостаси:
- более архаичная, охотничья — медведь (сохраненная на Севере) и
- несколько более поздняя, связанная со скотоводством, — тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации.
На Руси христианство наложило строгий запрет на имя самого популярного славянского бога, но таким образом содействовало появлению такого новообразования, как Тур и Турицы.
Связь Велеса с зимними святками объясняет не только обрядовое печенье в виде домашних животных, но и ряженье, одевание звериных масок и пляски в вывороченных тулупах.
Старые авторы оставили красочные описания святочных маскарадов:
«когда люди на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают...».
В другом поучении в более общей форме говорится: «...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем».
В Турицы глава семьи, в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как должен был, очевидно, выглядеть древний волхв, жрец «волохатого бога Волоса».
Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки». При этом преобладают названия, связанные с коровами.
Древний «скотий бог» Велес занимал видное место в народной календарной обрядности. Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год: на зимние святки и на масленицу, причем оба срока были связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
Так дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя-кома, когда белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу.
Несомненная сопряженность Велеса с медведем, установленная рядом исследователей, позволяет связать с этим «скотьим богом» и масленичное ряженье. Получается так, что сам обычай ритуального переряживания, и на святки, и на масленицу, оказывается прочно связанным с Велесом в его первичной ипостаси звериного бога, осложненной более поздними элементами «скотьего бога».
Впрочем, в дошедших до нас мифах говорится о другой ипостаси Велеса – мудрого бога, научившего славян земледелию, письменности и подарившего им Коловрат-Календарь.
ВОДОКРЕС — 6 сеченя/января
Водокрес - последний день Велесовых дней, святочных БЕСчинств. В этот день происходит закрытие Врат Нави. С этих пор нечистая сила уже не так досаждает славянам.
В этот день Искра Небесного Огня (Креса) из Кузни Семаргла Сварожича падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами.
Ещё верят, что в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям «здраву» – благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Отсюда – распространенная на Руси забава и одновременно здравица – купание в проруби.
6 января – это Крещение Господня, Богоявление, у христиан. Обряды этого дня, как почти и все обряды славянских праздников христиане заменили своими обрядами.
В этот день «православные» христиане, якобы, вспоминают о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан в Палестине. Отсюда, якобы, пошло название «иордани» – «проруби», в которых купались на Богоявление.
Однако древнерусское слово «Крес» (отсюда и свастический равносторонний «Крест») означало «Огонь», а вовсе не христианский крест распятия, как сейчас считают многие. А «Крещением» первоначально называлось «Посвящение Огнём».
С водою же были связаны другие очистительные обряды, которые назывались иначе – «водокресами». И если «крещение» было прерогативой воинов, мужчин, то «водокрес» был доступен всем славянам, начиная с самого факта рождения. Рождение славянина проходило в освященной волхвами домашней родовой купели.
В новом (христианском) календаре, числа 6 и 12 посвящены Велесу.
У Макоши, богини Судьбы — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 января. Собирают снег для отбеливания холстины, т.к. Макошь также покровительница ткачества и рукоделия. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год. Мокошь еще и покровительница святых колодцев и источников.
* * *
[699x612]