• Авторизация


Торжокское золотое шитьё 27-01-2015 05:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tinalek Оригинальное сообщение

Торжокское золотое шитьё

Торжокское золотое шитьё (от названия города Торжок, Россия) - один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 века и получивший широкое развитие в 18 веке. Этот вид вышивки, пришел в славянский обиход из Византии и стран Востока, искусство золотого шитья по-новому зазвучало у русских мастериц. Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах.
[показать]
Вышивальный промысел сложился в Торжке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый "кованый шов" и шов "в прикреп" по настилу.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II
[показать]
Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотой вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотого шитья в целом переживали значительный упадок.
Заботу о сохранении традиции золотого шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.
[показать]
Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотых вышивок 17-18 столетий. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т. д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д. Традиции золотого шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари.
[показать]
Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Но встречаются фигурки зверей, птиц, фантастических животных.

[показать]
[показать]

Из современных направлений распространены сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы. Золотые руки торжокских мастериц и по сей день, сохраняют и развивают вековые традиции народного искусства золотого шитья.
[показать]

А.С. Пушкин покупает здесь в ноябре 1826 года пояса в подарок для княгини Вяземской. О золотошвейных торжокских туфлях упоминает Л.Н. Толстой в романе "Война и мир". О живописном наряде девушек из этого тверского города говорит в своем дневнике А.Н. Островский, посетивший его в 1856 году.

[показать]

Традиционные изделия вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом "кованым" швом и швом "в прикреп" по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.).
Подготовительная работа к «кованому» шву:
Прежде чем приступить к выполнению «кованого» шва, нужно произвести подготовительную работу, которая состоит из следующих операций:
1. Запяливание подкладного материала и нахождение на нем центра.
2. Приметывание основного материала или наклеивание замши или кожи на подкладной материал, совмещая центры.
3. Перевод рисунка на картон и вырезка деталей.
4. Перевод рисунка на основной материал (на бархат прометкой, на кожу проколами, на сукно припорохом).
5. Наклейка картонных форм по рисунку и закрепление их с помощью приметки.
Характеристика «кованого» шва
«Кованый» или «литой» шов является основным в золотом шитье. Выполняется по картону, что придает эффект объемности. Представляет собой ряд плотно уложенных по картонной форме стежков, создающих впечатление монолитности. Рабочая нить образует рисунок по изнанке, золотая – по лицевой стороне.

Выполнение «кованого» шва
Наклеенный по рисунку картон закрепляется рабочей нитью. Это делается для того, чтобы картонные формы не сползали по ворсу, если вышивка выполняется по бархату и чтобы первый стежок не сползал с картонной формы. Материал прокалывается шилом у края картонной формы. В отверстие снизу вверх выводится игла с рабочей нитью ( см. Рис.1 т.1). На иглу рабочей ниткой выполняется один-два навива и иглу вводят в то же отверстие (Рис.2). В образовавшуюся петлю протаскивают конец мишуры (золотой нити), (Рис.3), петлю затягивают таким образом, чтобы конец плотно закрепился (Рис.4). Затем конец протаскивают на изнаночную сторону (Рис.5). Таким образом выполняется закрепка золотой нити.
После того, как нить закреплена, перекладываем витейку на противоположную сторону картонной формы. Выводим иглу с рабочей нитью на лицевую сторону в т.2 (Рис.6) в том месте, где должен быть закреплен первый стежок. Захватываем рабочей нитью мишуру, вкалываем иглу в тоже отверстие (Рис.7) и протаскиваем золотянку нам изнаночную сторону примерно на 1 мм. Затем перекладываем витейку обратно (Рис.8) и производим второй стежок по тому же принципу. Стежки должны укладываться плотно друг к другу, постепенно заполняя всю форму (Рис.9). Важно соблюдать равномерное натяжение нити.
Заканчиваем вышивку так же, как и начинали (Рис.10). Обрезаем шнурок, выводим рабочую нить на лицевую сторону, делаем один-два навива на иглу и вводим ее в тоже отверстие. В образовавшуюся петлю продеваем кончик золотой нити и протаскиваем его на изнаночную сторону.

Рис.1
[показать]
Рис.2
[показать]
Рис.3
[показать]
Рис.4
[показать]
Рис.5
[показать]
Рис.6
[показать]
Рии.7
[показать]
Рис.8
[показать]
Рис.9
[показать]
Рис.10
[показать]
Шов «в прикреп»
Шов применяется в золотом шитье, где прокладывается золотая нить. Можно применять и для других шнуров, выкладывая их по контуру рисунка.
Уложите нить или шнур, выведите иглу с закрепляющей нитью на лицевую сторону и закрепите вертикальным стежком проложенную нить. Немного отступив, сделайте следующий закрепляющий стежок.
Далее продолжайте прокладывать закрепляющие стежки с одинаковым интервалом.
При повороте нити или шнура закрепите его стежком, поверните нить в нужном направлении и продолжайте закреплять нить или шнур. Таким образом, можно выложить не только контур рисунка, но и целые участки рисунка.
[url=http://www.radikal.ru] [показать][/url

 

http://fanstitch.ru/topic/torzhokskoe-zolotoe-shite

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Торжокское золотое шитьё | Karavay-Metelitsky - Дневник Karavay-Metelitsky | Лента друзей Karavay-Metelitsky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»