РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКВАРЕЛИСТ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ФОНВИЗИН (1883-1973), ЧАСТЬ I
А.В. Фонвизин (1883-1973). Автопортрет. 1904 г. Бумага, гуашь. 32 х 23 см.
Собрание семьи художника.
Артур Владимирович Фонвизин (1883-1973), известный русский советский художник-акварелист, родился в Риге. С 1900 года А.В. Фонвизин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где быстро вошел одновременно в две ученические группы - авангардистскую, под условным руководством Михаила Ларионова, и символистскую, под руководством Павла Кузнецова. В 1904 году был исключен из МУЖВЗ за драку. С 1906 году по 1910 год Артур Фонвизин жил, работал и учился в Мюнхене - свои картины он отправлял в Москву, где их реализацией занимался Михаил Ларионов. В 1910 году вернулся в Москву. Октябрьскую революцию встретил восторженно. Занимался искусством на высоком государственном уровне: получал хорошие преподавательские посты, руководил пролетарскими художественными студиями. Был участником художественных объединений «Маковец», «Общество московских художников» и «Ассоциация художников революционной России» (АХРР). С 1940-х годов основной творческой темой художника стали многочисленные акварельные портреты советских театральных актрис.
Родители Артура Фонвизина: Герман Вольдемар (Владимир Карлович) фон Визен
и Эмилия Мария Катарина (Эмилия Августовна), урождённая Зандфосс. Фото 1910-х.
Артур Владимирович Фонвизин, получивший при крещении в лютеранской церкви имя Артур Вильгельм, родился 11 января 1883 года в Риге в семье ученого растениевода, чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ Российской империи Вольдемара Карловича фон Визена. Служебное положение главы семейства предполагало частые переезды и в определенном смысле кочевой образ жизни, который сполна испытала семья чиновника и Артур соответственно, успевший к восьми годам своими глазами увидеть столичный Петербург, Тулу, Владимир и Кострому.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Невеста. 1902 г. Холст, масло. 52,5 х 32 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женщина с черными собаками 1902 г. Холст, масло. 51 х 37 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Наездница. 1902 г. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Композиция с фигурой Христа. 1904 г. Картон, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. На лестнице. 1904 г. Холст, масло. 44,7 x 31,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1905-1907 гг. Холст, масло. 42,7 х 31,8 см.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Две дамы. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 38,5 х 36,5 см.
Смоленский государственный музей-заповедник.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Три женщины. Середина 1900-х гг. Картон, темпера. 40,5 x 32 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Пейзаж в Мологе. Радуга. 1910-е гг.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Букет цветов в вазе. 1900-1910-е гг. Холст, масло. 44 х 34,5 см.
Липецкий областной краеведческий музей.
Некоторые источники указывают, что мальчик с детства страдал тяжелой формой аутизма: был очень замкнутым и необщительным ребенком, практически не разговаривал при этом. Родители показывали сына различным медицинским светилам тех лет, но все было тщетно. Помог счастливый случай. Все изменилось во время посещения мальчиком в Туле представления популярного в те годы цирка Чинизелли. Сильное эмоциональной потрясение от увиденного: яркие краски и неповторимая атмосфера рукотворного праздника оказали удивительное и лечебное воздействие на здоровье семилетнего Артура. Сразу после представления будущий художник не только заговорил, но и начал рисовать.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Мюнхен. Всадница на кланяющейся лошади.
Вторая половина 1900-х гг. Бумага, акварель. 28,8 х 20,5 см.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Танцовщицы. 1910-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирковая наездница. 1910-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирковая наездница. 1910-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет писателя Юрия Тынянова. Конец 1920-х гг.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет композитора Цезаря Кюи. 1917 г.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет художника Константина Зефирова. 1910-е гг.
Бумага, карандаш. Собрание Сергея Александрова.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет художника Константина Зефирова.
Рисунок из журнала «Маковец». 1922 г. № 1.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, пастель, гуашь, 55 х 35 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Венера с зеркалом. 1920-е гг. Бумага, акварель. 31 x 21,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1920-е гг.
На снимке: Артур Фонвизин (2-й слева) с семьей брата. 1904 г.
В 1889 году Артур поступил в мужскую прогимназию - неполное среднее общеобразовательное учебное заведение в Российской империи, обучавшее по программе четырех младших классов гимназии, в Туле, куда глава семьи был переведен по службе. За годы гимназического обучения увлечение Артура рисованием не исчезло. Учителя, отдавая дань его природному художественному дарованию, настоятельно советовали родителям юного художника обратить внимание на его способности и по возможности развивать их дальше. На семейном совете было принято решение последовать этим рекомендациям, и после окончания пятого класса гимназии талантливый юноша приступил к подготовке к вступительным экзаменам в Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены художника со спящим сыном. 1926 г.
Бумага, карандаш. 37,4 х 25,2 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Георгия Валентиновича Плеханова. До 1925 г.
Бумага, пастель. 97,5 х 73,6 см. Государственный центральный музей современной
истории России, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Сергея Лемешева в роли Ленского. 1930-1940 гг.
Бумага, акварель. 73 х 50 см. Музей Государственного академического Большого театра,
Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Екатерины Васильевны Гельцер в роли Тао-Хоа
в балете Р. Глиэра «Красный мак». 1927 г. Бумага, акварель. 50 х 36,3 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирковая наездница. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Украина.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Циркачка. 1920-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Беседка у воды. 1920-е гг. Бумага, карандаш.
Собрание Сергея Александрова.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Пристань в Мологе. 1921 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт с зеленой бутылью. 1923-1928 гг. Холст, масло. 54,5 х 64,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
Артур Фонвизин - студент МУЖВЗ. 1900 г.
В 1900 году после успешной сдачи экзаменов Фонвизин был зачислен в 3-й художественный класс Московского училища живописи ваяния и зодчества. Фонвизину нравилось учиться в Училище. Его педагогами в первые годы обучения были Михаил Петрович Клодт (1835-1914) и Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958), он стал участником нескольких неформальных ученических групп. Авангардистской руководил Михаил Ларионов (1881-1964), а символистской - Павел Кузнецов (1878-1968). С Ларионовым Фонвизина связали вскоре и тесные дружеские отношения на долгие годы.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены художника. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Е.Н. Гоголевой. 1932-1933 гг.
Бумага, акварель. 64,5 х 44 см. Воронежский областной художественный музей
им. И.Н. Крамского.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены художника. 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Материнство. 1934 г. Бумага, акварель. 63 х 43,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены с книгой. 1934 г. Бумага, акварель. 29,5 х 29,5 см.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Раздумье. 1934 г. Бумага, акварель. 40 х 33,3 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Трубач (Саксофонист). 1934 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника
А.В. Фонвизин (1883-1973). Мост. Лучинское. 1930 г. Бумага, акварель. 32,3 х 43,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Старый Ржев. 1933 г. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Саломея. 1932 г. Бумага, акварель. 44 х 64,3 см.
Картины импрессионистов в доме Сергея Ивановича Щукина. Реконструкция фотографии.
В 1903 году за достигнутые успехи Фонвизин был переведен в головной живописный класс, где его педагогами стали Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) и Валентин Александрович Серов (1865-1911). Он смог познакомиться с шедеврами живописи выдающихся западноевропейских мастеров из коллекции известного московского купца и благотворителя Сергея Ивановича Щукина (1854-1936). Особенно увлекся работами Поля Сезанна (1839-1906) и Поля Гогена (1848-1903). Ничто казалось, не предвещало беды, однако, судьбе угодно было сыграть с молодым художником злую шутку.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Мещанская свадьба. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Белошвейки. 1930-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Одесса. У моря. 1934 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Девушка у моря. Одесса. 1934 г. Бумага, акварель. 27 х 30,2 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Тройка. 1932 г. Бумага, акварель. 36,8 х 39,5 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Циркачка. 1930-е гг. Бумага, акварель. 42 х 32,2 см.
Томский областной художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.В. Фонвизин (1883-1973). В цирке. 1931 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Наездница в шляпке. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Мисс Адельфина. Из серии «Цирк». 1930-е гг.
Бумага, акварель, белила. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Наездница (Портрет Н.А. Кравченко). 1936 г. Бумага, акварель.
Калужский музей изобразительных искусств.
В 1904 году ставшие к этому моменту большими друзьями Ларионов и Фонвизин без всякого разрешения администрации устроили в учебном классе Училища показ своих работ, который удостоился крайне ехидных и нелицеприятных комментариев их однокашника по Училищу Сергея Судейкина (1882-1946). Фонвизин крайне болезненно воспринял его замечания и от досады заехал Судейкину в нос. Об инциденте вскоре стало известно руководству МУЖВЗ, и Артур Фонвизин постановлением Совета преподавателей был показательно исключен «за то, что позволили себе в Училище ударить по лицу товарища». Остальные участники инцидента отделались легким испугом. Фонвизину ничего не оставалось делать, как возвратиться к родителям в далекий город Кологрив Костромской губернии. Он покинул Москву, а в это время его работы начали экспонироваться на 27-й ученической выставке в залах Училища живописи, ваяния и зодчества и на следующий год, стараниями Ларионова, Фонвизин получил от него каталог 27-й ученической выставки со своим рисунком на обложке. В неспокойном 1905 году Фонвизин вернулся в Москву, снял комнату на Пятницкой. Три его рисунка были приобретены известным московским коллекционером И.И. Трояновским (1855-1928).
А.В. Фонвизин (1883-1973). Керченский завод. Праздник. 1930-е гг. Литография. 40 х 31 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Разгрузка корнеплодов. 1930-е гг. Холст, масло. 46,5 х 65 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Ударник. Синтетический портрет. 1930-е гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Вятский художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых,
г. Киров.
Артур Фонвизин сотрудничал с ленинградскими издательствами, широкую известность получили его иллюстрации к двухтомнику «Немецкая романтическая повесть», вышедшему в свет в 1935 году в издательстве «ACADEMIA».
А.В. Фонвизин (1883-1973). Эскиз иллюстрации к повести Иосифа фон Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника» для книги «Немецкая романтическая повесть». Издательство «Academia», Москва-Ленинград, 1935 г. Бумага, акварель. 44 х 32 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (1).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (2).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (3).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (4).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (5).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (6).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Иллюстрация к 2-х томнику «Немецкая романтическая повесть» (7).
Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Издательство «ACADEMIA», 1935 г.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Нарциссы. 1930-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Букет. 1940-е гг. Бумага, акварель.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Автопортрет. Мюнхен. 1907 г. Холст, масло.
Собрание семьи художника.
Понимая необходимость дальнейшего обучения, в 1906 году Артур Фонвизин отправился в Мюнхен, где начал посещать занятия в студии Эрнста Гертнера, а позже в художественной школе Морица Геймана. Почему был выбран именно Мюнхен? Потому, что в городе на берегу реки Изар Фонвизин оказался в кругу соотечественников. Это было время, когда в Мюнхене проживала большая группа известных в будущем русских художников, обучавшихся в различных местных свободных академиях и школах: И. Грабарь (1871-1960), К. Петров-Водкин (1878-1939), Давтд Бурлюк (1882-1967), В. Кандинский (1866-1944), А. Явленский (1864-1941), М. Верёвкина (1860-1938). В Мюнхене Фонвизин много работал с натуры, писал натюрморты и городские пейзажи, впервые познакомился с замечательными акварелями и графикой Константена Гиса (1802-1892). Все время нахождения в Мюнхене художник жил за счет средств, получаемых от продажи своих работ другом Ларионовым в России. Работал в основном в стиле «лирического примитива». Самые известные работы этого периода - «Невеста» (1902), «Леда» (1904), «Композиция с фигурой Христа» (1904). Периодически художник приезжал в Россию для участия в различных выставках.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Актриса Елена Гоголева в шляпе. 1935 г.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины М.Т. Семёновой. 1935 г.
Бумага, акварель. 43,7 х 36,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Марины Тимофеевны Семеновой перед зеркалом в артистической уборной. Балет Б. Асафьева «Пламя Парижа». 1935 г. Бумага, акварель. 64,5 х 47 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). За туалетом. 1936 г. Бумага, акварель. 37 х 32,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 325.000 - 400.000 руб.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Д.В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы
А.Н. Островского «Последняя жертва». 1936 г. Бумага, акварель.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет художницы С. Урановой. 1936 г. Бумага, акварель.
60 х 48,2 см. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Марии Николаевны Витт. Конец 1930-х гг.
Бумага, акварель. Собрание семьи Витт-Кристи.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Веры Пашенной. 1939 г.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1939 г. Бумага тонированная, акварель.
59 х 37 см. Тульский музей изобразительных искусств.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет неизвестной. 1939 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет балерины Марины Семёновой. 1939 г.
Бумага, акварель. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирковая наездница. 1939 г. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Цирк. Моя любимая лошадь. 1938 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
Михаил Ларионов (1881-1964). Портрет художника А.В. Фонвизина. 1910 г.
Холст, масло. 88 x 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1910 году Фонвизин окончательно вернулся в Россию. Жил в Мологе у родителей, а бывая в Москве, неизменно останавливался у Михаила Ларионова. Участвовал в различных выставках: первой выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 год), «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910-1912 годы). Со своими акварелями участвовал в Рождественской акварельной выставке, организованной Московским обществом любителей акварели, и получил одобрительный отзыв художника Василия Поленова (1844-1927). Из-за расхождения взглядов в 1910 году впервые произошло охлаждение во взаимоотношениях Фонвизина и Ларионова, которое в 1912 году привело к их окончательному разрыву из-за нежелания Фонвизина ассоциировать свое творчество с авангардистами.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Владимира Татлина с бандурой. 1939 г.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены с сыном. 1937 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Серёжи с игрушками. Из серии «Сережа».
1939 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет сына с лошадкой. Из серии «Сережа». 1939 г.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет дрессировщика Ю.В. Дурова. 1939 г.
Бумага, акварель. 39,5 х 32,5 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Наташа. 1939-1941 гг. Бумага, акварель.
69,5 х 40 см. Калужский музей изобразительных искусств.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы театра им. Маяковского К.М. Половиковой.
1940 г. Бумага, акварель. 63 х 44,5 см. Томский областной художественный музей.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет К.М. Половиковой в роли Марии Стюарт.
Московский театр Ленсовета. 1940 г. Бумага, акварель. 64 х 50,3 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет артистки Ю.С. Глизер. 1940 г. Бумага, акварель.
63,8 х 44,3 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет молодой женщины в лиловом платье.
1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Свидание. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Натюрморт. 1940-е гг. Холст, масло. 62 х 52 см.
Государственный музей Палехского искусства, Ивановская обл.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Ваза с цветами и виноградная кисть. 1940-е гг.
Бумага, акварель. 44 х 32 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Роза в бокале. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель.
Константин Зефиров (1879-1960). Портрет Артура Фонвизина. 1918-1923 гг.
Холст, масло. 37,5 х 30,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1911 году в доме художника Всеволода Шервуда (1882-1915) произошла встреча Фонвизина со своим старым знакомым еще по Мюнхену - Константином Зефировым (1879-1960), быстро переросшая в крепкую дружбу и удачный творческий союз. Вплоть до начала Первой мировой войны художники подолгу жили и совместно работали в Мологе у родителей Фонвизина. Начавшаяся война не изменила образ жизни Артура Владимировича. По состоянию своего здоровья он не подлежал призыву, но антигерманские настроения вынудили художников уехать в Москву, где он устроился работать чертежником на Снаряжательном заводе промышленника Н. А. Второва в Хамовниках.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены с сыном. Начало 1940-х гг.
Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет жены. 1940-е гг. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1940-е гг. Бумага, акварель. 45 х 33 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Женский портрет. 1940-е гг. Бумага, акварель. 47 х 63 см. Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет актрисы Дарьи Зеркаловой. 1940-е гг.
Бумага, акварель. 63,5 х 38 см. Государственный Центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Одалиска. 1940-е гг. Бумага, акварель. 32 х 24 см.
Частное собрание.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Парикмахер. 1940-е гг. Бумага, акварель. 30 х 25 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Провинциальный франт. 1940-е гг. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Извозчик. 1940-е гг. Бумага, акварель. 20 х 25 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Коляска. 1940-е гг. Бумага, акварель. 25 х 30 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Дама в пролётке. 1940-е гг. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Автопортрет. 1922 г. Холст, масло. 47 x 39 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Февральскую революцию Фонвизин встретил настороженно - пугала неопределенность и антигерманские настроения в Москве. После прохождения повторной медкомиссии Фонвизину был выдан чистый воинский билет и позволено уволиться с завода. После Октябрьского переворота, который художник встретил уже восторженно, Фонвизин покинул революционную Москву и вместе с Константином Зефировым уехал к его семье в деревню Карандеевку Инжавинского уезда Тамбовской губернии, откуда в 1918 году переехал в Тамбов и до 1922 года заведовал там местной студией изобразительного искусства Пролеткульта.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет В.Л. Юреневой в роли Лауренсии в пьесе «Овечий источник».
Киев, 2-й драматический театр им. В.И. Ленина. 1940-е гг. Бумага, акварель. 58,5 х 48 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет девушки. 1940-е гг.
Бумага, акварель. 61,8 х 42,5 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Улыбка. 1940-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Любовь (Куртуазная сцена). 1940-е гг. Бумага, акварель.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Куляш Байсеитовой в роли Жибек, Кыз Жибек.
Алма-Ата. 1940-е гг. Бумага, акварель. 53,6х44. Государственный Центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет Халимы Насыровой в роли Гюльсары. Гюльсара.
Узбекская ССР, Ташкент. 1940-е гг. Бумага, акварель. 54 х 43,5 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.В. Фонвизин (1883-1973). Портрет. Бюль-Бюль (Муртуза Мамедов) в роли Кероглы.
1940-е гг. Бумага, акварель. 75 х 50 см. Государственный Центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
В 1922 году Артур Фонвизин стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в ее выставках. В период 1923-1927 годов преподавал в Нижегородском художественном техникуме. В 1927 году художник вернулся в столицу и поселился на первых порах у Константина Зефирова. В 1930-м году в жизни Артура Владимировича произошла знаменательная встреча с художницей Наталией Малкиной, ученицей знаменитого художника Василия Мешкова (1893-1963), с которой Фонвизин связал свою дальнейшую жизнь. Ее акварельный портрет, написанный влюбленным Фонвизиным, положил начало целой галерее женских акварельных портретов, созданных мастером на протяжении последующих лет: Бабанова, Глизер, Богуславская, Майя Плисецкая…
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 489-490, 508.
Артур Фонвизин. Я посылаю вам портрет. Альбом-монография. Авторы проекта
Леонид Лернер, Нина Китаева, Нина Пони-Подгорненская. Москва,
Издательство Артнива, Элита-дизайн, 2012 г. 240 с., ил.