[показать]Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта. Его отец, поэт и ученый, был хранителем Бурбонского музея в Неаполе. Он принадлежал к обществу карбонариев и принимал деятельное участие в героическом моменте итальянской истории - восстании 1820 года. Карбонарии добились от короля Фердинанда принятия конституции и принестия им клятвы на верность народу.
Король, нарушив клятву, привел в Неаполь австрийские войска, и восстание было подавлено. Россетти бежал из Неаполя под видом английского моряка и нашел убежище в Лондоне. Там он преподавал итальянскую литературу в Королевском колледже, женился, обзавелся семьей. Его жена, Мэри Полидори, была дочерью известного переводчика Мильтона. Былое увлечение политической поэзией сменилось у Россетти историко-литературными занятиями. Он погружается в изучение творчества Данте и издает основательный труд «Аналитический комментарий к «Божественной комедии», в котором много места занимает анализ политических взглядов Данте. Культ Данте, царивший в семье Россетти, передался и детям. Старшая дочь написала книгу «Тень Данте», а второй сын, Данте — будущий художник, еще в юности блестяще перевел «Новую жизнь».
Ранние годы Данте Россетти прошли под знаком увлечения литературой. Уже в пять лет он сочинил драму, в тринадцать — романтическую повесть, а в пятнадцать — впервые увидел свое сочинение напечатанным. В шестнадцать лет Данте почувствовал талант живописца и поступил сначала в рисовальную школу, а затем в античный класс Королевской академии, но там он быстро заскучал и оставил занятия.
Россетти привлекало творчество Медокса Брауна — оригинального художника-романтика, чье имя было мало кому тогда известно. Данте написал ему письмо с просьбой принять его в ученики. Браун согласился учить его живописи ради общения с единомышленником.
В 1848 году состоялось знакомство Россетти с Хольманом Хантом и Миллесом. Повод для знакомства был также литературный: Россетти восхитило то, что Хант избрал для своей картины сюжет из поэмы Китса — высоко ценимого им поэта.
В этой троице Россетти играл главную роль, хотя как художник был технически слабее своих товарищей. Зато его поэтический талант расцвел в это время полностью: стихотворения и поэмы «Блаженная дева», «Сон сестры», «Последняя исповедь» принадлежат к числу его лучших произведений.
Мысль о создании своеобразного братства художников возникла у друзей в 1848 году. Рассматривая репродукции пизанских фресок Орканьи, они решили черпать вдохновение в старом итальянском искусстве. Рафаэль был кумиром академиков, поэтому Россетти обращается к творчеству предшественников Рафаэля, еще «не испорченных», «наивных». Собственно, речь тут шла не о подражании, а о попытке проникнуться тем серьезным и благоговейным отношением к искусству, которое было характерно для старых мастеров.
В 1849 году члены «Братства прерафаэлитов» впервые выставили свои картины (Россетти — «Детство Марии», где мадонна написана с его сестры, а св. Анна — с матери).
Детство Девы Марии. 1849
Критика враждебно встретила их картины, но вскоре на их защиту выступил Рёскин; вместо детского лепета, который они называли своей теорией, он предложил им свод незыблемых правил, где фигурировали рядом призывы изучать природу, использовать достижения науки и подражать мастерам треченто. Сочетание натурализма с неизбежно возникавшей стилизацией стало характерным признаком творчества прерафаэлитов.
К прерафаэлитам примкнули еще несколько художников, как и Россетти, увлекавшихся литературой. Они начали издавать журнал, призванный пропагандировать их взгляды. Стихотворения Россетти увидели свет в этом журнале.
Творчество Россетти 50-х годов целиком вдохновлено поэзией. Он пишет картины на сюжеты из Данте, "Смерти Артура", Китса, Броунинга — гораздо более романтические, чем это допускалось строгими канонами Братства и без мистического оттенка его ранних работ.
В 1855 году произошло событие, несколько отсрочившее назревавший кризис прерафаэлитизма. Молодые студенты Оксфорда — Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс — обратились к Россетти с просьбой участвовать в издаваемом ими журнале. Вскоре их квартира стала центром, где собирались все прерафаэлиты.
Квартира нуждалась в ремонте, и при ее отделке выявились богатые декоративные возможности прерафаэлитской стилизации для росписи мебели и оформления интерьера.
Уже в 1875 году Россетти, Моррис и Берн-Джонс взяли заказ на росписи и внутреннюю отделку Банкетного зала в Оксфорде. Художники работали бесплатно, администрация только взяла на себя расходы по их содержанию. В 1861 — 1862 годах была основана фирма Морриса по художественному оформлению. Эта была свободная ассоциация, где все участники имели равную долю в доходе. Россетти принял деятельное участие в делах фирмы — делал рисунки для витражей, обоев, для разных деревянных украшений, расписывал мебель. Мастерская Морриса много сделала для возрождения английского прикладного искусства, для создания единого стиля оформления повседневного быта.
В 1862 Россетти переживает глубокий нравственный и творческий кризис, связанный со смертью его жены — Лиззи Сиддал - «музы» прерафаэлитов. Его отчаяние носило бурный и несколько театральный характер: он похоронил рукописи стихотворений в ее могиле.
Характерно, что живописное и поэтическое творчество у Россетти сливалось: он писал картины на темы собственных стихотворений и стихи, комментирующие его картины. Россетти умер в расцвете славы, которая в большей степени относилась к его прежним заслугам.
Картины Данте Габриэля Россетти
Bocca Baciata. 1859

Невеста. 1865-1866
Леди Лилит. 1868
Venus Verticordia
«Воспитание Богородицы» 1848—1849
First Anniversary. 1853

Найдённая. 1854-81

"Найденная" единственная картина на современную тему, исполненная Россетти. Моделью послужила Фанни Корфорт, проститутка (какое совпадение с темой картины!) и экономка художника. На картинах Россетти Фанни предстаёт рыжеволосой девушкой "в теле", в контрасте с эфирным изображением других моделей - Джейн Моррис и Элизабет Сиддал.
Прозерпина. 1874
Блаженная Беатриса. 1864
The Salutation of Beatrice
Сонет 41. Через Смерть к Любви
Сонет 43. Любовь и Надежда
Хвала Любви с Надеждой. В утомленьи
Года шуршали перед судным днём,
По их листве мы шли с тобой вдвоём
И плакали, вставая на колени.
Смотри! Забыв про осень, час весенний
Дудит в свирель, идя своим путём.
Былое – тень, и грусть осталась в нём.
Хвала Любви с Надеждой: мы не тени.
Дай сердцу сердце. Час же промолчит
О том, что после смерти будет с нами:
Проснутся ли сердца, искрясь лучами
Любви, входящей в огненный зенит,
Покроются ли сумраком, в котором
Надежда их пронзит глумливым взором.
Сонет 47. Перванная музыка
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artis...01-06/688-pre-raphaelites.html
Серия сообщений "прерафаэлиты":
Часть 1 - Выставка в галерее Tate. Прерафаэлиты
Часть 2 - Прерафаэлиты. Данте Габриэль Россетти (1828—1882)
Часть 3 - Образ женщины в искусстве прерафаэлитов. Элен Смит
Часть 4 - Английский художник Уотерхаус Джон Уильям (1849 - 1917)
...
Часть 22 - Данте Габриэль Россетти
Часть 23 - Прерафаэлиты: Джон Эверетт
Часть 24 - Альфонс Муха