"Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает кандалами, ограничивающими наше восприятие"
Сальвадор Дали
Нет ничего удивительного в том, что вместе с модой меняется и стиль ювелирных украшений. Взять хотя бы ХХ век: изысканный модерн получил свое продолжение в изогнутых линиях гребней Лалика, конструктивизм эпохи джаза - в геометрическом дизайне бриллиантовых браслетов от "Картье", на яркие и забавные броши 40-х гг повлияло всеобщее увлечение сюрреализмом.

Horst P. Horst “I Love You”, 1937
Первой под влияние сюрреалистов, в 1930-х гг, попала мода. Вспомните шляпку - туфельку, перчатки с ногтями, пуговицы в виде тараканов, платье с огромным лобстером, созданные модельером Эльзой Скиапарелли. Она охотно сотрудничала с такими художниками-сюрреалистами, как С. Дали и Ж. Кокто.

Модель Э. Скиапарелли

Модель Скиапарелли с вышивкой по рисунку Жана Кокто

Компакт-пудра от Скиапарелли, дизайн С. Дали. 1935 г.
И вот уже через некоторое время сюрреализм проник повсюду: от рекламы и витрин магазинов до кино и обложек модных журналов.

John Rawlings, журнал "Vogue", март 1943 года

Обложка "Вог" с рисунком Дали
Голливуд тоже не отставал - например, художник по костюмам Адриан не только позаимствовал у Скиапарелли огромные плечи на дамских платьях и костюмах, он также сделал в фильме "Женщины" (1939 г) показ мод с сюрреалистическими моделями.

Кадр из фильма "Женщины" (1939 г.)
Показ мод в фильме "Женщины"
(если видео не отображается, то вот ссылка на него https://www.youtube.com/watch?v=34nu225IX4E)
да и у героинь этого фильма в костюмах явно читается отсыл к художникам - сюрреалистам

Кадр из фильма "Женщины" (1939 г.)

Сальвадор Дали. Жираф в огне, 1937 г.
Позже Адриан выпустил серию платьев, в которых использовал ткани, дизайн которых придумал Дали для американского производителя текстиля Уэсли Симпсона.

Кстати, на этом платье Адриан "поставил свою подпись", введя в сюрреалистический пейзаж черный профиль на левом плече.

Фрагмент ткани по эскизу Дали

К слову, шляпка Скарлетт из фильма "Унесенные ветром" с куриной лапкой - тоже дань моде на сюрреализм)
Дали активно реализовывал свои сюрреалистические идеи, охватив все: от живописи до кино и моды. Он не только вместе с Л. Бунюэлем в 1929 году придумал (и сам снялся в крохотной роли) фильм "Андалузский пёс", но позже выступал в качестве художника-постановщика сцен (правда, как правило, снов и кошмаров) в голливудских фильмах "Полнолуние" (Moontide, 1942) , "Завороженный" (1945), "Отец невесты" (1950).

Кадр из фильма "Завороженный"

Хичкок на фоне картины Дали
С Дали сотрудничал и модный ювелир 30-40-х гг Фулько ди Вердура, вместе они создали небольшую серию украшений.

Брошь "Медуза" из золота, морганита и рубина, около 1941 года
Мундштук от "Вердура" для Скиапарелли, сделанный по эскизу Дали.
У Вердуры купила в 1939 г брошь "с крылышками" и розовыми топазами Джоан Фонтейн и носила ее в фильме "Подозрение" Альфреда Хичкока.


Золотая крылатая брошь Verdura с розовым топазом и бриллиантами, около 1938 года
Еще один модный ювелир того времени - Пол Флато. Мода модой, но не всякая женщина могла отважиться надеть на голову экстравагантную шляпку в виде ботинка, много безобиднее было приколоть к платью брошь в виде туфли.

Гала в шляпке Скиапарелли по эскизу Дали

Пара золотых с платиной, бриллиантами и сапфирами заколок-брошей для обуви от Пола Флато

Пара золотых заколок с рубинами и бриллиантами от FLATO

Барбара Стэнвик с брошью в виде сапожка
Пола Флато любили такие дивы времен Золотой эры Голливуда, как Джоан Беннет.

Актриса Джоан Беннет с брошами от Пола Флато

Брошь "Обезьянка" от Пола Флато, Полетт Годдар на обложке журнала

Пол Флато, золотой комплект с изумрудами и бриллиантами, состоящий из браслета, броши, кольца и сережек, 1940 год

Джинджер Роджерс в комплекте от Пола Флато
Благодаря сюрреалистам отдельные части лица и тела - руки, ноги, губы, глаза стали хитом среди аксессуаров, украшений, текстильного дизайна.


Кадр из фильма "Женщины" 1939 г.

Тест-костюм для фильма "Сестрички Долли" (1945), художник по костюмам Орри-Келли


1940-е годы ЛОРЕН БЭКОЛЛ Сюрреалистическая Модная фотография Винтаж Голливудская классика

Эльза Скиапарелли сидит на диване "Губы”, спроектированном Сальвадором Дали, 1937 год
Пуговицы по рисунку Сальвадора Дали, сделанному для Эльзы Скиапарелли в форме губ Мэй Уэст

Экстравагантная шляпка

Реклама чулков. Рисунок Дали Реклама Сальвадора Дали для чулочно-носочных изделий Bryans, Vogue (американское издание) Июль 1945 год

Винтажные пластиковые броши

Перчатки. Зима 1936-37, Дизайн Эльзы Скиапарелли

Кадр из фильма "Женщины" (1939 г.)

Мексиканская художница Фрида Кало обожала серьги-руки, подаренные ей Пикассо. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял художницу к сюрреалистам.

Поль Флато - Вердура - Брошь "Майн" - Платина, Ор, Цитриновые рубины, Сапфиры и Бриллианты

Пол Флато, золотые серьги с бриллиантами.
Особенным успехом пользовалась серия Пола Флато "Язык жестов" - дамы охотно покупали "руки", показывающие их инициалы.

Пишут, что эта серия появилась по грустной причине - дизайнер начал терять слух.
Такую черную эмалевую брошь можно увидеть приколотой к блузке героини Кэтрин Хепберн в фильме "Праздник".

По просьбе режиссера Джорджа Кьюкора Флато были разработаны все украшения Кэтрин Хепберн для "Праздника".
Кроме этого, дизайнер предоставлял свои украшения для фильмов:
- "Наемнае жена" (1940), в главной роли Вирджиния Брюс;
- "Это неопределенное чувство" (1941), в главной роли Мерл Оберон;
- "Кровь и песок" (1941), в главной роли Рита Хейворт;
- "Двуликая женщина" (1941), в главной роли Грета Гарбо;
- "Леди готова" (1942), в главной роли Марлен Дитрих.
Мне же, среди всех этих экстравагантных "тапочек", "кистей рук" и "губ" больше всего нравится нежное бриллиантовое колье в виде ветки вьющегося растения с цветами, которое носила Норма Ширер.

Norma Shearer 1942 год

Ожерелье и браслет из 18-каратного золота, платины и бриллиантов, Дизайн Джорджа Хедли, Лос-Анджелес
Колье было придумано учеником Флато ювелиром Джорджем Хедли. На самом деле, это колье было почти прямой копией ожерелья, разработанного Жюлем Дебю (Jules Debut) около 1878 г., только вместо цветочной стилизации там была гирлянда фиалок из аметистов.

В любом случае, колье очень подходило Норме - женственной и очаровательной, блиставшей на экране конца 30-х гг в ролях Марии-Антуанетты и шекспировской Джульетты.

Флора с картины Боттичелли "Весна"
Платье Флоры - самое цитируемое в мире моды и у Скиапарелли в 1938 году вышла "Языческая коллекция" в которой "по мотивам" Боттичелли были представлены не только платья, но и украшения.

Платье от Скиапарелли из "Языческой коллекции", 1938 г.

Ожерелье Эльзы Скиапарелли 1938 год, золото, эмаль
Сегодня сюрреализм на подиумах явление частое. Почему бы иногда и не похулиганить, поднять настроение себе и окружающим забавной деталью?

Celine 2015

Dolce&Gabbana 2013

Jean-Charles de Castelbajac 2014

Jean-Charles de Castelbajac 2014

Victor & Rolf Couture 2016

Vivienne Westwood 2016

Schiaparelli 2017

https://la-gatta-ciara.livejournal.com/387310.html