СОДЕРЖАНИЕ
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………6
1.1. История становления и развития налоговой системы РФ………………..6
1.2. Основы построения налоговой системы…………………………………..18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ……32
2.1. Характеристика налогов в Российской Федерации……………………….32
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей в бюджетную систему РФ………………………………………………………………………44
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………....60
3.1. Пути оптимизации налоговой системы……………………………………60
3.2. Основные направления налоговой политики …………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система действует на всей территории Российской Федерации. Налоги являются неотъемлемой частью налоговой системы и выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Цельюданной работы является рассмотрение истории развития и анализ действующей налоговой системы, выявление ее недостатков и проблем. Для достижения данной цели был поставлен следующий ряд задач:
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
Объектом исследования являются бюджет РФ и бюджет Курганской области. Выбор объекта исследования был обусловлен информационной доступностью.
При написании теоретических основ и при исследовании дипломной работы нами были использованы труды отечественных, зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, налогообложению, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые документы.
Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, предмет исследования. В первой главе данной дипломной работы рассмотрена история создания и сущность налоговой политики Российской Федерации. Во второй главе исследования проанализированы данные по налоговым поступлениям в бюджет за период 2007 - 2009 г.г., рассмотрена практика налогового администрирования. В третьей главе данного исследования предложены направления оптимизации налоговой политики в РФ.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам данной дипломной работы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику [45,с.3].
Финансовая система Руси стала складываться в период объединения Древнерусского государства, которое началось с конца IX в. Как отмечает историк С.М. Соловьёв в своем труде «История России с древнейших времен», основным источником доходов княжеской казны была дань. Князь Олег взимал ее с подвластных племен: «...некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Дань взималась вначале нерегулярно, а затем превратилась в более систематический прямой налог. В период объединения земель в единое государство налогообложение племен способствовало ускорению этого процесса. Историки отмечают, что князь Олег, покорив днепровских северян, потребовал от них дань более легкую, чем они уплачивали до этого хазарам. Об этом узнали другие племена и без сопротивления перешли под его защиту, добровольно уплачивая дань. Дань существовала на протяжении XI—XII вв [39,с.11].
В Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась на заставах городов и крупных селений за провоз товаров, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, торговая пошлина — за право устраивать рынки, гостиная пошлина - за право иметь склады и т.д. Посредством налогов решались и вопросы общественного правопорядка. Например, судебная пошлина («вира») взималась за убийство. За убийство чужого холопа князю платили пошлину в размере 12 гривен. Если убийца скрывался, то уплату производили жители округа, где было совершено убийство. Тем самым устанавливалась общественная ответственность за содеянное преступление, что способствовало раскрытию и предотвращению преступлений [45, с.9].
Сложный исторический период развития Руси и финансовой системы связан с татаро-монгольским нашествием, после чего основным налогом стал «выход», который взимался баскаками — уполномоченными хана, а затем русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Величина зависела от соглашения между великими князьями и ханами. Помимо «выхода» были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Финансовая система Руси была разрушена, взимание прямых налогов в казну государства стало почти невозможным. Основным источником дохода стали торговые сборы [39, с.479].
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г. Финансовая система Руси начала создаваться вновь: были введены прямой налог — деньги с черносошных крестьян и посадских людей, затем ямской, пищальный — для производства пушек и др. С целью правильного налогообложения было проведено описание земель с указанием местонахождения, хозяев, количеством собираемого урожая и т.д. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Размер условной единицы — «сохи» — в различных местах был неодинаков и зависел от качества почвы, принадлежности земли. Посошное обложение характеризовалось рядом недостатков: субъективизм при оценке земель, переписчики брали взятки и снижали доходность земель. Поэтому во второй половине XVII в. посошное обложение было заменено подворным, единицей измерения стал двор. Количество дворов определялось количеством ворот. Как описывает В.О. Ключевский, сразу же нашелся легальный способ ухода от налогообложения: крестьяне объединяли несколько дворов и оставляли одни ворота [17,с.159-160].
Новый подход в области налогообложения связан с правлением Петра I (1672—1725). Большие преобразования в государстве, развитие промышленности и создание регулярной армии требовали значительных финансовых ресурсов. Подворное налогообложение было заменено на подушную подать, для этого была проведена перепись населения. Это является одним из значимых исторических событий, так как данные переписи использовались не только для налогообложения, но и для управления государством, принятия определенных решений, направленных на развитие промышленности. Были введены новые налоги — горная подать, гербовые сборы, чрезвычайные налоги, связанные с развитием армии: драгунские деньги, рекрутские, корабельные. В предшествующих периодах финансовая система Руси ориентировалась в основном на увеличение налогов по мере потребностей казны, без учета реального экономического положения страны. Петр I изменил отношение в области налогообложения. Он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. Вводились новые орудия труда, развивалось горное дело, обрабатывающая промышленность. В.О. Ключевский отмечает, что Петр I предписывал Мануфактур-коллегии поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». Развитие промышленности способствовало развитию торговли, а торговля - путей сообщения и транспорта. Таким образом, развитие экономики обеспечивало приток доходов в будущем путем расширения налоговой базы.
Петр I реорганизовал управление финансами. Он разделил функции сбора, расхода и контроля над финансовыми средствами, чтобы не было сговора и злоупотреблений. Камер-коллегии поручено было надзирать за доходами, штатсконтор-коллегия ведала расходами, коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. Для контроля за расходованием денежных средств была создана ревизион - коллегия [45,с.14].
В конце XVIII века в России стали закладываться основы современного государства, проводящего активную экономическую, финансовую и налоговую политику. Екатерина II (1729—1796) преобразовала систему управления финансами.
В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, в дальнейшем разделившаяся на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.
Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 руб., во вторую — от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а купцы с большим капиталом входили в первую гильдию [45, с.21].
Они самостоятельно заявляли о величине своего капитала. Необходимо отметить, что по указу императрицы проверка имущества не производилась, доносы на его утайку не принимались. Отнесение купца в более высокую гильдию считалось положительным, поэтому практически они не уменьшали величину своего капитала. Купцу поручались более выгодные государственные заказы, по социальному положению он занимал более высокий статус. Первоначально налог взимался в размере 1% объявленного капитала, однако в дальнейшем ставка выросла до 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. [46,с 18].
В губерниях для управления финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты, которым были подчинены губернские и уездные казначейства, хранившие казенные доходы. Таким образом, Екатерина II продолжила начатый Петром I курс на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами [45, с.21].
В результате упорядочения финансовой системы постоянно росли доходы государства. В 1763 г. они составили 16,5 млн. руб., в 1764 г. — 21,6 млн. руб., в 1765 г. — 22,7 млн. руб., в 1766 г. — 23,7 млн. руб. А через 30 лет, согласно финансовой ведомости 1796 г., государственных доходов было 68,5 млн.руб. В этот период прямые налоги в бюджете государства играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. около 30% всех доходов, незначительные суммы приносили подводная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали около 42%. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги [45,с.24].
В начале XIX в. ведение войны с Наполеоном требовало увеличения всех ресурсов государства, в том числе и финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В период правления Александра I (1772—1839) была разработана программа финансовых преобразований, которая связана с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского. Она предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Основное правило расходования государственных средств, предложенное М.М. Сперанским, заключалось в следующем: «Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода». Это положение впоследствии получило название «золотое правило Сперанского». Наряду с увеличением налогов с целью получения дохода, было предложено сокращение расходов. Впервые они были сгруппированы по группам, чтобы определить степень их необходимости для государства [45,с.22].
Крупные преобразования в налоговой системе России были осуществлены в связи с проведением реформы 1861 г., т.е. отмены крепостного права. Эти преобразования связаны с правлением Александра II (1818—1881). Была изменена система сбора промыслового налога (ранее он взимался в форме гильдейского сбора), была введена уплата в виде патентного сбора и дополнительного налога, который уплачивался по прогрессивным ставкам в виде налога на прибыль. Введены были подомовой налог, акцизные сборы вместо винных откупов, налогообложение земель [45, с.27].
В период правления Николая II (1868—1918) значительные преобразования финансовой системы проводились известными государственными деятелями С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным. С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов 11 лет. Он вошел в историю как дальновидный стратег и министр-предприниматель. Этот период характеризуется значительным ростом доходов бюджета. Основным фактором явилось фактическое огосударствление железных дорог и введение винной государственной монополии. Таким образом, было доказано, что при умелом управлении казенный сектор может быть не менее эффективным, чем частный. При этом он указывал, что частный сектор в первую очередь соблюдает интересы не государства, а своих участников [45,с.29].
Накануне, Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. Сбор налогов планировался по трем направлениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. [45,с.32].
Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Чтобы покрыть растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. После Февральской революции положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали темпы инфляции, возросла бумажная эмиссия денег. [48, с.18].
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, не способствовала налаживанию хозяйства. Необходимо было принимать чрезвычайные меры. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП). Были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Характерной чертой этого периода является наличие множества налогов и сборов, многократность обложения торгово-промышленного оборота. В это время существовали следующие группы налогов, пошлин и сборов:
■ прямые налоги (сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, единый натуральный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств, военный налог, налог с наследства и дарений и др.);
■ косвенные налоги (акцизы установленные на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров; налог с доходов от демонстраций кинофильмов);
■ пошлины: патентная, судебная и др.;
■ сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
В этот период появилось множество налогов и сборов, не предусмотренных законодательством, которые устанавливали местные органы власти [45, с.37].
В дальнейшем финансовая система нашей страны развивалась другим путем по сравнению с финансовыми системами зарубежных стран. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.
Основные принципы налоговой системы социалистического государства были сформированы в ходе налоговой реформы 1930— 1932 гг. Ее целью являлось упрощение системы налогообложения, устранение многозвенности. Многие виды налогов были упразднены, отдельные виды объединены. Стали взимать следующие виды основных налогов: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных предприятий — налог с оборота и подоходный налог [45,с.35].
Отчисления от прибыли предприятий, аккумулируемые в бюджет страны, носили налоговый характер. Однако отличие от налогов состояло в индивидуальности ставок, а также возможности изменения их по решению отраслевых министерств и финансовых ведомств без участия законодательной власти. Какие-либо критерии определения доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, отсутствовали. Ставка отчислений могла изменяться в течение календарного года.
В период Великой Отечественной войны налоговая система видоизменилась. В 1941 г. была установлена временная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам в размере 100%, которую с января 1942 г. заменили специальным военным налогом. Военным налогом облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. В связи с ростом цен на колхозном рынке были увеличены нормы доходности и ставки сельскохозяйственного налога. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. был введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах от валовой выручки, полученной от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. В этот период вводятся сборы с владельцев скота (в городах, рабочих, дачных и курортных поселках), за регистрацию охотничьих и промысловых собак и т.д. Проведение активных мероприятий в области налогообложения дало положительные результаты.
В годы Великой Отечественной войны объем налоговых поступлений по отношению к 1940 г. изменился. Снижение поступлений от прибыли и налога с оборота связано с резким снижением производства в легкой, пищевой промышленности и в некоторых других высокорентабельных отраслях. С целью повышения доходов бюджета государство проводило активную политику по привлечению средств населения. По сравнению с 1940 г. в 1945 г. рост денежных средств от населения составил 360%. Все эти мероприятия позволили нашей стране обеспечить финансовое сопротивление оккупантам и в конечном итоге достичь победы. Налоги в этот период чаще всего взимались не в материальной, а в натуральной форме. В 1946 г. военный налог был отменен, в послевоенный период были снижены нормы взимания сельскохозяйственного налога, для отдельных категорий плательщиков отменен налог на холостяков.
Определенные изменения налоговой системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую — в отраслевые централизованные фонды и какую — оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носили налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов.
Переливание их через расходную часть бюджета приводило к их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении максимальной прибыли отсутствовала. Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 1980—1990-х гг.[44, с.43].
Первые практические действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей части населения. Правительство принимает меры по укреплению экономики страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в числе которых:
■ создание системы регулирования рыночных отношений;
■ демонополизация производства и формирование конкурентной
среды;
■ эффективное преобразование налоговой системы (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в стране. Создана целостная система налогообложения, установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним [18, с.9].
Налоговая система Российской Федерации со времени ее введения и до настоящего момента прошла сложный путь становления и развития. Изменения происходили не только в порядке исчисления и уплаты налогов, но и в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено 19 видов налогов. По каждому виду налога был принят соответствующий законодательный акт, налоговые органы разрабатывали инструкции, которые носили разъяснительный характер. В настоящий момент в РФ действует 17 видов налоговых платежей.
Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые отношения, порядок исчисления налогов.
С 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая позволила решить многие назревшие налоговые проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Она регулирует отношения между государством и его гражданами по вопросам взимания налогов и платежей. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, определяет виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, основные сроки установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений [2].
С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом [3].
Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%, в 2010 году она составляет 20%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13% [11, с.10].
Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.
Принятые меры в области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.
«Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства», - отмечал основоположник российской финансовой науки Н.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818г.). Но каковы пределы налогового бремени, которое можно было бы считать справедливым и юридическому лицу, и физическому лицу. Н.И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа: «Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов… налоги начали быть распределяемы, и собираемы с большею справедливостью и платимы с большей готовностью» [42, с.9-10].
Правительство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетная система. Важным её элементом являются налоги [45, с.46].
Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических и (или) юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [4, ст.8].
Основными признаками налога являются:
Главной их целью является – финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Налоги – непременные сборы, взыскиваемые государством с домашних субъектов и горожан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Они считаются достаточным звеном финансовых взаимоотношений в сообществе с этапа происхождения страны. Развитие и конфигурации форм, которого постоянно сопрягается с преображением налоговой системы. В современном сообществе налоги – главный информатор прибылей страны. Налоги применяются для финансового действия страны на социальное создание, его динамику и текстуру, на становление технологического прогресса, а также выполняют ряд определенных функций.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, природоохранных, социальных и т.д.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект [29,с.9].
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (физические или юридические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги [37,с.64].
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила частично фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли следующие подфункции:
Взависимости от категории субъектов (плательщиков) можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся налоги разного территориального уровня. В первую группу входят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и другие. Во вторую – налог на доходы с физических лиц, налог на имущество физических лиц и другие. Выявление круга платежей по субъектам имеет существенное практическое значение для характеристики правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов [43, с.310].
Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в Российской Федерации группы налогов, общих как для юридических, так и для физических лиц. Это: земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и другие. Они совпадают по своему основному содержанию, регулируются общими для разных субъектов нормативно-правовыми актами [24,с.52].
Основные признаки классификации налогов обозначены в приложении. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевые (специальные).
Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают возможность маневра для органов власти при распределении бюджетных средств.
Целевое предназначение налогов выступает как мера вынужденного характера, обусловленная экономическими или другими причинами (например, зачисление специальных налогов в дорожные фонды связано с необходимостью развития автомобильных дорог). Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как, например, земельный налог, транспортный, ресурсный).
В зависимости от формы возложения налогового бремени (порядка взимания) налоги могут быть прямыми и косвенными.
Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены не к налогоплательщику, – а к доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице [24,с.48].
Косвенное же налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров. В результате этого он непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика не связан. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же, бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Он и является в конечном итоге плательщиком налога. Такими косвенными налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость [19, с.34].
При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога [23,с.80].
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на два вида: реальные и личные. Реальные налоги – не зависят от фактического дохода налогоплательщика (налог на имущество физических лиц), личные же наоборот зависят от доходов налогоплательщика (НДФЛ, прибыль).
Экономист и политик (Пушкарева В.М.) высказывала мнение о косвенных налогах как о несправедливых, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов. Однако в самых различных странах мира косвенные налоги получили широкое применение.
Налоги можно рассматривать и по объектам налогообложения: на платежи с доходов (выручки, прибыли), имущества, с определенных видов деятельности, за использование природных ресурсов.
Налоги могут также классифицироваться в зависимости от уровня власти: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги – установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и пользование водными биологическими ресурсами, водный налог, госпошлина, налог на добычу полезных ископаемых и др.
Региональные – устанавливаются НК РФ и законом субъекта РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций).
Местные – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
Одним из главнейших рычагов, регулирующих экономические отношения компаний и граждан с государством в критериях перехода к рыночному хозяйству, считается налоговая система. Она призвана обеспечить правительство экономическими ресурсами, достаточными для решения главнейших финансовых и общественных задач. Посредством налогов, льгот и экономических наказаний, являющихся обязательной долею системы налогообложения, страна влияет на финансовое поведение компаний, творя при всем при этом одинаковые условия для всех соучастников публичного производства.
Налоговая система- совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроль над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату [9, 790с].
Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще [45,с.49].
Основными функциями налоговой системы государства являются:
Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смитв своей книге «Исследование о природе и причине богатства народов» в 1776г. сформулировал четыре правила («максимы»):
Принципы построения налоговой системы в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений [24,с.25].
Для России особенно большое значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям [13,с.72].
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенногогосударства.
Основные структурные критерии российской налоговой системы можно представить следующим образом:
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны.
Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъект налогообложения – лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств. [26,стр. 83]. Например, субъектом налогообложения НДС является лицо, реализующее товары (работы, услуги).
Субъекта налогообложения следует отличать от носителя налога.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Объект налогообложения– реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщикаобязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 «Объекты налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ) [9, 700с].
Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например транспортный налог, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают специфические (твердые) налоговые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки (НДФЛ, НДС), действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение), прогрессивные ставки (налог на имущество с физических лиц), возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение), а так же комбинированные (акцизные сигареты с фильтром и без фильтра). Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой [32, с.118].
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
Налоговые льготы (ст. 56 Налогового кодекса РФ) – преимущества одной категории налогоплательщиков перед другой включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере.
Немалое число налогов установлено и современным законодательством Российской федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не только налоги в собственном смысле слова, но и другие платежи, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные внебюджетные фонды. При этом все они объединены в общем понятии «налоговая система».
Вывод: налоговая система должна быть построена оптимально: «золотая середина», которая определяется на стадии бюджетного планирования и прогнозирования исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение.
С 1 января 2010 г. в России взимается 17 видов налоговых платежей, в том числе налогов федерального, регионального и местного значения.
К федеральным налогам и сборам относятся 8 налоговых платежей: 1.Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджетчасти добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Например, в современной Германии общая ставка по НДС составляет 19%, но для некоторых товаров в Германии, существуют сниженные ставки (лекарства, книги и продукты питания — для них ставка налога составляет лишь 7%) [29,с.31].
НДС по Курганской области на 1 февраля 2010 года представим в таблице «Структура начисления налога на добавленную стоимость»[50].
Таблица 2.1.1.
Структура начисления налога на добавленную стоимость по Курганской области
Показатели |
Начислено - всего |
В том числе по декларациям текущего года |
1 |
2 |
3 |
Начисление НДС |
|
|
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего |
7 479 872 |
7 417 055 |
общая сумма налога, исчисленная по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом восстановленных сумм налога |
7 474 227 |
7 411 246 |
в том числе: |
|
|
при реализации (передаче для собственных нужд) товаров по налоговой ставке 10% |
701 502 |
696 815 |
при реализации (передаче для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав по налоговой ставке 18% |
5 334 894 |
5 304 474 |
суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав |
1 284 293 |
1 267 780 |
суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации |
8 933 |
8 933 |
Продолжение таблицы 2.1.1. |
||
1 |
2 |
3 |
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов |
5 245 |
5 348 |
сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена |
400 |
461 |
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
12-05-2014-18:44
удалить
Wenera2010, можешь полностью скинуть диплом?((((
12-05-2014-18:53
удалить
Wenera2010, скинь список использованной литературы, пожалуйста
19-04-2015-22:46
удалить
Можно и мне список литературы,буду очень благодарна!
02-03-2018-15:08
удалить
Если контрагент оказался вдруг и не друг, и не враг, а… уточнивший декларацию
В России складывается уникальная практика, когда контрагент для того, чтобы избежать проблем с налоговой службой, сдает уточнённую декларацию по НДС и после этого исчезает.
Действительно, в связи с тем, что налоговая скорректировала понятие «взаимозависимости» и ввела новое понятие «контролируемого лица», единственный оставшийся официальный способ спастись от налогов предполагает, что контрагент должен "накрыться крышкой гроба", но не все с этим согласны. Сейчас, задача налоговой сводится к одному – определить цифру в акте налоговой проверки, а - дальше дело «техники». Полагаю, что с «техникой» всем все понятно, а если нет, то рекомендую прочитать книгу «Налоговые проверки: Как выйти победителем!» или поиграть в настольную игру с аналогичным названием. И вот поэтому для многих видится только одно решение – обнулить декларации и уехать заграницу или затаится (вот вам и эффект от АКС НДС-2). Но что же делать тем, кто добросовестно покупал товар и брал по нему в зачёт НДС, а тут, как ком на голову, звонок из налоговой службы или требование по ТКС - заплатить в результате «уточнёнки» от контрагента за несколько прошедших лет? Первое возможное действие, это самим сдать «уточнёнку». При этом нужно понимать последствия и быть к ним готовыми. А именно, если ваши покупатели используют специальный режим или являются физическими лицами, то проблем не возникнет. А вот если ваши покупатели такие же плательщики НДС, что и ваша компания, то они могут либо отказаться сотрудничать с вами, либо также сдадут уточнённую декларацию. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.05.2004 № 668/04, в случае если невозможно установить одну из составляющих (расходную или доходную часть), «сумму налогов следует определять расчетным путем, создающим дополнительные гарантии налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов…». По-простому говоря, если налоговая убирает НДС с ваших расходов и закупок, то она должна убрать НДС и с выручки. Эта точка зрения косвенно подтверждена и в более свежем решении суда, изложенном в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2011 № А19-25394/09. Второе возможное действие, это попытаться доказать реальность сделки. В этом вопросе, конечно, незаменима новая статья 54.1 НК РФ. Её польза состоит в том, что она содержит перечень конкретных действий налогоплательщика, которые, по мнению налоговой, признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для получения возможности учёта расходов и заявления налогового вычета по имевшим место сделкам (операциям). Что же делать, если ваши поставщики и контрагенты не идут на контакт? В случае, если сумма расходов или закупок составляет больше 5 млн рублей, одним из вариантов будет написать заявление в полицию (не факт, конечно, что его примут). Второе возможное решение – это нанять частного детектива, который проведёт допросы, подготовит отчёт, в котором будет описана вся цепочка поставки и поименованы её участники. Частный детектив может использовать полиграф на допросах, чтобы повысить уровень доверия налоговой к результатам такой проверки. Хотите знать больше про НДС, рекомендую новые книги «250 налоговых решений по НДС» и бестселлер налогового консалтинга, книгу, которая прошла прокурорскую проверку, лингвистическую экспертизу (выяснилось, что она не содержит призывов к неуплате налогов) - «Черная и белая оптимизация налогов – 3800», 2018 года выпуска. Не могу не отметить, все более возрастающую роль внутренней службы безопасности компании. Нельзя оставлять налоги только в ведении главбуха. Против налогоплательщиков выстроена совершенно новая система сбора налогов, основанная на тотальном контроле и круговой поруке. Наши главбухи с этим могут просто не справиться в одиночку (они могут быть не готовы ни в психологическом, ни в физическом аспекте).
Итак, времена изменились. Мы сегодня живем в новой реальности, которая требует переосмысления происходящего и выработки другой модели существования, именно об этом я буду говорить на своих ближайших семинарах. Евгений Сивков Евгений Сивков, к.э.н., аттестованный аудитор, генеральный директор Аудиторской компании «Сивков интернешнл такс консалтинг», автор более 90 книг и пособий по учету и налогообложению, автор нескольких сотен статей по налогам (sivkov.biz). Имеет за плечами более 20-ти лет опыта работы главным бухгалтером, аудитором и консультантом, обладает богатым опытом арбитражной практики. Бывший председатель политической партии «Партия налогоплательщиков России», председатель третейского суда. Разработчик программного продукта «Интеллектуальная система налогового консультирования «Сивков НК» (esivkov.com). Основатель нового литературного жанра «налоговый триллер», автор широко известных книг «Аудитор», «Консультант», «Советник». Лауреат Национальной премии "Золотой Феникс" в номинации "Налоговый консультант года".
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52073-esli-kontragent-okazalsya-vdrug-i-ne-drug-i-ne-vrag-a-utochnivshiy-deklaratsiyu-rek
20-03-2018-11:47
удалить
Отзывы профи и не специалистов о семинарах Евгения Сивкова
Отзыв юриста о деятельности Евгения Сивкова
Юрист, занимаюсь налогами с 1998 года. .. хочу отметить, что труды Сивкова Е. являются исключительно ЗАКОННЫМИ, т.е. не запрещенными действующим законодательством РФ. Если разбирать техническую часть предлагаемых Сивковым Е. методов, то по свой сути, это просто компиляция и синтез различных видов деятельности отраженных в ГК РФ, ТК РФ, других нормативных и "поднормативных" актов и т.п
Понятно, что комментаторы с ТВ экрана разбираются в налогообложении РФ, как свинья в ювелирных украшениях, однако это нисколько не даёт им право лгать на всю Россию..
П.С. Кстати, заметьте парадокс - чем больше реляций об успехах в экономике РФ, тем больше желающих выжить в такой экономике, на семинарах Сивкова Е.
(Отзыв взят с Ютуба https://www.youtube.com/watch?v=880WD_yyC5Q)
Отзыв Ильи с ютуба:
… О каких налога может идти речь, когда сами твари ни какой справедливости не делают. Я очень прекрасно понимаю, что Евгения теперь будут убирать, любыми возможными способами.
Отзыв адвоката о семинаре Евгения Сивкова
.. Семинар, безусловно, был полезен, лектор – один из самых прямолинейных и профессиональных специалистов в данной области. …
Комментарии (8):
вверх^
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ДИПЛОМНАЯ РАБОТА " Налоговая система в РФ" | Wenera2010 - Дневник Wenera2010 |
Лента друзей Wenera2010
/ Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»
|