«Певец во стане русских воинов»
(час поэзии по творчеству В.Жуковского)
На сцену выходят Ведущие (1) и (2). Звучит аудиозапись пьесы «Грезы любви» Ф. Листа.
ВЕДУЩИЙ (1): Есть такие имена в литературе, которые, сияя кратким лучезарным светом, привлекают к себе всех и редко в ком способны возбуждать отрицательные чувства. Чем-то мирным, поэтическим веет от носителей этих имен. При воспоминании о них смолкает злоба, и верится в добро, счастье и красоту.
ВЕДУЩИЙ (2): Одно из таких светлых имен в русской литературе — Василий Андреевич Жуковский (Демонстрирует портрет), милый «певец Светланы», автор первых русских романтических баллад, светлые поэтические мечтания которого будили столько чистых грез в юношеских сердцах и жизнь которого была так же прозрачно чиста, как и его задушевные элегии.
ВЕДУЩИЙ (1): В Третьяковской галерее висит портрет Василия Андреевича Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Адамовичем Кипренским. (Демонстрирует портрет) Все в этой картине подчинено раскрытию внутреннего облика поэта-романтика: его задумчивый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи... Перед нами Жуковский времени его наибольшей популярности, автор элегий и баллад.
ВЕДУЩИЙ (2): Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии, в имении своего отца, богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью поэта была пленная турчанка по имени Сальха. Фамилию и отчество мальчик получил от крестного отца, который формально усыновил его, это был Андрей Григорьевич Жуковский — бедный дворянин, друг Буниных.
ВЕДУЩИЙ (1): Детство Жуковского прошло в огромном барском доме с толпой прислуги и челяди. Он воспитывался вместе с другими детьми Буниных. На всю жизнь сохранил Жуковский воспоминания о годах пребывания в Мишенском. Огромный парк шумел своими вековыми деревьями, и, может быть, именно там, в тени старинного парка, неясно созревали те поэтические вдохновения мальчика, которые вылились потом в чудесных стихах.
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
ВЕДУЩИЙ (1): Все в детстве располагало к пробуждению талантов Жуковского. Получив прекрасное домашнее образование, он с отличием окончил Благородный пансион при университете. Имя его было золотом выбито на мраморной доске в актовом зале пансиона. Воспитанники получали хорошее гуманитарное образование, что и определило в дальнейшем поэтическую направленность деятельности Жуковского. К ученическим годам относятся первые увидевшие свет, но не включенные потом ни в одно из прижизненных изданий стихи поэта.
ВЕДУЩИЙ (2): Первым стихотворением, прославившим имя поэта, стал перевод меланхолической элегии Грея (Демонстрирует портрет.) «Сельское кладбище». В этом произведении возникает сентиментально-романтический образ одинокого певца, не знавшего ни славы, ни счастья, но наделенного «чувствительной душой»: «Дарил несчастных он — чем только мог — слезою...»
ВЕДУЩИЙ (1): Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована В. Г. Белинским (Демонстрирует портрет.), сказавшим, что он «первый на Руси выговорил жалобы человека на жизнь» и стал «певцом сердечных утрат».
ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь представлялась Жуковскому «бездной слез и страданий». Во многом способствовали этому обстоятельства личной жизни поэта. Он был глубоко и нежно влюблен в Марью Андреевну Протасову — дочь старшей сестры А. И. Бунина. Мать Маши была категорически против их брака. Она настояла на том, чтобы поэт и Маша расстались. Это заставило Жуковского невыносимо страдать.
(Звучит аудиозапись «Ноктюрна» Ф. Шопена.)
Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песня?
Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!
Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было б гимном тебе!
Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный,
В сердце — как тайну, ношу.
Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!
ВЕДУЩИЙ (1): В 1812 году Жуковский вступил в московское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. В то время была очень популярна его поэма «Певец во стане русских воинов». Приняв на себя роль певца русской военной доблести, Жуковский слагает вдохновенную лирическую песнь во славу родины, в память павших и в честь живых героев. Помянув славные дела предков, певец провозглашает хвалу Отчизне и рисует запоминающиеся образы русских полководцев, отличившихся в Отечественной войне 1812 года.
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами.
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! рука в руку!
Зальем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя...
О всемогущее вино,
Веселие героя!
ВЕДУЩИЙ (2):
Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал;
Их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами...
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.
ВЕДУЩИЙ (1):
Сей кубок ратным и вождям!
В шатрах, на поле чести,
И жизнь, и смерть — все пополам;
Там дружество без лести,
Решимость, правда, простота,
И нравов непритворство,
И смелость — бранных красота,
И твердость, и покорство.
Друзья, мы чужды низких уз;
К венцам стезею правой!
Опасность — твердый наш союз;
Одной пылаем славой.
ВЕДУЩИЙ (2): После Отечественной войны 1812 года поэт жил в Петербурге при дворе, исполняя обязанности чтеца при императрице и состоя учителем русского языка при великих княгинях. Затем его заботам поручили подрастающего наследника престола Николая Павловича. Отличия и милости посыпались на поэта. Российская академия избрала его в число своих членов. Но Жуковский не забывал на своем высоком посту обязанностей по отношению к своим друзьям.
ВЕДУЩИЙ (1): Он хлопотал перед царем об опальном Александре Пушкине, ходатайствовал о сибирских изгнанниках — декабристах, заступался за ссыльного Александра Герцена, активно содействовал освобождению Евгения Баратынского от солдатчины, а Тараса Шевченко— от крепостной неволи. При дворе Жуковский сумел сохранить безупречную честность, нравственную независимость и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о священнейшем звании «человек».
ВЕДУЩИЙ (2): В марте 1823 года неожиданное событие потрясло душу поэта: умерла его первая любовь, Маша Протасова. Она скончалась совсем молодой от чахотки.
(Выходит Поэт со свечой в руках. Он читает стихотворение. Одновременно тихо звучит аудиозапись мелодии Ф. Шопена.)
Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом...
Он был последний
На здешнем свете.
Ты удалилась,
Как тихий ангел;
Твоя могила,
Как рай, спокойна!
Там все земные
Воспоминанья,
Там все святые
О небе мысли.
Звезды небес,
Тихая ночь!..
(Уходит.)
ВЕДУЩИЙ (1): Многие страницы биографии Василия Андреевича Жуковского связаны с именем Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин был моложе Жуковского на 16 лет, но это не помешало им стать друзьями. Жуковский отметил талантливого юношу, еще когда тот учился в лицее. По выходе из лицея Пушкин — уже член «Арзамаса»— активно общается с полюбившимся ему и уже знаменитым поэтом. Жуковский принимал большое участие в судьбе младшего друга. Только благодаря его хлопотам Пушкину, сосланному в 1821 году на юг России, было возвращено право въезда в столицы. Пушкин был сердечно привязан к Жуковскому. Он признавал, что многим обязан автору «Светланы». В ранней редакции романа «Евгений Онегин» есть такие строки...
И ты, глубоко вдохновенный
Всего прекрасного певец;
Ты, идол девственных сердец,
Не ты ль, пристрастьем увлеченный,
Не ты ль мне руку подавал
И к славе чистой призывал?
Они посвящены В. А. Жуковскому.
ВЕДУЩИЙ (2): Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, сразу почувствовал в молодом поэте гения. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с многозначительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
ВЕДУЩИЙ (1): Жуковский сердечно оплакивал безвременную кончину Пушкина. В известном письме к отцу поэта он пишет...
(читает): «Нашего Пушкина нет! В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами... Россия лишилась своего любимого национального поэта! У кого из русских с его смертью не оторвалось чего-то родного от сердца?»
(Звучит аудиозапись фрагмента Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Ф. Шопена.)
ВЕДУЩИЙ (2): Последние двенадцать лет жизни вышедший в отставку Жуковский провел за границей. На склоне лет сбылась мечта поэта о семейном счастье: он женился на дочери своего друга — художника Е. Р. Рейтерна. Поэту было к тому времени 58 лет.
ВЕДУЩИЙ (1):Нельзя без волнения читать строки из письма Жуковского, написанные незадолго до свадьбы.
«За четверть часа до решения судьбы моей у меня и в уме не было почитать возможным, а потому и желать того, что теперь составляет мое истинное счастье. Оно подошло ко мне без моего ведома, без моего знания, послано свыше, и я с полною верой в него, без всякого колебания, подал ему руку...»
ВЕДУЩИЙ (2): С тяжелым чувством Жуковский покидал родину, как будто предчувствуя, что больше не увидит ее. 21 мая 1841 года поэт венчался в церкви русского посольства в Германии. Все последующие годы до самой смерти он провел за границей. Ему не только не пришлось поселиться с женой на родине, как он мечтал раньше, но даже не пришлось побывать там еще раз перед смертью. Умер Жуковский 10 апреля 1852 года. Похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Н. М. Карамзиным. Одно из последних стихотворений Жуковского — «Царскосельский лебедь».
(Звучит начало песни «Лебединая верность» (муз. Е. Мартынова, ел. А. Дементьева).)
(2):
...Лебедь благородный дней
Екатерины
Пел, прощаясь с жизнью,
гимн свой лебединый!
А когда допел он — на небо
взглянувши
И крылами сильно дряхлыми
взмахнувши, —
К небу, как во время оное бывало,
Он с земли рванулся...
и его не стало
В высоте... И навзничь с высоты
упал он;
И прекрасен мертвый на хребте
- лежал он,
Широко раскинув крылья,
как летящий,
В небеса вперяя взор,
уж не горящий.
(Звучат заключительные аккорды песни «Лебединая верность».)
ВЕДУЩИЙ (1):Жуковский умер в возрасте 69 лет, оставив нам свое бесценное поэтическое наследство. По образному выражению В. Г. Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики.
ВЕДУЩИЙ (2): Особое место в творчестве Жуковского занимают стихи о природе. Когда Петру Ильичу Чайковскому для оперы «Пиковая дама» понадобилось выбрать несколько наиболее певучих строк из стихотворений, рисующих русскую природу, он остановился на «Вечере» Жуковского, фрагмент которого звучит в знаменитом дуэте Лизы и Полины.
Уж вечер... облаков
померкнули края,
Последний луч зари
на пашнях умирает;
Последняя в реке блестящая
струя
С потухшим небом угасает.
ВЕДУЩИЙ (1): Для романтика мир природы — это тайна, которую нужно разгадать. Поэтому море в изображении Жуковского представляется как живая стихия: оно то тихое, спокойное, лазурное, то страшное, бушующее, погруженное во мглу. Обращаясь к морю, он говорит...
Безмолвное море,
лазурное море,
Стою очарован
над бездной
твоей,
Ты живо;
ты дышишь;
смятенной
любовью,
Тревожною
думой
наполнено ты.
Безмолвное море,
лазурное море,
Открой мне
глубокую тайну
твою:
Что движет твое
необъятное
лоно?
Чем дышит твоя
напряженная
грудь?
ВЕДУЩИЙ (2):
Имя Василия Андреевича Жуковского вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и народные предания. Большинство баллад Жуковского переводные. Поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик в прозе есть раб, в поэзии — соперник».
ВЕДУЩИЙ (1): Первая баллада Жуковского «Людмила» была вольным переводом баллады немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал ей русский национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI—XVIIвеков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и другие элементы русского фольклора.
ВЕДУЩИЙ (2):Следующая баллада, «Светлана», была воспринята читателями как подлинно русское произведение, они нашли здесь и гадания, и приметы, и обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.