http://www.upominator.ru/refka8164.html
Материал взят из книги бизнеспланирование под ред. Стрекаловой.
КРАТКИЙ ОБЗОР БИЗНЕС-ПЛАНА
I.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Профессионально подготовленный бизнес-план должен отвечать определенным требованиям: структурированность и логичность, системность, реалистичность, релевант-ность, обоснованность, эффективность, краткость, доступность для понимания, легкость в использовании, привлекательность.
Примерная структура основных разделов бизнес-плана и более подробное их содержание представлены ниже.
Примерная структура разделов бизнес-плана
1.Резюме/Краткое содержание
2.Описание бизнеса
3.Продукты и услуги
4.Анализ рынка
5.План маркетинга
6.План производства
7.Организационный план
8.Финансовый план
9.Оценка рисков
10.Приложение
Содержание бизнес-плана
1.Резюме
1.1.Краткое содержание
2.Описание бизнеса
2.1. Общее описание компании
2.2. Анализ отрасли
2.3. Цели проекта
3.Продукты и услуги
4.Анализ рынка
4.1.Общее описание рынка
4.2.Определение спроса на продукты (услуги)
4.3.Анализ конкурентов
5.План маркетинга
5.1.План продаж
5.2.Стратегия маркетинга
6.План производства
6.1.Описание местоположения
6.2.Производственный процесс и его обеспечение
6.3.Инвестиционные затраты
6.4.Производственные затраты
6.5.Операционные конкурентные преимущества
7.Организационный план
7.1.Организационная структура управления
7.2.Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы
7.3.Кадровая политика и развитие персонала
8.Финансовый план
8.1.Базовые предположения
8.2.План прибылей и убытков
8.3.План денежных потоков
8.4. Прогнозный баланс
8.5.Инвестиционный план и финансирование проекта
8.6.Анализ безубыточности. Оценка эффективности проекта
9.Оценка рисков
10.Приложения
II. КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Резюме
Должно быть предельно кратким - не более 1-2 страниц. Основные требования - четкость, лаконичность и убедительность. Может быть представлено в табличной форме. Должно отражать следующую информацию.
1.1.Краткое содержание
Краткое содержание (иногда его называют «исполнительное резюме») в сжатой форме, но полнее и содержательнее, чем резюме обеспечивает читающему быстрый краткий обзор всего бизнес-плана. Разрабатывается при необходимости, когда бизнес-план имеет достаточно большой объем.
2.Описание бизнеса
2.1. Общее описание компании
2.2. Анализ отрасли
2.3. Цели компании
Объем этого раздела не должен превышать 1-2 страницы.
Примечание. Если предприятие малого или среднего бизнеса занимается бизнесом в сфе-ре услуг и предоставляет их в небольшом городе (районе города), то целесообразно ограничиться анализом ситуации в рамках этого города (района). В рамках малого бизнеса отрасль определяет-ся по расположению в конкретном географическом регионе.
Следует указать налоговое окружение для бизнеса (перечень налогов, характерных для конкретного проекта), которое может быть представлено в табличной форме/
2.3. Цели компании
Этот подраздел раскрывает как общие цели на будущее, так и конкретные цели бизнеса на ближайший год. В ряде случаев в основу бизнес-плана закладывается некая бизнес-идея. Тогда целевой подраздел можно начать с ее краткого описания, которое раскрывает основную идею и ключевые факторы успеха в бизнесе, отвечая на три основных вопроса:
1.Что фирма предлагает своим клиентам и какие их потребности она будет удовлетворять ?
2.Кому предлагаются товары или услуги?
3.Как фирма намерена реализовать свою бизнес-идею ?
3.Продукты и услуги
Дается описание тех видов продукции (услуг), которые предлагаются на рынок. Сведения по каждому виду продукции удобно представить в табличной форме
4. Анализ рынка
4.1.Общее описание рынка и его целевых сегментов
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить, и ожидаемые результаты
Ключевые вопросы /Комментарии к процедурам /Ожидаемый результат
1. Кто ваш потребитель (заказчик) продукции/услуг?/"сегментация"рынка/Определение целевого рынка и его сегментов
2.Какие потребители (или их группы) являются наиболее при-влекательными (в финансовом от-ношении) ? В каких сегментах рынка имеется устойчивый спрос на товар/ услугу ?/ Выбор целевых сегментов/ Определение наиболее привлекатель-ных целевых сегментов
3. Как компания будет позициони-ровать свой товар/ услугу для этих привлекательных клиентов?
В чем заключаются товарные особенности целевых сегментов и их ассортиментное наполнение ?/"Позиционирование"/Выявление того, какие товары и на какие рынки будут поставляться
4.Каков спрос и оценка потенциа-ла рынка в целом и по сегментам ? Какую долю рынка компания со-бирается контролировать?/Анализ и оценка привлекатель-ности рынка/Оценка спроса и потенциала рынка. Оценка доли рынка, которую компания намерена контролировать
4.2. Определение спроса на продукты (услуги)
Выбор способа оценивания спроса на товар зависит прежде всего от того, о каком товаре идет речь: о потребительских товарах (длительного или кратковременного пользования), товарах производственного назначения или об услугах.
Как правило, для оценки спроса на потребительские товары определяют и используют следующие показатели:
•
количество потенциальных пользователей (n);
•
количество товара, приобретаемого одним пользователем (q);
Совокупный спрос в натуральном выражении (Q) определяется по формуле:
;qnQ×= [1]
Для расчета объема продаж (R) или совокупного спроса в стоимостном выражении используют формулу:
;pQR×= [2]
где p – цена единицы товара.
Спрос на услуги можно оценивать тем же способом, что и спрос на потребительские това-ры. Он напрямую зависит от количества потенциальных потребителей и от частоты пользования услугой. Некоторые сложности в оценке спроса на услуги могут возникнуть при определении ис-пользуемых единиц измерения услуг.
4.3. Анализ конкурентов
Необходимо собрать информацию о конкурентах и ответить на следующие вопросы
1. Кто ваши конкуренты?
2. Каковы их основные продукты (услуги) ?
3. На каких рынках они работают?
4. Каков объем продаж их продукции (за прошедший год) ?
5. Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов ?
6. Какова доля рынка, контролируемая конкурентом ?
7. Какова сбытовая и ценовая политика конкурентов?
8.Как шло развитие конку-ренции за последние 5 лет ?
9. Каков прогноз развития конкуренции в будущем и изменения ее основных факторов ?
Для проведения анализа конкурентов необходимо собрать информацию о сильных и слабых сторонах (максимум три) каждой из компаний – конкурентов.
Основные выводы на основе анализа конкуренции:
общие соображения относительно конкуренции на рынке;
перечень основных фирм-конкурентов и их характеристики;
разъяснение своих конкурентных преимуществ;
ожидаемое влияние конкуренции на деятельность компании.
5. План маркетинга
Прогноз продаж рекомендуется разработать для трех альтернативных сценариев развития событий (пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного). Дальнейшие расчеты в финансовом разделе бизнес-плана проводятся в первую очередь по наиболее вероятному (реали-стичному) варианту.
6. План производства
6.1. Описание местоположения
6.2. Производственный процесс и его обеспечение
6.3. Инвестиционные затраты
6.4 Производственные затраты
6.5.Операционные конкурентные преимущества
6.1. Описание местоположения
Важно показать, насколько удачно выбрано место расположения предприятия, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы. Для предприятий сферы торговли, сервиса или общественного питания вопрос о выборе местоположения требует тщательного предварительного изучения. При этом важно учи-тывать такие факторы, как пешеходные и транспортные потоки, наличие стоянки для машин, ус-ловия аренды, конкурентное окружение, наличие подъездных путей и др.
6.2. Производственный процесс и его обеспечение
В этом подразделе должны раскрываться следующие ключевые вопросы
Вопросник 1. Производственный процесс
1. Каковы основные технологические операции производственного процесса (по производству продукта, предоставлению услуг) ?
2. Какие операции будут выполняться самостоятельно, а какие будут переданы на субконтракт ?
3. Какое производственное оборудование требуется закупить (арендовать) в первую очередь, а какое понадобится в будущем.?
4. Каков необходимый объем первоначальных инвестиций ?
5. Каков должен быть план производства и какой должна быть производст-венная программа для реализации плана продаж ?
6. У кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация по-ставщиков ?
7. Какова потребность в производственных ресурсах и какова оценка произ-водственных затрат ?
8. Каковы операционные конкурентные преимущества компании ?
6.3. Инвестиционные затраты
Оценка общих инвестиционных затрат равна суммарной потребности в инвести-циях на создание предприятия (инвестиционные затраты на основные средства и пред-производственные расходы) и потребности в инвестициях для текущей деятельности (оборотные активы, необходимые для формирования начальных товарно-материальных запасов и др.).
6.3.1.Инвестиционные затраты на основные средства:
здания и сооружения (производственные, складские, административные);
машины и оборудование (основное производственное оборудование, вспомогательное оборудо-вание, офисное оборудование (мебель, оргтехника) и другое оборудование);
транспортные средства.
6.3.2.Предпроизводственные расходы
Оценка расходов по созданию нового предприятия (государственная регистрация, изго-товление печати, открытие счета в банке, получение необходимых лицензий и сертифика-тов), по проведению подготовительных исследований (ТЭО, функциональные исследова-ния), а также предпроизводственные маркетинговые издержки, расходы по продвижению, созданию сбытовой сети, расходы на обучение персонала и т.п.
6.3.3.Инвестиционные затраты на оборотные средства
Определяется потребность предприятия в инвестициях на оборотные средства (закупка сырья, материалов, топлива, комплектующих и полуфабрикатов, минимальный остаток денежных средств на расчетном счете).
6.4. Производственные затраты
7.Организационный план
7.1. Организационная структура управления
7.2.Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы
7.3.Кадровая политика и развитие персонала
7.4.Календарный план работ по реализации проекта
7.1. Организационная структура управления
Для вновь создаваемого малого предприятия может быть представлена схемой оргструктуры управления и краткими должностными инструкциями (как правило, выносятся в приложение).
7.2.Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы
Информация по ключевым менеджерам должна включать в себя:
1.ФИО (полностью), год рождения.
2.Занимаемая должность (краткое описание должности).
3.Основные обязанности и полномочия.
4.Уникальные навыки и практический опыт, которые добавляют отличительные компетен-ции вашей компании.
5.Уровень и условия вознаграждения.
Информация о владельцах должна включать в себя:
1.ФИО (полностью)
2.Доля их собственности.
3.Форма собственности (обыкновенные, привилегированные акции).
4.Степень участия в управлении компанией.
7.3.Кадровая политика и развитие персонала
Этот подраздел должен отразить предполагаемую к использованию систему оплаты и стимулиро-вания труда, дать разъяснения относительно предполагаемых к использованию элементов кадро-вой политики, описать систему набора, отбора и обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре кадров по мере развития предприятия.
Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала
7.4.Календарный план работ по реализации проекта
Должен показать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий, связанных с реализацией проекта. При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ подготовительного периода (государственная регистрация предприятия, оформление лицен-зий и разрешений, разработка рабочего проекта, заключение договоров аренды помещений, при-обретение и монтаж технологического оборудования, подготовка производства и др.), сроки их выполнения, а также последовательность их проведения.
Календарный план-график отражает последовательность выполнения работ во времени (по кварталам, по месяцам, по неделям). Условный пример календарного плана-графика (в виде Гра-фика Гантта) представлен на рис. 1.
8.Финансовый план
8.1.Базовые предположения, принципы и подходы
8.2.План прибылей и убытков
8.3. План денежных потоков
8.4.Прогнозный баланс
8.5.Инвестиционный план и финансирование проекта
8.6.Анализ безубыточности. Оценка экономической эффективности проекта
8.2. План прибылей и убытков
Для разработки плана прибылей и убытков и составления формата документа необходимо:
1.Cобрать все необходимые данные из других разделов бизнес-плана.
2.Определить состав и структуру всех текущих затрат.
3. Распределить все текущие затраты на переменные и постоянные расходы.
8.3. План денежных потоков
Формат плана денежных потоков может быть представлен в одной из двух форм:
1) формат 1: статьи располагаются по их типу, в связи с поступлением (притоком) или с выплатой (оттоком) денежных средств, причем сначала представляются все статьи, отражающие поступле-ния, а затем – выплаты;
2) формат2: статьи располагаются по виду деятельности предприятия (операционная, инвестици-онная, финансовая), причем в рамках каждого вида сначала представляют статьи, отражающие по-ступления, а затем – выплаты
8.4.Прогнозный баланс
Составление формата документа
Прогнозный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей и включает в себя наиболее значимые для будущего бизнеса статьи и агрегированные счета. Поэтому в общем виде он не совпадает с формой отчетного баланса, предусмотренного действующими требованиями бухгалтерской отчетности в России.
Главная особенность формата прогнозного баланса - расположение статей активов и пас-сивов в порядке убывания ликвидности активов и степени срочности обязательств, в отличие от баланса (форма №1) , принятого в РФ, где все обстоит наоборот.
8.5. Инвестиционный план и финансирование проекта
Первоначальный вариант кредитного плана составляется на основе расчета потребности в инвестициях.
1.Определяют необходимую сумму кредита, вероятную процентную ставку (исходя из со-стояния финансового рынка в стране на данный период), условия его возврата или погашения (с какого месяца, какими частями и т.д.).
2. Составляют вариант кредитного плана
9.Анализ и оценка риска
9.1.Виды рисков
9.2.Анализ рисков
9.3.Приложение
При подготовке данного раздела необходимо ответить на ряд вопросов (вопросник 2).
Для анализа и оценки рисков, связанных с проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру:
Шаг 1. Определить перечень рисков, которым в большей мере может быть под-вержен проект ( набор простых рисков, характерных для каждой стадии проекта). Количе-ство стадий и их содержание напрямую связано с особенностями самого проекта.
Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня. Для этого все риски по степени их значимости разбиваются на группы (по стади-ям проекта, по источникам возникновения или по содержанию рисков). Оценка рисков с использованием ранжирования или балльных оценок осуществляется группой экспертов.
Вопросник 2. Анализ риска
1. Что может причинить ущерб ?
2. С какими основными видами риска и наиболее опасными ситуациями связан ваш бизнес ?
3. Какова степень серьезности каждого вида риска ?
4. К какой области риска относится ваш бизнес ?
5. Насколько велики могут быть потери (прямые, косвенные) ?
6. Каковы пути предотвращения или снижения ущерба ?
7. Каковы возможные пути предотвращения опасно-стей, угрожающих фирме (программа “спасения”) ?
8. Как вы будете ее претворять в жизнь ?
Шаг 3. В дополнение можно использовать и другие методы количественной оцен-ки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).
Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
Результат этого раздела:
1.Анализ возможных рисков.
2.Оценка рисков и связанных с ними потерь (ущерба).
3.Программа по защите от рисков, включающая мероприятия по предотвращению потерь или сведению их к минимуму.
10.Приложение
В приложение включают документы, которые могут служить подтверждением или подробным объяснением сведений, приведенных в бизнес-плане.
В приложении могут быть представлены:
1)сведения о руководителях фирмы или проекта;
2)результаты исследования рынка;
3)заключения аудиторских фирм;
4)копии патентов, лицензий и др.;
5)подробное описание технических характеристик продукции ;
6)описание производственного оборудования, зданий;
7)копии юридических документов (заключенных договоров, гарантийных писем, про-токолов о намерениях);
8)сметы затрат на продукцию и услуги;
9) схемы производственной и организационной структуры управления фирмой;
10)отзывы авторитетных организаций;
11) информация, опубликованная в периодической печати (статьи, ссылки на книги).