Литературно – музыкальная композиция
«Эти песни спеты о войне»
Ведущий 1. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы... Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты, всплывают строки песен, прошагавшие долгие огненные дороги войны вместе с мужественными защитниками Родины.
Ведущий 2. Некоторые приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Авторы их уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия и делает песню вечной.
Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о легендарных песнях, которые смогли выжить и победить в страшные годы Великой Отечественной войны. Песни действительно сражались! В Германии перед войной вообще не пели лирические песни, повсюду слышались одни марши. В них прославлялась фашистская страна, воспевалась немецкая нация и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом враги переступили границу нашей страны. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей встали на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле эти нацистские марши.
Ведущий 2.Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лирические — «Соловьи», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали не жизненное пространство, а родную землю, любимых и близких.
Ведущий 1. Зная и исполняя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фашизма. Ибо память — это связующее звено между прошлым и будущим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Война и песня... Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, побороть слабость и панику. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина требовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.
(Звучит песня «Священная война».)
Ведущий 2. Одна из главных композиций — «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывает к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» «...«Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму» — так говорил об этой песне композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны её слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.
Ведущий 1.Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, а композитор Александр Александров музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жуткое зрелище: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места, и над толпой загремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проронить хоть слово. «Не смеют крылья чёрные над Родиной летать, Поля её просторные не смеет враг топтать!» Такого люди ещё не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.
Ведущий 2. С этого памятного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воинская присяга, она стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Её пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали её гранатами. Силы защитников иссякали... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом»
Ведущий 1. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война - это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.
ЧТЕЦ:
Ведущий 2. Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня be:ни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря современным языком, это многолетний музыкальный «хит». Песня «Катюша» была написана вконце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветушие сады, любовь и верность. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то,что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особоезначение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался — «Катюша». А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новыеслова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье.
(звучит песня «Катюша»)
Ведущий 1. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь враг был разбит.
ЧТЕЦ:
(Звучит песня «В землянке».)
Ведущий 2.В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что сочиняет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боёв за Москву. Песня получилась очень тёплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. «В землянке» была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению Победы. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.
(Звучит песня «Тёмная ночь».)
Ведущий 1.Автор песни «Тёмная ночь» Владимир Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, дружбу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал солдат, пока не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.
(Звучит песня «Синий платочек».)
Ведущий 2. Песню «Синий платочек» московские любители джаза распевали ещё до войны. Но эту лёгкую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. В ней было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. «Строчит пулемётчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих!»
Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с нашим солдатом до самого Берлина. Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были необходимы в бою солдатам и офицерам.
Ведущий 1. Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Второй фронт снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на трудовой подвиг. Таковой являлась песня неизвестного композитора на стихи Михаила Исаковского «Огонёк».
(Звучит песня «Огонёк».)
Песня объединяла людей, как бы протягивала нить между фрон том и тылом, между передовой и родным домом. Представьте себе привал бойцов перед боем, кто-то наигрывает на походной гармошке, и под нехитрый вальс люди вспоминают свою жизнь, свою молодость, понимая, что через несколько минут они поднимутся в смертельной бой, чтобы сохранить всё это. В этой песне проходит и лирическая тема — тема любви, молодости, несбывшегося счастья, и патриотическая — размышления о родине, своём героическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить подвиг. Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыка Матвею Блантеру.
(Звучит песня «В лесу прифронтовом».)
Ведущий 2. Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца. Это было в конце 1944 года, Василий Соловьёв-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице. Однажды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Алексей Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшейгимнастёрке, поэт из Вязников Владимирской об Оказывается, он только что приехал из освобождённого го ему дали отпуск на несколько дней. И привёз с собой написанные на фронте стихи. Среди были и «Соловьи».
(Звучит песня «Соловьи».)
«Я не спал после этого два, — вспоминал композитор, не мог сладить с необычным волнением, охватившим меня. Ещё шла война, ещё лиласькровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжёлые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужнаи лирика. И так уж получилось, продолжал он, — что в один присест я написал песню. И песня получилась сразу».
Ведущий 1. Впесне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, и веснасмертельная опасность. Вдумайтесь, вслушайтесь в песню. Поэт, словно отстраняясь от своих героев, отдыхающих, спящих в весеннее утро солдат, просит природу, весну не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Он сообщает, правда, что едва ли природа его послушается. «Но что война для соловья? У соловья ведь жизнь своя...»
Просьба поэта к весне, к соловьям, вселяющим в молодых солдат состояние, когда «солдатом стало не до сна», какая-то нерешительная, очень нежная, но настойчивая, напевная. «Соловьи соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят
Не так уж громок голос соловья после пушечной стрельбы, завывания авиабомб. Так что поэт скорее предлагает соловьям именно тревожить солдат, вторгаться в их сны, приближать к ним родинуи всё, что с ней связано.
Ведущий 1. Не спит солдат, припомнив дом И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут.
(Звучит песня «Дороги».)
Ведущий 2.Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное призвание стали «Дороги». Но первоначально онаназывалась «Солдатские дороги». «Эх, дороги» и просто «Дороги». Под этим названием она и вошла в золотой фонд советского песенноготворчества, стала родной и близкой, особенно для тех, ктопомнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, черезчто довелось пройти, что вынести в минувшей войне нашему народу.Песня далёким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце памятитех, кто поёт и слышит её знакомый до боли мотив. Секрет успеха этой песни очень точно объяснилмаршал Г.К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа», — говорил он. В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги»
Ведущий 1. Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история нашей страны. Давно отгремело эхо Великой Отечественной, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. 1418 страшных, мучительных дней, 27 миллионов погибших, невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Майский день 1945-го... Знакомы и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. День Победы самый главный наш праздник. Он вобрав в себянеизбывную скорбь по каждому, кто сгинул в этой страшной войне, стал праздником жизни.
ЧТЕЦ:
Ведущий 2.Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен времён Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни? Как вы считаете, совместимы такие понятия, как «война» и «песня»? Можно ли назвать такую песню бойцом, грозным оружием? Для чего нужна в тяжёлое время для страны песня? Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни? Как в вашей семье относятся к старым песням?
Ведущий 1. Действительно, песня — это и боец, и грозное оружие. Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто память, они сохраняют душу народа, согревают сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни помогали им побеждать. И мы поём их, так как чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
(Звучит песня «День Победы».)
Материал использован из журнала Читаем, учимся, играем 2011, № 3.