• Авторизация


Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты о войне» 22-06-2011 08:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Литературно – музыкальная композиция

«Эти песни спеты о войне»

 

Ведущий 1.  День Победы был, есть и должен оставаться са­мым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жиз­нью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы... Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти па­мятные даты, всплывают строки песен, прошагавшие долгие ог­ненные дороги войны вместе с мужественными защитниками Ро­дины.

Ведущий 2. Некоторые приобретают сумас­шедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Авторы их уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушате­ля даже спустя десятилетия и дела­ет песню вечной.

Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о легендарных песнях, которые смогли выжить и победить в страшные годы Ве­ликой Отечественной войны. Песни действительно сража­лись! В Германии перед войной вообще не пели лирические пе­сни, повсюду слышались одни марши. В них прославлялась фа­шистская страна, воспевалась не­мецкая нация и нацистские вож­ди. Эти песни должны были поднять боевой дух солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С та­ким боевым духом враги пересту­пили границу нашей страны. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матро­сы, старики и дети, люди всех на­циональностей встали на борьбу, чтобы никогда не слышать на сво­ей земле эти нацистские марши.

Ведущий 2.Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лириче­ские — «Соловьи», «Синий плато­чек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали не жизненное прос­транство, а родную землю, люби­мых и близких.

Ведущий 1.  Зная и испол­няя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фа­шизма. Ибо память — это связую­щее звено между прошлым и буду­щим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Война и песня... Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровож­дала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помога­ла мобилизоваться, побороть сла­бость и панику. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных храни­лись блокноты с записями фрон­товых песен. Иной старшина тре­бовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Гово­рилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг бо­ится песни больше, чем огне­стрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.

(Звучит песня «Священная война».)

Ведущий 2.  Одна из глав­ных композиций — «Священная война». Эта песня содержала за­ряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатыва­ет к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вста­вай, страна огромная, вставай на смертный бой...» «...«Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлериз­му» — так говорил об этой песне композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны её слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ведущий 1.Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач на­писал стихотворение, а компози­тор Александр Александров музы­ку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья прово­жали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жут­кое зрелище: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сли­вались в единый гул. Когда артис­ты ансамбля появились на перро­не, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстрои­лись полукругом, музыканты за­няли свои места, и над толпой за­гремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проро­нить хоть слово. «Не смеют кры­лья чёрные над Родиной летать, Поля её просторные не смеет враг топтать!» Такого люди ещё не слышали. В словах песни вырази­лась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.

Ведущий 2.  С этого памят­ного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воин­ская присяга, она стала музыкаль­ным гимном Великой Отечест­венной войны. Её пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. В летописи Оте­чественной войны есть немало ге­роических эпизодов, рассказыва­ющих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пе­щере, гитлеровцы яростно штур­мовали эту естественную кре­пость, забрасывали её гранатами. Силы защитников иссякали... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины нена­вистному врагу. Многие воена­чальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом»

Ведущий 1.  Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому  что   крепила   армейскую дружбу. Знали люди, что война -  это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2. Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня be:ни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря со­временным языком, это много­летний музыкальный «хит». Песня   «Катюша»   была   написана вконце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветушие сады, любовь и верность.  «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то,что пытался разрушить беспощадный  враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особоезначение за пределами нашей  родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался — «Катюша». А  когда в 1943 году на фронте блестяще проявил гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и  каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новыеслова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну,  а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье.

(звучит песня «Катюша»)

Ведущий 1. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь враг был разбит.

ЧТЕЦ:

 (Звучит песня «В землянке».)

Ведущий 2.В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Сурко­ва «В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гар­монь. И не предполагал поэт Сур­ков, что сочиняет слова всенарод­но известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, опи­сывал свои чувства после трудных боёв за Москву. Песня получилась очень тёплая, задушевная, немно­го грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смер­ти. «В землянке» была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению Побе­ды. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую пес­ню, которую вы сейчас услышите.

(Звучит песня «Тёмная ночь».)

Ведущий 1.Автор песни «Тёмная ночь» Владимир Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, друж­бу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроват­ку, за любимую воевал солдат, по­ка не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ведущий 2.  Песню «Си­ний платочек» московские люби­тели джаза распевали ещё до войны. Но эту лёгкую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народ­ная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лей­тенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. В ней было много правды. У каждого воина есть од­на родная женщина, самая люби­мая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. «Строчит пулемётчик за синий платочек,  Что был на плечах до­рогих!»

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с на­шим солдатом до самого Берлина. Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были необходимы в бою солдатам и офицерам.

Ведущий 1.  Фронтовые песни звучали не только на пере­довой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Второй фронт снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Пес­ня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на тру­довой подвиг. Таковой являлась песня неизвестного композитора на стихи Михаила Исаковского «Огонёк».

(Звучит песня «Огонёк».)

Песня объединяла людей, как бы протягивала нить между фрон том и тылом, между передовой и родным домом. Представьте се­бе привал бойцов перед боем, кто-то наигрывает на походной гар­мошке, и под нехитрый вальс люди вспоминают свою жизнь, свою молодость, понимая, что че­рез несколько минут они подни­мутся в смертельной бой, чтобы сохранить всё это. В этой песне проходит и лирическая тема — те­ма любви, молодости, несбывше­гося счастья, и патриотическая — размышления о родине, своём ге­роическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить под­виг. Текст песни «В лесу при­фронтовом» принадлежит Михаи­лу Исаковскому, а музыка Матвею Блантеру.

(Звучит песня «В лесу прифронто­вом».)

Ведущий 2. Наверное, нет человека, который, хоть раз услы­шав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, ка­ким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца. Это было в конце 1944 года, Василий Соловьёв-Седой, нена­долго приехавший в Москву, остановился в гостинице. Однаж­ды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Алексей Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшейгимнастёрке, поэт из Вязников Владимирской об Оказывается, он только что приехал из освобождённого го ему дали отпуск на несколько  дней. И привёз с собой написанные на фронте стихи. Среди были и «Соловьи».

(Звучит песня «Соловьи».)

«Я не спал после этого два, — вспоминал композитор, не мог сладить с необычным волнением,  охватившим  меня. Ещё   шла   война,   ещё   лиласькровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима,  и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжёлые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужнаи лирика. И так уж получилось, продолжал он, — что в один присест я написал песню. И песня получилась сразу».

Ведущий 1. Впесне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, и веснасмертельная опасность. Вдумайтесь, вслушайтесь в песню. Поэт,  словно отстраняясь от своих героев, отдыхающих, спящих в весеннее утро солдат, просит природу, весну не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Он сообщает, правда, что едва ли природа его послушается. «Но что война для соловья?  У соловья ведь жизнь своя...»

Просьба поэта к весне, к соловьям, вселяющим в молодых солдат состояние, когда «солдатом стало не до сна», какая-то нерешительная, очень нежная, но настойчивая, напевная. «Соловьи соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят

Не так уж громок голос соловья после пушечной стрельбы, завывания авиабомб. Так что поэт скорее предлагает соловьям именно тревожить солдат, вторгаться в их сны, приближать к ним родинуи всё, что с ней связано.

Ведущий 1. Не спит солдат, припомнив дом И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут.

        (Звучит песня «Дороги».)

Ведущий 2.Трудными до­рогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное призвание стали «Дороги». Но первоначально онаназывалась «Солдатские дороги». «Эх, дороги» и просто «Дороги». Под этим названием она и во­шла в золотой фонд советского песенноготворчества, стала родной и близкой, особенно для тех, ктопомнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, черезчто довелось пройти, что вынести  в минувшей войне нашему народу.Песня далёким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце памятитех, кто поёт и слышит её знакомый до боли мотив. Секрет успеха этой песни очень точно объяснилмаршал Г.К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа», — говорил он. В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина  «Дороги»

Ведущий 1. Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история нашей  страны. Давно отгремело эхо Великой    Отечественной, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе, места боев  отмечены обелисками, памят­ники с красными звёздами хранят  имена  погибших  бойцов. 1418   страшных,   мучительных дней, 27 миллионов погибших, невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы  знаем, какой ценой была за­воевана Победа, и всегда будем помнить тех,   кто отдал  свою жизнь за Родину. Майский день 1945-го... Знакомы  и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. День Победы самый главный наш праздник. Он вобрав в себянеизбывную скорбь по каж­дому, кто сгинул в этой страшной войне, стал праздником жизни.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2.Сегодня вы познакомились с историей не­скольких песен времён Великой Отечественной войны. Какое впе­чатление произвели на вас эти песни? Как вы считаете, совмес­тимы такие понятия, как «война» и «песня»? Можно ли назвать та­кую песню бойцом, грозным ору­жием? Для чего нужна в тяжёлое время для страны песня? Как пес­ня помогала солдатам в фронто­вой жизни? Как в вашей семье от­носятся к старым песням?

Ведущий 1. Действитель­но, песня — это и боец, и грозное оружие. Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто па­мять, они сохраняют душу народа, согревают сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм побе­дили не сказочные богатыри, а са­мые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни помога­ли им побеждать. И мы поём их, так как чувствуем душевную необ­ходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

(Звучит песня «День Победы».)

Материал использован из журнала Читаем, учимся, играем 2011, № 3.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты о войне» | Wenera2010 - Дневник Wenera2010 | Лента друзей Wenera2010 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»