«На Руси учились так»
Экскурс в историю.
Ведущий 1:Сегодня мы поговорим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?
(Ребята отвечают.)
Летописи — исторические произведения XI—XVIIвеков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «летопись».
Ведущий 2:Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?
(Ребята отвечают.)
Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.
Ведущий 1: Покровителем учащихся считается святой Сергий Радонежский.
(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)
Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С. Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.
Ведущий 1:По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Варфоломей, поклонившись, с волнением поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец отдал Варфоломею кусочек просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
(Демонстрируется картина «Видение отроку Варфоломею» художника М.В. Нестерова.)
Ведущий 2: В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.
(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)
Ведущий 1:То, что мы теперь называем школьными предметами, в Средневековье называли искусствами, художеством, хитростью.
Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
(Демонстрируются предметы народного быта.)
Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Давайте вспомним пословицы о грамоте.
(Ребята отвечают.)
Пословицы
Ведущий 1: Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Ребята, какое тогда было освещение в храмах?
(Ребята отвечают.)
Храмы освещают паникадила — огромные светильники со множеством свечей или лампад.
(Демонстрируется изображение паникадила.)
Ведущий 1: Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.
Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.
(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской книги.)
Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями.
(Демонстрируется гусиное перо.)
Ведущий 2:Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.
(Демонстрируется чернильный прибор.)
Ведущий 1:Чтобы чернила быстрее высыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Песочницу затем сменила промокашка, или промокательная бумага.
(Демонстрируется промокашка.)
Ведущий 2: Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по месяцам и дням года.
(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)
Ведущий 1: Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.
«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Ведущий зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)
Ведущий 2: В полдень учеников отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были заучивать на уроке. Заученное произносили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кричать как можно громче. Кто начинал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?
(Ребята отвечают.)
Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но ещё больше боялись они розг. А вы знаете, что такое розги?
(Ребята отвечают.)
Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кровавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили такую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».
Ведущий 2: Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зиму преподаватель получал два рубля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг родители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времён одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»
Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?
(Ребята отвечают.)
Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.
Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать настоящими однокашниками?
(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)
«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»
(Ребята отгадывают загадки.)
Загадки
•Какая водица только для грамотных годится? (Чернила.)
•Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)
• Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
Ведущий 1: По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, потому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики становились книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего.)
Вопросы
1.Как называли в Средние века школьные дисциплины? (Художество, хитрость, искусство.)
5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ребята!
Составитель: Ч.Е.А.
Использованная литература.