• Авторизация


«На Руси учились так» Экскурс в историю. 14-06-2011 12:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

 

Ведущий 1:Сегодня мы пого­ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про­изведения XIXVIIвеков, в кото­рых повествование велось по го­дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето­пись».

 

Ведущий 2:Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще­ния киевлян начал строить церк­ви, назначать священников, соби­рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна­ют о православной вере и не гото­вы к учёбе. Так обучение распро­странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз­ная община монахов или мона­хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча­щихся было обычным в Средние века.

 

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи­тается святой Сергий Радонеж­ский.

(Демонстрируется    изображение Сергия Радонежского.)

 

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо­ломея, такое имя дали С. Радоне­жскому родители, отдали обучать­ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте­фаном и младшим Петром. В от­личие от братьев Варфоломей су­щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор­чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе­рёд не продвигалась. И тогда слу­чилось событие, о котором сооб­щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

 

Ведущий 1:По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша­дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар­фоломей сначала смиренно пок­лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон­чит молитву. Старец, увидев маль­чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар­фоломей, поклонившись, с волне­нием поведал ему своё горе и про­сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо­лившись, старец отдал Варфоло­мею кусочек просфоры, благосло­вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде­ние отроку Варфоломею» художни­ка М.В. Нестерова.)

 

Ведущий 2: В древности писали на воско­вых дощечках, которые называ­лись «цера», с помощью костяно­го или деревянного писала. В ка­честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется    изображение берестяной грамоты.)

 

Ведущий 1:То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред­невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи­ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на­родного быта.)

 

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време­на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

 

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело­век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле­тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

 

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо­дилась при церкви. На урок соби­рал колокол, позднее колоколь­чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

 

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя­там присаживаться на лавку толь­ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на­ходилась у окна, чтобы было боль­ше света. Когда все рассажива­лись, учитель начинал урок. Ребя­та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

 

Храмы освещают паникади­ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется    изображение паникадила.)

 

Ведущий 1: Главными школьными пред­метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз­бука. Часослов включает неизме­няемые молитвословия ежеднев­ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик­вией, передававшейся из поколе­ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

 

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача­ла ребята наблюдали, как работа­ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус­тавом. Каждая буква стояла от­дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от­сюда и выражение «Писать с крас­ной строки». В очертаниях стро­гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни­ги.)

 

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё­лое занятие. Изо дня в день выво­дили буквы — аккуратно и внима­тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког­да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

 

Ведущий 2:Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при­бор.)

 

Ведущий 1:Чтобы чернила быстрее высы­хали, лист бумаги посыпали пес­ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе­сочницу затем сменила промокаш­ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

 

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят­цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми­неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ­ной церкви. Причём повествова­ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся­цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

 

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз­решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай­те и мы сейчас немного отдохнём.

 

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве­дущий зачитывает начало послови­цы, а участники продолжают её.)

 

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы­рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По­меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу­ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)


Ведущий 2: В полдень учени­ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за­нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за­учивать на уроке. Заученное про­износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри­чать как можно громче. Кто начи­нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

 

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба­ловников считалось стоять на го­рохе часами. Но ещё больше боя­лись они розг. А вы знаете,  что та­кое розги?

(Ребята отвечают.)

 

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро­вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз­можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та­кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

 

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш­нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода­ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи­му преподаватель получал два руб­ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро­дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр­на была каша. Именно с тех вре­мён одноклассников стали назы­вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

 

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

 

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще­ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас­тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

 

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

•Какая водица только для гра­мотных годится? (Чернила.)

•Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

•    Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

 

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра­мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи­сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по­тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови­лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото­му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

 

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве­дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве­ка школьные дисциплины? (Худо­жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо­та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал­тырь, письмо, старославянская аз­бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

 

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре­бята!

 

 

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди­митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус­ской православной культуры. — М.:  Гуманит.  изд.  центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле­дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру­си. Владимир Красное Солныш­ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд­рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе­лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись­менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш­ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «На Руси учились так» Экскурс в историю. | Wenera2010 - Дневник Wenera2010 | Лента друзей Wenera2010 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»