«Экология. Право. Ответственность»
(День экологии)
Звучит колокольный звон
Ведущий 1:
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю? За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…
Ведущий 2:. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.
Звучит музыка Вивальди “Времена года”, “Лето”
Ведущий 1:Окружающий мир входит в каждого из нас через все «окна» и «двери» наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга;
Ведущий 2:Удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети; стоящие в руинах прославленные святыни народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей; не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч усадеб XVIII-XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов, – картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей, тотального погрома хозяйства и природы, погружение всего сущего во всеохватное безобразие.
Снова звучит Вивальди “Времена года”
Ведущий 1:Важнейшая примета экологического кризиса – распад и деградация национального пейзажа. Это как знак беды, указание на то, что кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания, утрата корней и веры в традицию.
Ведущий 2: Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев рассматривает проблему экологии с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. По сути дела, это стремление востребовать для решения проблемы всего Человека. Основное нравственное требование заключается в том, чтобы тот величественный строй природы, который мы видим каждый день, которому мы обязаны каждой минутой жизни, в котором мы купаемся, как в животворной купели, был для нас безусловной целью.
Ведущий 1:Рассмотрим отдельные мысли и положения воззрений академика на эту проблему.
- Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть.
-Но и человечество в целом, в нынешнем его сознании, также существует “наедине с природой”. Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит отношение человека к окружающему его миру, к природе. Но ведь совесть одного человека – нечто реальное при всей ее неопределенности, но совесть всего человечества как единого целого – это уже абстракция.
-Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе, в силу “немоты” последней. Необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии…
-При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, растений, – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир”.
Ведущий 2:Эти размышления Дмитрия Сергееевича побудили нас обратиться к творчеству великого английского поэта, художника и философа XVIII-XIX веков Вильяма Блейка. Послушайте его стихотворение “Мотылек” из поэтического цикла “Песни Опыта”, написанного в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда, за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних экологических катастроф лучшие люди писали об ответственности человека перед всем сущим, перед всем живым.
Ведущий 1:
МОТЫЛЕК
Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.
А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срок
Порхаю
и пою, пока
слепая
не сомнет рука.
Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет ее –
и жизни нет;
А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.
Вильям БЛЕЙК
Ведущий 2:Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает в тенетах лжи и притворства – такова новая философия. И задача Поэта – это задача барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к освобождению духа. А, посему человек и мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как говорит поэт, “Все живое – священно”.
Ведущий 1:Даниил Гранин высказал такую мысль: человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы и отражение этого права силы, к сожалению, живет и в нашей экологии, хотя недостаточно осознается. (приведите пример)
Например, строится отравляющий округу завод. Поселок рабочих завода относится на достаточное от него расстояние. Но ведь между заводом и поселком живут звери, рыбы, насекомые… По какому праву мы приговариваем их к смерти? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока еще заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя, разнообразие природы для себя: как скупец, охраняющий свои сокровища.
Ведущий 2:Вернемся к размышлениям Д.Лихачева. Академик пишет: “Человек не только нравственно отвечает за все сущее на Земле, но и морально обязан за них говорить, защищать их права и интересы.
Человек – носитель самосознания Вселенной”. (как вы понимаете эти слова)
Ведущий 1:. Лихачев пишет о том, что загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.
Но “дом”, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, в который входит и человек как часть природы. Но и из комплекса культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
Ведущий 2:Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры.
Ведущий 1:
Детишек меньше стало по деревне.
Пустуют парты.
– Где взять, когда и речки обмелели?
– Коль так пойдет, закрыть придется школу…
– Откуда наберешь, когда и аисты исчезли?
– Как несерьезно смотришь ты на вещи!
– Несерьезно?
Ведущий 2: Конечная цель человеческой жизни и работы – преображение мира. Преображение, которое следует понимать не в смысле изменения его лица – внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала. И если мы не изменимся внутренне – нравственно – духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы-питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.
Составитель: Ч.Е.А.