• Авторизация


Литературная композиция посвященная 140-летию со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА (1870-1953). 14-06-2011 10:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Хотите http://depositfiles.com/signup.php?ref=wenera2010 реальные деньги, тогда это просто сделать!

ОКАЯННЫЕ ДНИ.

Литературная композиция посвященная 140-летию со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА (1870-1953).

 

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

Ведущий 1:  «Неутомима и безмерна моя жажда жизни, и я живу не только своим прошлым, не только своей собственной жизнью,  но и тысячами чужих, всем, что современно мне, и тем, что там, в тумане самых долгих веков».

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

 

Ведущий 2: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из  живших на земле». Так начал когда-то И.А.Бунин свои «Сны Чанга», эти слова можно с полным правом отнести и к самому писателю. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Детство (кроме первых четырёх лет) провёл в имении родителей Бутырки под Воронежем.

 

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

Ведущий 1:  «Тут, в глубочайшей полевой тишине, - вспоминал позже писатель, - и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной».

 

Ведущий 2: Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, происходил из старинного дворянского рода, восходившего к литовскому рыцарству XVвека. Алексей Николаевич был усадебный дво­рянин с головы до пят: вспыльчи­вый и отходчивый, азартный, без­заботно отдававшийся своим страстишкам — превыше всего любивший охоту, пение под гитару старинных романсов. Он побывал на военной службе, участвовал в Севастопольской кампании, а за­тем вёл помещичью «неслужи­лую» жизнь, понемногу спуская за картами и вином доставшееся ему наследство и состояние жены. Его беспечность в итоге привела семью на грань разорения. Все хо­зяйственные заботы лежали на плечах матери.

 

Ведущий 1: В противопо­ложность отцу мать Ивана — Люд­мила Александровна Чубарова была натурой кроткой, религиоз­ной и чувствительной, воспитан­ной на стихах А.С. Пушкина и В.А.Жуковского. Главной заботой Людмилы Александровны было воспитание детей. Иван был третьим сыном, братья Юлий и Евгений были старше его, первый на 13, второй на 12 лет. Мать, тихая и печальная, часто грустила, и тому были основания. Ещёона очень любила поэзию и часто читала детям стихи. Иван горячо любил мать и после её кон­чины так глубоко запрятал память о ней, что до конца своей жизни ни с кем не говорил о ней.

 

Ведущий 2: В характере мальчика слились родительские черты, прямо противоположные друг другу. Сила и страстность пе­реживаний, артистизм натуры, инстинктивное неприятие всего злого, уродливого, неприятного — всё это И.А. Бунин унаследовал от матери. От отца — порывистый нрав, вспыльчивую гордость ры­царя, правдивость, смелость и упорство. Вырос Иван в захолустном одиночестве, и это было второе биографическое обстоятельство, повлиявшее на склад его характе­ра. Детство он провёл в обеднев­шем поместье. Рано научился читать. А учиться по-настоящему стал тогда, когда для него пригла­сили в дом учителя, студента Ромашкова. Книга стихов англий­ских поэтов и «Одиссея» Гомера были первыми книгами в его жизни, которые в 7 лет пробудили в нём желание писать стихи.

Ведущий 1: В возрасте 11 лет, в 1881 году, И.А. Бунин поступил в Елецкую уездную гимназию. Жить приходилось на съёмных квартирах, по­этому он очень тосковал по родно­му дому. Учился будущий писатель неровно: словесность знал и лю­бил, а математику и другие точные науки не воспринимал. Не окон­чив и четырёх классов, Иван Бу­нин ушёл из гимназии, так как ему нечем было платить за обучение. Больше он не посещал ни школу, ни институт. Все его знания — итог самообразования. О своих ранних годах Иван Алексеевич писал...  «Я рос одиноко... Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университе­та — мне было не дано. Все в эту пору где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречают­ся, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».

 

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

Ведущий 2: Это одиноче­ство, предоставленность самому себе, душевный досуг развивали в И.А. Бунине присущую ему от природы созерцательность, прис­тальность всматривания в окружа­ющий мир, природу и человека. Вернувшись в 1885 году до­мой, Иван Бунин продолжил своё образование под руководством старшего брата Юлия, сосланно­го народовольца, который жил в имении родителей под надзором полиции. Он был человеком необыкновенно способным, но придерживался революционных взглядов. Юлий, видя литератур­ные способности младшего брата, знакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Иван Алексеевич с увлечением читал А.С. Пушки­на, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонто­ва, а в 17-летнем возрасте сочи­нял уже довольно серьёзные стихи. Он самостоятельно изучил английский язык, переводил Дж. Байрона, ГУ. Лонгфелло — особенно прославился непре­взойдённым переводом его «Пес­ни о Гайавате».

 

Ведущий 1: В 1887 году, в возрасте 17 лет, И.А. Бунин впер­вые выступил в печати как поэт — его стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» было опубликова­но в журнале «Родина».

 


Угас поэт в расцвете силы,

Заснул безвременно певец;

Смерть сорвала с него венец

И унесла под свод могилы.

В Крыму, где ярки неба своды,

Он молодые кончил годы,

И скрылись в урне гробовой

Его талант могучий, сильный,

И жар души любвеобильной,

И сны поэзии святой!..

Он мало жил, но благородно

Служил искусству с детских лет;

Он был поэт, душой поэт,

А не притворный, не холодный;

Могучей силой песнопенья

Он оживлял мечты свои;

В нём сердце билось вдохновеньем

И страстью искренней любви!

Корысть и ненависть глубоко

Он благородно презирал...

И, может быть, удел высокий

Его в сей жизни ожидал!..

Но ангел смерти быстрокрылый

Его уста оледенил,

И камень с надписью унылой

Его холодный труп сокрыл.

Умолк поэт... Но вечно будет

Он жить в преданиях времён,

И долго, долго не забудет

Отчизна лиры его звон!

Она должна теперь цветами

Гробницу юноши повить

И непритворными слезами

Его могилу оросить!

«Спи ж тихим сном!» —

скажу с тоскою

И я, вплетая лепесток

Своей неопытной рукою

В надгробный лавровый венок.


 

Ведущий 2: Слабые, от­кровенно подражательные вирши ничем не выделялись среди сотен им подобных. Прошло немало лет, прежде чем в стихах проявился подлинный талант И.А. Бунина. В 1889 году молодой человек был вынужден покинуть родовое гнездо в поисках работы и средств к существованию. Открытое окно в мир, ароматы дальних стран ма­нили его...

 

Ведущий 1:

Пора, пора мне кинуть сушу,

Вздохнуть свободней и полней —

И вновь крестить нагую душу

В купели неба и морей!

 

Ведущий 2: Он перепро­бовал множество профессий: был корректором, статистом, библио­текарем, приобщился к газетной подёнщине в «Орловском вестни­ке», «Киевлянине», «Полтавских губернских ведомостях». Словно перекати-поле кочевал И.А. Бунин по всей России. И, ме­няя одну должность на другую, он, по собственному признанию, был вольнодумцем, вполне равнодуш­ным не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с ней». Так в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя писатель провёл почти 10 лет. Однажды он сказал про себя: «Совсем как пти­ца был я всю жизнь». Всё это время он не оставлял сочинительство. Свои первые литературные опыты – статьи и рассказы – И.А.Бунин посылал в столичные журналы. В 1981 году он издал в Орле небольшую книжку стихотворений, которую сам впоследствии оценил отрицательно.

 

Ведущий 1: В 1893-1894 годах Иван Алексеевич, по его выражению, пережил «влюбленность в Л.Н. Толстого как художника», посещал колонии толстовцев, пытался «опроститься» - заняться бондарным ремеслом. Но сам Л.Н.Толстой, с которым И.А.Бунин встретился в Москве в 1894 году, отговрил его от этого пути. Бунин-писатель во многом обязан Толстому, которого всегда считал воплощением художест­венного гения и нравственных достоинств. В философско-публицистической работе «Освобож­дение Толстого» он первым прос­ледил теснейшую взаимосвязь между нравственной проповедью писателя и его творчеством. Переломным в судьбе Ивана Алексеевича стал 1895 год, когда он оставил службу в Полтаве и пе­реехал сначала в Петербург, а за­тем в Москву, где познакомился со многими известными писателями. Особенно важным было знаком­ство с А.П. Чеховым и сближение с участниками московского лите­ратурного кружка «Среда», в кото­рый входили М. Горький, А. Куп­рин, Л. Андреев, Н. Телешов и другие. Представить облик: И Л. Буни­на в юности помогут воспомина­ния современников...

 

Ведущий 2: «Сухощавый, сине­глазый, изящный, с боковым про­бором русо-каштановой головы и своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмеш­ливости, строгости и самолюби­вой чопорности. С людьми схо­дился непросто, оставаясь у какой-то границы, обозначавшей доверительную интимность, не переходя её (как это было, ска­жем, в отношениях с Куприным или Шаляпиным), или даже делил с некой потаённой внутренней неприязнью (такие противоречи­вые отношения сложились у него с Горьким).

 

Ведущий 1: Сдержанность и холодность И.А. Бунина были, однако, внешним защитным по­кровом. В откровенности, особен­но при домашних, он был не в ме­ру вспыльчив, ядовито-резок, за что в семье его прозвали «судо­рожным». В 1895 году И.А. Бунин публи­кует рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, писатель весь отдаётся творчеству. Кончились поиски своего призва­ния, остались позади странствия по Украине, мелкая журналист­ская и другая работа, давшая, впрочем, богатый материал для рассказов и повестей. После пуб­ликации этого произведения, а также рассказов «На хуторе», «Вести с родины» — они были посвящены голоду 1891 года, эпи­демии холеры 1892 года, переселе­нию крестьян в Сибирь, обнища­нию и упадку мелкопоместного дворянства — к И.А. Бунину пришло литературное признание.

 

Ведущий 2:Что касается личной жизни И.А. Бунина, то он был влюбчивым человеком. В юности пережил долгую, труд­ную страсть к Варваре Пащенко, которая едва не закончилась само­убийством. Её он вывел под име­нем Лики в романе «Жизнь Арсеньева». Отношения с другими женщинами у писателя развива­лись примерно по той же схеме, что и с Пащенко: страсть, борьба двух сильных и независимых лич­ностей, ссоры, разрыв. Поэтому в героине Лике можно найти черты многих женщин. В 1898 году И.А. Бунин впер­вые женится на 19-летней краса­вице Анне Николаевне Цакни, до­чери греческого революционера, с которой познакомился в Одессе. Обвенчались они после несколь­ких дней знакомства, неожиданно для самого писателя. Брак был непродолжительным и несчастли­вым: их сын, родившийся в 1900 году, умер в пятилетнем воз­расте от скарлатины. Других детей у Ивана Бунина и Анны Цакни не было.

 

Ведущий 1:Познакомив­шись в 1899 году с М. Горьким, И.А. Бунин стал сотрудничать с издательством «Знание». В первом сборнике «Знания», наряду с про­изведениями других авторов, бы­ли представлены рассказы «Сны», «Золотое дно», стихотворение «За­пустение». В них нашли отраже­ние новые настроения деревни на­кануне революции 1905 года. Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награж­дает его Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896). В России И.А. Бунин трижды был удостоен Пушкин­ской премии Академии наук и с гордостью носил звание почётно­го академика. Постепенно Иван Алексеевич освобождается от прямых лите­ратурных влияний, обретает соб­ственный творческий голос, и это было замечено крупнейшими художниками слова. Одним из первых предсказал И.А. Бунину неординарную литературную судьбу А.П. Чехов (чеховское дру­жеское участие вообще очень много дало начинающему писате­лю), и его предсказание скоро подтвердилось. М. Горький высо­ко ценил бунинские произведе­ния. Получив по почте посвящен­ный себе сборник «Листопад», он отвечал в письме И.А. Бунину в феврале 1901 года... «Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое и тёплое, льётся в грудь со страниц этой простой, изящной книги».

 

Пишу рефераты, контрольные, составляю сценарии от 150 рублей tire17@ mail.ru

Ведущий 2:Сотрудничест­во с М. Горьким продолжалось вплоть до революции 1917 года, далее их пути разошлись. В конце 1906 года И.А. Бунин влюбляется в Веру Николаевну Муромцеву, дочь члена Москов­ской городской думы, и вступает с ней в гражданский брак (венчание было невозможно, так как не был расторгнут брак с А.Н. Цакни). Они не расставались до самой смерти писателя. Вера Николаев­на стала преданным и самоотвер­женным другом мужа во всех испытаниях. В годы, предшеству­ющие революции, Иван Бунин и Вера Муромцева много путешест­вуют вместе. Вообще тяга Ивана Алексеевича к путешествиям едва ли не главная его жизненная страсть. Сам себя, на казачий ма­нер, он называл «бродником», то есть путником. Его всегда тянуло к перемене мест, он стремился разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. В начале нового века он объездил Европу, побывал на Ближнем Вос­токе, во многих странах Азии, ин­тересовался мусульманством, буд­дизмом (итогом его поездки стал цикл очерков «Храм Солнца»), хо­рошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри, бывал на Цейлоне и в Африке. Но и свою любимую деревню И.А. Бунин не забывал: хотя бы раз в году, но непременно бывал в родных краях.

 

Ведущий 1:


Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег,

прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих — и думаешь...

Мы сами Томим себя —

 тоской иных полей,

Иных пустынь... за пермскими

горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех

времён.


 

Ведущий 2: И.А. Бунин видел зреющие исторические пе­ремены в стране и отразил их. Он не принял революцию 1905 года, записав в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, что вскоре после ре­волюции он напишет свои самые лучшие произведения, нельзя на­звать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричаст­ности к политике, но тем не менее отражал её события в художественном творчестве. В 1910 году наступает расцвет Бунина-прозаика. Рассказами, со­зданными до этого времени, кото­рые по объёму составляли уже целый том, и в первую очередь шедевром своего тридцатилетия — «Антоновскими яблоками» — он подготовил почву для знаменитой повести «Деревня». Она вышла в 1910 году, вызвала большие споры и положила начало огромной по­пулярности И.А. Бунина. В одном из интервью, данном через год после написания «Деревни», пи­сатель заявил, что его интересуют не мужики сами по себе, «меня за­нимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психи­ки славянина». Начатое в «Деревне» исследо­вание уродств российской жизни и бездн русской души было про­должено в повести «Суходол». Свою задачу писатель видел в том, чтобы изобразить русского поме­щика, дворянина в тесной «связи с мужиком и при малом различии в психике».

 

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

Ведущий 1:Начало XXве­ка — время расцвета декадентских течений в литературе, но И.А. Бу­нин не поддался на модные ув­лечения и остался верен реали­стической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разно­образных экзотических экспери­ментов той поры. Многим своим современникам И.А. Бунин казал­ся невозмутимым «олимпий­цем» — «холодным», хотя и блес­тящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, рус­ской истории — слишком отстра­нёнными, внешними. Действи­тельно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности к русской культуре, «роду отцов своих», древности и величию Рос­сии И.А. Бунин старался дистан­цироваться от сиюминутных со­циальных тревог, избегал в своём дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева). При взгляде на Россию ему всегда нуж­на была дистанция — хронологи­ческая и даже географическая. Интересно, например, что в Ита­лии, на Капри, И.А. Бунин писал рассказы и повести о русской де­ревне, а находясь в России — об Индии, Цейлоне, Ближнем Вос­токе.

 

Ведущий 2: Сторонясь всякой партийности, И.А. Бунин тем не менее в 1910-х годах сочув­ствовал социал-демократам и да­же ждал революции, разумеется, не предполагая, чем она обернёт­ся. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравствен­ных, и он не верил в возможность осчастливить людей, так или ина­че перестроив общество. Первая мировая война не вы­звала у него патриотического подъ­ёма. Поэт видел слабость страны, боялся её гибели. В 1916 году он написал такие строчки...

 

Вот рожь горит, зерно течёт,

Да кто же будет жать, вязать?

Вот дым валит, набат гудит,

Да кто ж решится заливать?

Вот встанет бесноватых рать

И, как Мамай, всю Русь пройдёт...

Но пусто в мире — кто спасёт?

Но Бога нет — кому карать?

 

Ведущий 1:Вскоре проро­чество И.А. Бунина исполнилось. Началась революция. Уже в фев­рале 1917 года он понял, что гря­дёт не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в рус­ской жизни и культуре. В Ок­тябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. Зиму 1917 года И.А. Бунин провёл в Москве, в квартире Муромцевых. За это вре­мя он пережил обстрелы дома, де­журил в подъезде дома-крепости, видел, как ломились «молодые солдаты с винтовками». Писатель участвовал в литературной жизни Москвы, продолжавшейся, не­смотря на стремительно развива­ющиеся события, разруху и голод. С горечью наблюдал он за ги­белью всего, что было ему дорого. Свои наблюдения и свою нена­висть к большевистскому режиму Иван Алексеевич выразил в днев­нике «Окаянные дни». В мае 1918 года И.А. Бунин бе­жал из «красной» Москвы на юг в Одессу, тогда ещё свободную от большевиков, прожил там два го­да, а в январе 1920 года вместе с отступающими частями белой ар­мии уехал в Турцию. В России его больше ничто не держало — роди­тели умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врага­ми или ещё раньше покинули страну. Покидая родину на пере­груженном беженцами пароходе «Спарта», И.А. Бунин ощущал се­бя последним жителем затонув­шей Атлантиды. Возможно, уже тогда у него возник замысел — воскресить погибшую страну в слове, сохранить для потомков каждую её дорогую черту.

 

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

 

Ведущий 2: После мы­тарств в Константинополе, Болга­рии и Сербии И.А. Бунин с женой обосновались во Франции, где и остались до конца жизни. Сначала они жили в Париже, а затем — в Грассе, на Ривьере. В 1922 году В. Муромцева и И. Бунин вступа­ют наконец в законный брак. За границей, отторгнутые от родной земли и народа, оказались многие писатели и поэты. Боль­шинство из них было обречено на творческое оскудение, и сами они болезненно остро чувствовали это. Ощущение оторванности от родной земли преследовало и И.А. Бунина...

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

 

Ведущий 1:Как  писал К.Твардовский, эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии И.А. Бунина, порвав­шего навсегда с родной русской землёй, которой он был, как редко кто, обязан своим прекрасным да­ром и к которой он, как редко кто, был привязан «любовью до боли сердечной». Среди русского зарубежья И.А. Бунин оставался фигурой «одинокой, стоящей вне эмигрантскихгруппировок, презиравшей суету, дешёвую злобу дня.

 

Ведущий 2:«Талант талантом, а всё-таки «всякая сосна своему бо­ру шумит». А где мой бор? С кем мне шуметь?» — горько писал он.

 

Ведущий 1:Живой клас­сик, он был так обособлен, так не­современен, так немоден, однако всё это уже не могло уничтожить его самоуглублённого творчества и бесконечной взыскательности к своему таланту.

 

Ведущий 2: И всё же И.А. Бунин не был совершенно одиноким. Гостями Буниных в Граcce, на вилле с пышным назва­нием «Бельведер», бывали ведущиеписатели эмиграции — Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, В. Ходасевич с Ниной Берберовой. Здесь подолгу жили Марк Алданов и бунинский секретарь Андрей Цвибак (Седых). Иван Алексеевич охотно помогал из небогатых своих средств нуж­дающимся землякам. В 1926 году к нему приехала в гости из Парижа молодая писа­тельница Галина Кузнецова. Ско­ро между ними завязался роман. Тонкая, деликатная, всё понимающая Вера Николаевна хотела ду­мать, что любовные переживания необходимы её «Яну» для нового творческого подъёма. Скоро тре­угольник в «Бельведере» превра­тился в четырёхугольник — за Ве­рой Николаевной стал ухаживать литератор Леонид Зуров. Сложные перипетии их отношений стали темой эмигрантских пересудов, попали на страницы мемуаров и попортили немало крови всем четверым.

 

Ведущий 1:Эмиграция травмировала И.А. Бунина, но, в отличие от многих других собрать­ев по перу, он довольно быстро вернулся к художественному твор­честву и написал ещё много про­изведений. В 1924 году вышел сборник его рассказов «Роза Иери­хона», в следующем — «Митина любовь», в 1927-м — «Дело корнета Елагина», в 1930-м — первая часть «Жизни Арсеньева», в 1931-м — «Божье древо», в 1937 году — фи­лософское исследование «Осво­бождение Толстого», в 1939-м — «Лика», в 1943—1946-м — сборник «Тёмные аллеи», в 1954-м, по­смертно — «Весной в Иудее», в 1956 году — незаконченные вос­поминания об А.П. Чехове. Только произведения его ока­зались окрашены в пессимисти­ческие тона. Он и прежде много и напряжённо писал на те же те­мы — о кончине деревенской ста­рухи или полной драгоценных реликвий усадьбе посреди дере­венского запустения. Как и преж­де, И.А. Бунин сдвигает жизнь и смерть, радость и ужас, надежду и отчаяние. Но никогда ранее не выступало с такой обострён­ностью в его произведениях ощущение бренности всего сущего — женской красоты, счастья, славы, могущества. Созерцая ток време­ни, гибель далёких цивилизаций, исчезновение царств («Город Царя царей», «Темир Асак-хан»), Иван Алексеевич словно испытывает болезненное успокоение, времен­ное утоление своего горя.

 

Ведущий 2:Но философ­ские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Писатель не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от неё он ни жил, Россия была неотторжима от него. Однако это была отодви­нутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим в сад; она была и словно не была, всё в ней встало под вопрос и ис­пытание. В ответ на боль и сомне­ние в образе отодвинутой России стало яснее проступать то русское, что не могло исчезнуть и должно было идти из прошлого дальше. Почти всё, что И.А. Бунин напи­сал в период эмиграции, принад­лежит к его лучшим творениям. Интересно, что если перед рево­люцией многие его рассказы со­держали «зарубежный» материал, то в эмиграции почти все произве­дения посвящены России. Однако оторванность от роди­ны не могла не сказаться на твор­ческих возможностях писателя. Эмиграция сильно ограничила его писательский диапазон, из поля зрения литератора выпала совре­менность. И.А. Бунин должен был либо писать тенденциозную не­правду о великих исторических событиях, свидетелем которых он явился, либо не писать о них вовсе. Если кратко определить основ­ную тему эмигрантских рассказов И.А. Бунина 1920-х годов, то это чувство одиночества, полнейшей изоляции человека от ему подоб­ных, одиночество человека, ока­завшегося в «чужом, наёмном доме». Это растущая боязнь исчез­новения, растворения в ничто, стократ усиленная разлукой с ро­диной, крик отчаяния при виде разобщённости людей и неизбеж­ности надвигающейся смерти.

 

Ведущий 1:Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по родине терзала его неотступно — такая тоска, что за пять послереволюционных лет он превратился в желчного седею­щего старика. Правда, почти до конца своей 83-летней жизни от­личался физической выносли­востью и крепостью. Болезненно гордый, заносчивый, резкий, И.А. Бунин тем не менее любил тех, кого считал по-настоящему талантливым, многим помогал деньгами, молодым — советом и покровительством. В 1933 году И.А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии «за строгий артистический талант, с которым он воссоздаёт в литературной про­зе типично русский характер». В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем высоко оценил поэтические способности, особенно остановился на таланте вырази­тельно и точно описывать реаль­ную жизнь. В ответной речи писа­тель отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писате­лю-эмигранту. Присуждение пре­мии И.А. Бунину стало междуна­родным признанием достоинства, мужества и чести русской эмигра­ции. 715 тысяч французских фран­ков, полученных литератором вместе с нобелевским дипломом и золотой медалью, он пожертвовал нуждающимся писателям, хотя сам не был богат. В Советской России присуждение премии, разумеется, встретили враждебно. Вторую мировую войну писа­тель пережил в Грассе, хотя ему предлагали уехать в Америку. Он ненавидел фашизм и отказался от сотрудничества с оккупировавши­ми Францию немцами. Прогерма­нские газеты наперебой предлага­ли ему сотрудничество, суля золотые горы, но он не уронил честь. Он даже прятал на своей вилле нескольких евреев-литера­торов, которым грозила смерть. Предпочёл жить в голоде (бывало, падал в голодные обмороки) и без­денежье, но ничего не печатал. Иван Алексеевич писал о том вре­мени...

 

Ведущий 2:«Плохо мы живём, очень плохо. Ну, картошку мёрз­лую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется су­пом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой».

 

Ведущий 1:С ненавистью он относился к захватчикам, ло­вил на своём приёмнике Москву, слушал сводки Совинформбюро, радовался каждой победе Красной армии.

 

Ведущий 2: В эти мрачные годы он пишет самый светлый цикл рассказов о любви «Тёмные аллеи», который смог опублико­вать с помощью друзей в США в 1943 году. Тот самый И.А. Бунин, который в начале 1920-х огульно чернил молодую литературу новой России, теперь внимательно и беспристрастно присматривается к тем советским художественным произведениям, которые доходят до него.

 

Ведущий 1:«Ятолько что про­читал книгу А. Твардовского «Ва­силий Тёркин» и... прошу тебя, — писал он своему другу Н.Д. Теле­шову, — если ты знаешь и встреча­ешься с ним, передать ему при случае, что я совершенно восхи­щён его талантом, — это поистине редкая книга: какая свобода, ка­кая чудесная удаль, какая мет­кость, точность во всём и какой необыкновенный солдатский язык...»

 

Ведущий 2:После войны И.А. Бунину предложили приехать в СССР. Ему обещали обес­печить царские условия, получше тех, что были у Алексея Толстого. Он мечтал о возвращении на ро­дину, но решиться на такой шаг в преклонном возрасте было не­просто. И.А. Бунин колебался: сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и издание книг? ведь так до конца и не примирился с советской властью и даже демонстративно использовал старую орфографию, с милыми его сердцу «ятями» и «ерами». «Дело» А. Ахматовой и М. Зощенко, травля этих писателей определили его решение окончательно.

 

Ведущий 1:«Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал», — писал oн.

 

Ведущий 2: Нерадостной была его старость. Последние год жизни И.А. Бунин, хотя и старался «держать вид», бедствовал. Зарабатывал всё более редкими выступлениями. Одни его современники, друзья умирали на чужбине, другие вернулись на родину. Болезни начали подтачивать некогда могучее здоровье, мешали систематической работе. Вместе с болезням пришла нужда. Иван Алексеевич становился всё более раздражителен, язвителен и одинок. В 1940-1950-х годах он несколько раз перенёс воспаление лёгких, жил, по выражению его жены, «от болезни до болезни». В 1947 году Бунин писал, что с трудом добирается до письменного стола, что доктора, питание, лекарства разорили его вдребезги. В 1948 году он говорил...

 

Ведущий 1:«Мне пошёл 79-й год и я так нищ, что совершенно не знаю, чем и как буду существовать».

 

Ведущий 2: Существовать приходилось подчас на те сред­ства, которые для него собирали в порядке благотворительности сре­ди богатых людей. Но И.А. Бунин и в старости, при ужасающей физической слабости сохранил ясность мысли, а также живой интерес к тому, что делается на родине. И до конца дней не прекращал работу: соста­вил сборники «Весной в Иудее», «Роза Иерихона», «Петлистые уши», делал редакционные ис­правления в собрании своих сочи­нений издания «Петрополис» и в «Жизни Арсеньева» и, главное, до последних дней работал над кни­гой об А.П. Чехове. В бессонные ночи Иван Алексеевич делал заметки на обрывках бумаги, вспоминал  беседы  с  Антоном Павловичем. Правда, книга так и осталась незаконченной.

 

Ведущий 1:Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 годaв Париже от застарелой болезни лёгких.  Он  был  похоронен  на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в окружении тех, кто был ему близок своей судьбой: Ивана Шмелёва, Надежды Тэффи, Георгия Иванова... На надгробии, сделанном по эскизу художника Бенуа, начертаны его имя и слова: «Вещи и дела, аще не напи­сании бывают, тлею покрываются и гробу беспамятства предаются написание же яко одушевлённые». Духовная жизнь возвысила писа­теля над хаосом проходящей жизнии обессмертила его имя. «Трагическая хвала сущему» — охарактеризовал творчество Бунина один из выдающихся философов Фёдор Степун-друг писателя в эмиграции. Иван Алексеевич благодарно соглашалсяс этим определением. Может быть, всё им написанное — одна страстная повесть о неразделённой любви к миру — любви жестокой, как всякая неразделённая страсть, но и возвышающей, прекрасной.

 

Перепечатка из журнала «Читаем, учимся, играем»

 2010, № 7. стр.4.

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

заработать

     ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Литературная композиция посвященная 140-летию со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА (1870-1953). | Wenera2010 - Дневник Wenera2010 | Лента друзей Wenera2010 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»