Хотите http://depositfiles.com/signup.php?ref=wenera2010 реальные деньги, тогда это просто сделать!
ОКАЯННЫЕ ДНИ.
Литературная композиция посвященная 140-летию со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА (1870-1953).
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 1: «Неутомима и безмерна моя жажда жизни, и я живу не только своим прошлым, не только своей собственной жизнью, но и тысячами чужих, всем, что современно мне, и тем, что там, в тумане самых долгих веков».
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 2: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле». Так начал когда-то И.А.Бунин свои «Сны Чанга», эти слова можно с полным правом отнести и к самому писателю. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Детство (кроме первых четырёх лет) провёл в имении родителей Бутырки под Воронежем.
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 1: «Тут, в глубочайшей полевой тишине, - вспоминал позже писатель, - и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной».
Ведущий 2: Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, происходил из старинного дворянского рода, восходившего к литовскому рыцарству XVвека. Алексей Николаевич был усадебный дворянин с головы до пят: вспыльчивый и отходчивый, азартный, беззаботно отдававшийся своим страстишкам — превыше всего любивший охоту, пение под гитару старинных романсов. Он побывал на военной службе, участвовал в Севастопольской кампании, а затем вёл помещичью «неслужилую» жизнь, понемногу спуская за картами и вином доставшееся ему наследство и состояние жены. Его беспечность в итоге привела семью на грань разорения. Все хозяйственные заботы лежали на плечах матери.
Ведущий 1: В противоположность отцу мать Ивана — Людмила Александровна Чубарова была натурой кроткой, религиозной и чувствительной, воспитанной на стихах А.С. Пушкина и В.А.Жуковского. Главной заботой Людмилы Александровны было воспитание детей. Иван был третьим сыном, братья Юлий и Евгений были старше его, первый на 13, второй на 12 лет. Мать, тихая и печальная, часто грустила, и тому были основания. Ещёона очень любила поэзию и часто читала детям стихи. Иван горячо любил мать и после её кончины так глубоко запрятал память о ней, что до конца своей жизни ни с кем не говорил о ней.
Ведущий 2: В характере мальчика слились родительские черты, прямо противоположные друг другу. Сила и страстность переживаний, артистизм натуры, инстинктивное неприятие всего злого, уродливого, неприятного — всё это И.А. Бунин унаследовал от матери. От отца — порывистый нрав, вспыльчивую гордость рыцаря, правдивость, смелость и упорство. Вырос Иван в захолустном одиночестве, и это было второе биографическое обстоятельство, повлиявшее на склад его характера. Детство он провёл в обедневшем поместье. Рано научился читать. А учиться по-настоящему стал тогда, когда для него пригласили в дом учителя, студента Ромашкова. Книга стихов английских поэтов и «Одиссея» Гомера были первыми книгами в его жизни, которые в 7 лет пробудили в нём желание писать стихи.
Ведущий 1: В возрасте 11 лет, в 1881 году, И.А. Бунин поступил в Елецкую уездную гимназию. Жить приходилось на съёмных квартирах, поэтому он очень тосковал по родному дому. Учился будущий писатель неровно: словесность знал и любил, а математику и другие точные науки не воспринимал. Не окончив и четырёх классов, Иван Бунин ушёл из гимназии, так как ему нечем было платить за обучение. Больше он не посещал ни школу, ни институт. Все его знания — итог самообразования. О своих ранних годах Иван Алексеевич писал... «Я рос одиноко... Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Все в эту пору где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 2: Это одиночество, предоставленность самому себе, душевный досуг развивали в И.А. Бунине присущую ему от природы созерцательность, пристальность всматривания в окружающий мир, природу и человека. Вернувшись в 1885 году домой, Иван Бунин продолжил своё образование под руководством старшего брата Юлия, сосланного народовольца, который жил в имении родителей под надзором полиции. Он был человеком необыкновенно способным, но придерживался революционных взглядов. Юлий, видя литературные способности младшего брата, знакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Иван Алексеевич с увлечением читал А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, а в 17-летнем возрасте сочинял уже довольно серьёзные стихи. Он самостоятельно изучил английский язык, переводил Дж. Байрона, ГУ. Лонгфелло — особенно прославился непревзойдённым переводом его «Песни о Гайавате».
Ведущий 1: В 1887 году, в возрасте 17 лет, И.А. Бунин впервые выступил в печати как поэт — его стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» было опубликовано в журнале «Родина».
Угас поэт в расцвете силы,
Заснул безвременно певец;
Смерть сорвала с него венец
И унесла под свод могилы.
В Крыму, где ярки неба своды,
Он молодые кончил годы,
И скрылись в урне гробовой
Его талант могучий, сильный,
И жар души любвеобильной,
И сны поэзии святой!..
Он мало жил, но благородно
Служил искусству с детских лет;
Он был поэт, душой поэт,
А не притворный, не холодный;
Могучей силой песнопенья
Он оживлял мечты свои;
В нём сердце билось вдохновеньем
И страстью искренней любви!
Корысть и ненависть глубоко
Он благородно презирал...
И, может быть, удел высокий
Его в сей жизни ожидал!..
Но ангел смерти быстрокрылый
Его уста оледенил,
И камень с надписью унылой
Его холодный труп сокрыл.
Умолк поэт... Но вечно будет
Он жить в преданиях времён,
И долго, долго не забудет
Отчизна лиры его звон!
Она должна теперь цветами
Гробницу юноши повить
И непритворными слезами
Его могилу оросить!
«Спи ж тихим сном!» —
скажу с тоскою
И я, вплетая лепесток
Своей неопытной рукою
В надгробный лавровый венок.
Ведущий 2: Слабые, откровенно подражательные вирши ничем не выделялись среди сотен им подобных. Прошло немало лет, прежде чем в стихах проявился подлинный талант И.А. Бунина. В 1889 году молодой человек был вынужден покинуть родовое гнездо в поисках работы и средств к существованию. Открытое окно в мир, ароматы дальних стран манили его...
Ведущий 1:
Пора, пора мне кинуть сушу,
Вздохнуть свободней и полней —
И вновь крестить нагую душу
В купели неба и морей!
Ведущий 2: Он перепробовал множество профессий: был корректором, статистом, библиотекарем, приобщился к газетной подёнщине в «Орловском вестнике», «Киевлянине», «Полтавских губернских ведомостях». Словно перекати-поле кочевал И.А. Бунин по всей России. И, меняя одну должность на другую, он, по собственному признанию, был вольнодумцем, вполне равнодушным не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с ней». Так в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя писатель провёл почти 10 лет. Однажды он сказал про себя: «Совсем как птица был я всю жизнь». Всё это время он не оставлял сочинительство. Свои первые литературные опыты – статьи и рассказы – И.А.Бунин посылал в столичные журналы. В 1981 году он издал в Орле небольшую книжку стихотворений, которую сам впоследствии оценил отрицательно.
Ведущий 1: В 1893-1894 годах Иван Алексеевич, по его выражению, пережил «влюбленность в Л.Н. Толстого как художника», посещал колонии толстовцев, пытался «опроститься» - заняться бондарным ремеслом. Но сам Л.Н.Толстой, с которым И.А.Бунин встретился в Москве в 1894 году, отговрил его от этого пути. Бунин-писатель во многом обязан Толстому, которого всегда считал воплощением художественного гения и нравственных достоинств. В философско-публицистической работе «Освобождение Толстого» он первым проследил теснейшую взаимосвязь между нравственной проповедью писателя и его творчеством. Переломным в судьбе Ивана Алексеевича стал 1895 год, когда он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, где познакомился со многими известными писателями. Особенно важным было знакомство с А.П. Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда», в который входили М. Горький, А. Куприн, Л. Андреев, Н. Телешов и другие. Представить облик: И Л. Бунина в юности помогут воспоминания современников...
Ведущий 2: «Сухощавый, синеглазый, изящный, с боковым пробором русо-каштановой головы и своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и самолюбивой чопорности. С людьми сходился непросто, оставаясь у какой-то границы, обозначавшей доверительную интимность, не переходя её (как это было, скажем, в отношениях с Куприным или Шаляпиным), или даже делил с некой потаённой внутренней неприязнью (такие противоречивые отношения сложились у него с Горьким).
Ведущий 1: Сдержанность и холодность И.А. Бунина были, однако, внешним защитным покровом. В откровенности, особенно при домашних, он был не в меру вспыльчив, ядовито-резок, за что в семье его прозвали «судорожным». В 1895 году И.А. Бунин публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, писатель весь отдаётся творчеству. Кончились поиски своего призвания, остались позади странствия по Украине, мелкая журналистская и другая работа, давшая, впрочем, богатый материал для рассказов и повестей. После публикации этого произведения, а также рассказов «На хуторе», «Вести с родины» — они были посвящены голоду 1891 года, эпидемии холеры 1892 года, переселению крестьян в Сибирь, обнищанию и упадку мелкопоместного дворянства — к И.А. Бунину пришло литературное признание.
Ведущий 2:Что касается личной жизни И.А. Бунина, то он был влюбчивым человеком. В юности пережил долгую, трудную страсть к Варваре Пащенко, которая едва не закончилась самоубийством. Её он вывел под именем Лики в романе «Жизнь Арсеньева». Отношения с другими женщинами у писателя развивались примерно по той же схеме, что и с Пащенко: страсть, борьба двух сильных и независимых личностей, ссоры, разрыв. Поэтому в героине Лике можно найти черты многих женщин. В 1898 году И.А. Бунин впервые женится на 19-летней красавице Анне Николаевне Цакни, дочери греческого революционера, с которой познакомился в Одессе. Обвенчались они после нескольких дней знакомства, неожиданно для самого писателя. Брак был непродолжительным и несчастливым: их сын, родившийся в 1900 году, умер в пятилетнем возрасте от скарлатины. Других детей у Ивана Бунина и Анны Цакни не было.
Ведущий 1:Познакомившись в 1899 году с М. Горьким, И.А. Бунин стал сотрудничать с издательством «Знание». В первом сборнике «Знания», наряду с произведениями других авторов, были представлены рассказы «Сны», «Золотое дно», стихотворение «Запустение». В них нашли отражение новые настроения деревни накануне революции 1905 года. Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает его Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896). В России И.А. Бунин трижды был удостоен Пушкинской премии Академии наук и с гордостью носил звание почётного академика. Постепенно Иван Алексеевич освобождается от прямых литературных влияний, обретает собственный творческий голос, и это было замечено крупнейшими художниками слова. Одним из первых предсказал И.А. Бунину неординарную литературную судьбу А.П. Чехов (чеховское дружеское участие вообще очень много дало начинающему писателю), и его предсказание скоро подтвердилось. М. Горький высоко ценил бунинские произведения. Получив по почте посвященный себе сборник «Листопад», он отвечал в письме И.А. Бунину в феврале 1901 года... «Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое и тёплое, льётся в грудь со страниц этой простой, изящной книги».
Пишу рефераты, контрольные, составляю сценарии от 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 2:Сотрудничество с М. Горьким продолжалось вплоть до революции 1917 года, далее их пути разошлись. В конце 1906 года И.А. Бунин влюбляется в Веру Николаевну Муромцеву, дочь члена Московской городской думы, и вступает с ней в гражданский брак (венчание было невозможно, так как не был расторгнут брак с А.Н. Цакни). Они не расставались до самой смерти писателя. Вера Николаевна стала преданным и самоотверженным другом мужа во всех испытаниях. В годы, предшествующие революции, Иван Бунин и Вера Муромцева много путешествуют вместе. Вообще тяга Ивана Алексеевича к путешествиям едва ли не главная его жизненная страсть. Сам себя, на казачий манер, он называл «бродником», то есть путником. Его всегда тянуло к перемене мест, он стремился разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. В начале нового века он объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, во многих странах Азии, интересовался мусульманством, буддизмом (итогом его поездки стал цикл очерков «Храм Солнца»), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри, бывал на Цейлоне и в Африке. Но и свою любимую деревню И.А. Бунин не забывал: хотя бы раз в году, но непременно бывал в родных краях.
Ведущий 1:
Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег,
прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь...
Мы сами Томим себя —
тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими
горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студёной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречён
Познать тоску всех стран и всех
времён.
Ведущий 2: И.А. Бунин видел зреющие исторические перемены в стране и отразил их. Он не принял революцию 1905 года, записав в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, что вскоре после революции он напишет свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричастности к политике, но тем не менее отражал её события в художественном творчестве. В 1910 году наступает расцвет Бунина-прозаика. Рассказами, созданными до этого времени, которые по объёму составляли уже целый том, и в первую очередь шедевром своего тридцатилетия — «Антоновскими яблоками» — он подготовил почву для знаменитой повести «Деревня». Она вышла в 1910 году, вызвала большие споры и положила начало огромной популярности И.А. Бунина. В одном из интервью, данном через год после написания «Деревни», писатель заявил, что его интересуют не мужики сами по себе, «меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Начатое в «Деревне» исследование уродств российской жизни и бездн русской души было продолжено в повести «Суходол». Свою задачу писатель видел в том, чтобы изобразить русского помещика, дворянина в тесной «связи с мужиком и при малом различии в психике».
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
Ведущий 1:Начало XXвека — время расцвета декадентских течений в литературе, но И.А. Бунин не поддался на модные увлечения и остался верен реалистической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разнообразных экзотических экспериментов той поры. Многим своим современникам И.А. Бунин казался невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории — слишком отстранёнными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности к русской культуре, «роду отцов своих», древности и величию России И.А. Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своём дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева). При взгляде на Россию ему всегда нужна была дистанция — хронологическая и даже географическая. Интересно, например, что в Италии, на Капри, И.А. Бунин писал рассказы и повести о русской деревне, а находясь в России — об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке.
Ведущий 2: Сторонясь всякой партийности, И.А. Бунин тем не менее в 1910-х годах сочувствовал социал-демократам и даже ждал революции, разумеется, не предполагая, чем она обернётся. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравственных, и он не верил в возможность осчастливить людей, так или иначе перестроив общество. Первая мировая война не вызвала у него патриотического подъёма. Поэт видел слабость страны, боялся её гибели. В 1916 году он написал такие строчки...
Вот рожь горит, зерно течёт,
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым валит, набат гудит,
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдёт...
Но пусто в мире — кто спасёт?
Но Бога нет — кому карать?
Ведущий 1:Вскоре пророчество И.А. Бунина исполнилось. Началась революция. Уже в феврале 1917 года он понял, что грядёт не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре. В Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. Зиму 1917 года И.А. Бунин провёл в Москве, в квартире Муромцевых. За это время он пережил обстрелы дома, дежурил в подъезде дома-крепости, видел, как ломились «молодые солдаты с винтовками». Писатель участвовал в литературной жизни Москвы, продолжавшейся, несмотря на стремительно развивающиеся события, разруху и голод. С горечью наблюдал он за гибелью всего, что было ему дорого. Свои наблюдения и свою ненависть к большевистскому режиму Иван Алексеевич выразил в дневнике «Окаянные дни». В мае 1918 года И.А. Бунин бежал из «красной» Москвы на юг в Одессу, тогда ещё свободную от большевиков, прожил там два года, а в январе 1920 года вместе с отступающими частями белой армии уехал в Турцию. В России его больше ничто не держало — родители умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врагами или ещё раньше покинули страну. Покидая родину на перегруженном беженцами пароходе «Спарта», И.А. Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды. Возможно, уже тогда у него возник замысел — воскресить погибшую страну в слове, сохранить для потомков каждую её дорогую черту.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Ведущий 2: После мытарств в Константинополе, Болгарии и Сербии И.А. Бунин с женой обосновались во Франции, где и остались до конца жизни. Сначала они жили в Париже, а затем — в Грассе, на Ривьере. В 1922 году В. Муромцева и И. Бунин вступают наконец в законный брак. За границей, отторгнутые от родной земли и народа, оказались многие писатели и поэты. Большинство из них было обречено на творческое оскудение, и сами они болезненно остро чувствовали это. Ощущение оторванности от родной земли преследовало и И.А. Бунина...
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Ведущий 1:Как писал К.Твардовский, эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии И.А. Бунина, порвавшего навсегда с родной русской землёй, которой он был, как редко кто, обязан своим прекрасным даром и к которой он, как редко кто, был привязан «любовью до боли сердечной». Среди русского зарубежья И.А. Бунин оставался фигурой «одинокой, стоящей вне эмигрантскихгруппировок, презиравшей суету, дешёвую злобу дня.
Ведущий 2:«Талант талантом, а всё-таки «всякая сосна своему бору шумит». А где мой бор? С кем мне шуметь?» — горько писал он.
Ведущий 1:Живой классик, он был так обособлен, так несовременен, так немоден, однако всё это уже не могло уничтожить его самоуглублённого творчества и бесконечной взыскательности к своему таланту.
Ведущий 2: И всё же И.А. Бунин не был совершенно одиноким. Гостями Буниных в Граcce, на вилле с пышным названием «Бельведер», бывали ведущиеписатели эмиграции — Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, В. Ходасевич с Ниной Берберовой. Здесь подолгу жили Марк Алданов и бунинский секретарь Андрей Цвибак (Седых). Иван Алексеевич охотно помогал из небогатых своих средств нуждающимся землякам. В 1926 году к нему приехала в гости из Парижа молодая писательница Галина Кузнецова. Скоро между ними завязался роман. Тонкая, деликатная, всё понимающая Вера Николаевна хотела думать, что любовные переживания необходимы её «Яну» для нового творческого подъёма. Скоро треугольник в «Бельведере» превратился в четырёхугольник — за Верой Николаевной стал ухаживать литератор Леонид Зуров. Сложные перипетии их отношений стали темой эмигрантских пересудов, попали на страницы мемуаров и попортили немало крови всем четверым.
Ведущий 1:Эмиграция травмировала И.А. Бунина, но, в отличие от многих других собратьев по перу, он довольно быстро вернулся к художественному творчеству и написал ещё много произведений. В 1924 году вышел сборник его рассказов «Роза Иерихона», в следующем — «Митина любовь», в 1927-м — «Дело корнета Елагина», в 1930-м — первая часть «Жизни Арсеньева», в 1931-м — «Божье древо», в 1937 году — философское исследование «Освобождение Толстого», в 1939-м — «Лика», в 1943—1946-м — сборник «Тёмные аллеи», в 1954-м, посмертно — «Весной в Иудее», в 1956 году — незаконченные воспоминания об А.П. Чехове. Только произведения его оказались окрашены в пессимистические тона. Он и прежде много и напряжённо писал на те же темы — о кончине деревенской старухи или полной драгоценных реликвий усадьбе посреди деревенского запустения. Как и прежде, И.А. Бунин сдвигает жизнь и смерть, радость и ужас, надежду и отчаяние. Но никогда ранее не выступало с такой обострённостью в его произведениях ощущение бренности всего сущего — женской красоты, счастья, славы, могущества. Созерцая ток времени, гибель далёких цивилизаций, исчезновение царств («Город Царя царей», «Темир Асак-хан»), Иван Алексеевич словно испытывает болезненное успокоение, временное утоление своего горя.
Ведущий 2:Но философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Писатель не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от неё он ни жил, Россия была неотторжима от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим в сад; она была и словно не была, всё в ней встало под вопрос и испытание. В ответ на боль и сомнение в образе отодвинутой России стало яснее проступать то русское, что не могло исчезнуть и должно было идти из прошлого дальше. Почти всё, что И.А. Бунин написал в период эмиграции, принадлежит к его лучшим творениям. Интересно, что если перед революцией многие его рассказы содержали «зарубежный» материал, то в эмиграции почти все произведения посвящены России. Однако оторванность от родины не могла не сказаться на творческих возможностях писателя. Эмиграция сильно ограничила его писательский диапазон, из поля зрения литератора выпала современность. И.А. Бунин должен был либо писать тенденциозную неправду о великих исторических событиях, свидетелем которых он явился, либо не писать о них вовсе. Если кратко определить основную тему эмигрантских рассказов И.А. Бунина 1920-х годов, то это чувство одиночества, полнейшей изоляции человека от ему подобных, одиночество человека, оказавшегося в «чужом, наёмном доме». Это растущая боязнь исчезновения, растворения в ничто, стократ усиленная разлукой с родиной, крик отчаяния при виде разобщённости людей и неизбежности надвигающейся смерти.
Ведущий 1:Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по родине терзала его неотступно — такая тоска, что за пять послереволюционных лет он превратился в желчного седеющего старика. Правда, почти до конца своей 83-летней жизни отличался физической выносливостью и крепостью. Болезненно гордый, заносчивый, резкий, И.А. Бунин тем не менее любил тех, кого считал по-настоящему талантливым, многим помогал деньгами, молодым — советом и покровительством. В 1933 году И.А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии «за строгий артистический талант, с которым он воссоздаёт в литературной прозе типично русский характер». В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем высоко оценил поэтические способности, особенно остановился на таланте выразительно и точно описывать реальную жизнь. В ответной речи писатель отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту. Присуждение премии И.А. Бунину стало международным признанием достоинства, мужества и чести русской эмиграции. 715 тысяч французских франков, полученных литератором вместе с нобелевским дипломом и золотой медалью, он пожертвовал нуждающимся писателям, хотя сам не был богат. В Советской России присуждение премии, разумеется, встретили враждебно. Вторую мировую войну писатель пережил в Грассе, хотя ему предлагали уехать в Америку. Он ненавидел фашизм и отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами. Прогерманские газеты наперебой предлагали ему сотрудничество, суля золотые горы, но он не уронил честь. Он даже прятал на своей вилле нескольких евреев-литераторов, которым грозила смерть. Предпочёл жить в голоде (бывало, падал в голодные обмороки) и безденежье, но ничего не печатал. Иван Алексеевич писал о том времени...
Ведущий 2:«Плохо мы живём, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой».
Ведущий 1:С ненавистью он относился к захватчикам, ловил на своём приёмнике Москву, слушал сводки Совинформбюро, радовался каждой победе Красной армии.
Ведущий 2: В эти мрачные годы он пишет самый светлый цикл рассказов о любви «Тёмные аллеи», который смог опубликовать с помощью друзей в США в 1943 году. Тот самый И.А. Бунин, который в начале 1920-х огульно чернил молодую литературу новой России, теперь внимательно и беспристрастно присматривается к тем советским художественным произведениям, которые доходят до него.
Ведущий 1:«Ятолько что прочитал книгу А. Твардовского «Василий Тёркин» и... прошу тебя, — писал он своему другу Н.Д. Телешову, — если ты знаешь и встречаешься с ним, передать ему при случае, что я совершенно восхищён его талантом, — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный солдатский язык...»
Ведущий 2:После войны И.А. Бунину предложили приехать в СССР. Ему обещали обеспечить царские условия, получше тех, что были у Алексея Толстого. Он мечтал о возвращении на родину, но решиться на такой шаг в преклонном возрасте было непросто. И.А. Бунин колебался: сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и издание книг? ведь так до конца и не примирился с советской властью и даже демонстративно использовал старую орфографию, с милыми его сердцу «ятями» и «ерами». «Дело» А. Ахматовой и М. Зощенко, травля этих писателей определили его решение окончательно.
Ведущий 1:«Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал», — писал oн.
Ведущий 2: Нерадостной была его старость. Последние год жизни И.А. Бунин, хотя и старался «держать вид», бедствовал. Зарабатывал всё более редкими выступлениями. Одни его современники, друзья умирали на чужбине, другие вернулись на родину. Болезни начали подтачивать некогда могучее здоровье, мешали систематической работе. Вместе с болезням пришла нужда. Иван Алексеевич становился всё более раздражителен, язвителен и одинок. В 1940-1950-х годах он несколько раз перенёс воспаление лёгких, жил, по выражению его жены, «от болезни до болезни». В 1947 году Бунин писал, что с трудом добирается до письменного стола, что доктора, питание, лекарства разорили его вдребезги. В 1948 году он говорил...
Ведущий 1:«Мне пошёл 79-й год и я так нищ, что совершенно не знаю, чем и как буду существовать».
Ведущий 2: Существовать приходилось подчас на те средства, которые для него собирали в порядке благотворительности среди богатых людей. Но И.А. Бунин и в старости, при ужасающей физической слабости сохранил ясность мысли, а также живой интерес к тому, что делается на родине. И до конца дней не прекращал работу: составил сборники «Весной в Иудее», «Роза Иерихона», «Петлистые уши», делал редакционные исправления в собрании своих сочинений издания «Петрополис» и в «Жизни Арсеньева» и, главное, до последних дней работал над книгой об А.П. Чехове. В бессонные ночи Иван Алексеевич делал заметки на обрывках бумаги, вспоминал беседы с Антоном Павловичем. Правда, книга так и осталась незаконченной.
Ведущий 1:Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 годaв Париже от застарелой болезни лёгких. Он был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в окружении тех, кто был ему близок своей судьбой: Ивана Шмелёва, Надежды Тэффи, Георгия Иванова... На надгробии, сделанном по эскизу художника Бенуа, начертаны его имя и слова: «Вещи и дела, аще не написании бывают, тлею покрываются и гробу беспамятства предаются написание же яко одушевлённые». Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизнии обессмертила его имя. «Трагическая хвала сущему» — охарактеризовал творчество Бунина один из выдающихся философов Фёдор Степун-друг писателя в эмиграции. Иван Алексеевич благодарно соглашалсяс этим определением. Может быть, всё им написанное — одна страстная повесть о неразделённой любви к миру — любви жестокой, как всякая неразделённая страсть, но и возвышающей, прекрасной.
Перепечатка из журнала «Читаем, учимся, играем»
2010, № 7. стр.4.
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru
ПИШУ РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, СОСТАВЛЯЮ СЦЕНАРИИ ОТ 150 рублей tire17@ mail.ru