80 лет прошло со дня смерти писателя Михаила Булгакова, а интерес к его произведениям не угасает. Роман «Мастер и Маргарита» в наибольшей степени вобрал в себя таинственное, мистическое в творчестве писателя. Данное произведение считалось критиками и бытовым романом, и философским, и любовно-лирическим и сатирическим...
В 1930 г. (в письме Правительству CССР) писатель сообщал: «Вот одна из черт моего творчества: черные и мистические краски (я мистический писатель)».. Поверим Булгакову и будем считать мистику основой романа «Мастер и Маргарита». Тогда героев романа и всё происходящее в романе надо рассматривать не с сатирической и даже не с религиозной точки зрения, а с оккультно-эзотерической.
Как сказал один из исследователей его творчества, Боборыкин: "Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам".
Исследователь творчества М. Булгакова М.М. Дунаев обращает внимание на скрытость от читателя тайных смыслов романа «Мастер и Маргарита», достигаемую с помощью художественных приемов. Так, он пишет: «Нужно отметить еще одну роль Мастера и его возлюбленной в структуре романа: они отчасти отвлекают на себя внимание читателя, служа прикрытием для подлинного мистического смысла произведения. Булгаков вообще, создается впечатление, пытается всячески закамуфлировать свой замысел.
Приемов у него множество. Так, кощунственное изображение Престола христианского храма в обиталище Воланда маскируется шутовским шахматным поединком между Воландом и котом (они используют для этого именно Престол с зажженным на нем семисвечником) – дополнительное глумление, но и отвлекающий маневр. Кровавая жертва, убийство барона Майгеля, воспринимается невнимательным читателем как справедливое возмездие губителю-доносчику. И т.д. Обилием отвлекающих подробностей затемняется и сама цель визита Воланда в Москву».
Как писал протодиакон Андрей Кураев, «родство Иешуа и рафинированного толстовского атеизма вполне очевидно. Но есть ли признаки, по которым можно судить об отношении Булгакова к Иешуа и к той этике всепрощения, которая озвучивается устами Иешуа?
Главный и даже единственный тезис проповеди Иешуа – «все люди добрые» – откровенно и умно высмеивается в «большом» романе. Стукачи и хапуги проходят вполне впечатляющей массой. Со всей своей симпатией Булгаков живописует погромы, которые воландовские присные устроили в мещанско-советской Москве.
Природная символика
Солнце – привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 26 раз.
Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. В романе Мастера луна появляется 68 раз.
Гроза – это символ страшного суда, ожидание наказания, возмездия, ощущение катастрофы. “Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана”.
Числовая символика
Иван разыскивает сатану в доме с “нехорошим числом 13”, Мастер является читателю в 13 главе.
Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ – 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут дело сатаны, Пилат клянется пиром 12 Богов.
“Совершенное число 3 употребляется в связи с мастером, ему трижды дают волшебное питье, три агента одного из московских учреждений ведут наблюдение за “нехорошей квартирой”.
“Счастливое число” 7 задано в семисвечии, находящемся в спальне Воланда.
Чаще всего Булгаков упоминает число 5. Прежде всего, это Воланд со своим окружением и Пилат с приближенными – по пять персонажей в московской и ершалаимской частях.
Кроме того, мы встречаем в булгаковском романе: 1) пять доказательств бытия Божия ; 2) роман мастера отпечатан в пяти экземплярах; 3) мастер знает пять языков; 4) квартира, в которой живут Берлиоз и Степа, находится на пятом этаже; 5) Пилат – пятый прокуратор Иудеи;
упоминается пять профессоров: Кант, Стравинский, Кузьмин, Понырев и Воланд; 7) пять человек погибло в Москве в результате прибытия Воланда: Берлиоз, Мастер, Маргарита, Наташа и барон Майгель; 8) Босой получает от Коровьева пять тысяч рублей в пяти пачках; 9) ершалаимские события происходят в пятницу. 6)
В тексте есть немало примеров чисел, сумма цифр которых равняется 5: - квартира № 50: 5 + 0 = 5; - дом № 302 -бис: 3 + 0 + 2 = 5; - Ивану 23 года: 2 + 3 = 5;
Цветовая символика
Желтый цвет - тревога, ложь. Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и цветы в руках Маргариты.
Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного. В этом цвете Булгаков описывает окружающий мир Пилата.
Зелёный цвет олицетворяет, с одной стороны, жизнь, надежду, молодость, с другой колдовство, злые силы. Зеленый цвет ассоциируется с близостью смерти героев.
Черный - противоположность белому. Там, где белый - начало, черный – конец.
Рыжий - это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа.
Синий цвет – это опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность. Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.
К тому же, синий цвет- символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романе выступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей.
Символ черного пуделя Воланд носил трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны.
Черный пудель – символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении.
В средние века считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя).
На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).
Глобус Воланда и скарабей – атрибуты его власти.
Глобус - служит доказательством мощи и всемогущества Воланда. Скарабей - этот талисман на груди Воланда свидетельствует о его бессмертности, неразрывной связи со Вселенной и существующим миром.
Таким образом можно определить две главные функции символов романа: во-первых, они помогают раскрыть главную тему – борьбу добра и зла. во-вторых, чувствуется глубокий подтекст, своеобразный авторский комментарий между строк и ни с чем несравнимый стиль М. Булгакова.