• Авторизация


Символика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" 06-02-2020 20:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщение

Символика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

80 лет прошло со дня смерти писателя Михаила Булгакова, а интерес к его произведениям не угасает. Роман «Мастер и Маргарита» в наибольшей степени вобрал в себя  таинственное, мистическое в творчестве писателя. Данное произведение считалось критиками и бытовым романом, и философским, и любовно-лирическим и сатирическим...



В 1930 г. (в письме Правительству CССР) писатель сообщал: «Вот одна из черт моего творчества: черные и мистические краски (я мистический писатель)».. Поверим Булгакову и будем считать мистику основой романа «Мастер и Маргарита». Тогда героев романа  и всё происходящее в романе надо рассматривать не с сатирической и даже не с религиозной точки зрения, а с оккультно-эзотерической.

Как сказал один из исследователей его творчества, Боборыкин: "Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел  ключи ко всем таящимся в романе загадкам".

Исследователь творчества М. Булгакова М.М. Дунаев обращает внимание  на скрытость от читателя тайных смыслов романа «Мастер и Маргарита», достигаемую с помощью художественных приемов. Так, он пишет: «Нужно отметить еще одну роль Мастера и его возлюбленной в структуре романа: они отчасти отвлекают на себя внимание читателя, служа прикрытием для подлинного мистического смысла произведения. Булгаков вообще, создается впечатление, пытается всячески закамуфлировать свой замысел.

Приемов у него множество. Так, кощунственное изображение Престола христианского храма в обиталище Воланда маскируется шутовским шахматным поединком между Воландом и котом (они используют для этого именно Престол с зажженным на нем семисвечником) – дополнительное глумление, но и отвлекающий маневр. Кровавая жертва, убийство барона Майгеля, воспринимается невнимательным читателем как справедливое возмездие губителю-доносчику. И т.д. Обилием отвлекающих подробностей затемняется и сама цель визита Воланда в Москву». 

Как писал протодиакон Андрей Кураев, «родство Иешуа и рафинированного толстовского атеизма вполне очевидно. Но есть ли признаки, по которым можно судить об отношении Булгакова к Иешуа и к той этике всепрощения, которая озвучивается устами Иешуа?

Главный и даже единственный тезис проповеди Иешуа – «все люди добрые» – откровенно и умно высмеивается в «большом» романе. Стукачи и хапуги проходят вполне впечатляющей массой. Со всей своей симпатией Булгаков живописует погромы, которые воландовские присные устроили в мещанско-советской Москве. 

Природная символика

Природная символика

Солнце – привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути

Солнце – привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 26 раз.

Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме

Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. В романе Мастера луна появляется 68 раз.

Гроза – это символ страшного суда, ожидание наказания, возмездия, ощущение катастрофы. “Странную тучу принесло

Гроза – это символ страшного суда, ожидание наказания, возмездия, ощущение катастрофы. “Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана”.

Числовая символика

Числовая символика

Иван разыскивает сатану в доме с “нехорошим числом 13”, Мастер является читателю в 13

Иван разыскивает сатану в доме с “нехорошим числом 13”, Мастер является читателю в 13 главе.

Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ – 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут

Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ – 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут дело сатаны, Пилат клянется пиром 12 Богов.

“Совершенное число 3 употребляется в связи с мастером, ему трижды дают волшебное питье, три “Совершенное число 3 употребляется в связи с мастером, ему трижды дают волшебное питье, три агента одного из московских учреждений ведут наблюдение за “нехорошей квартирой”.

“Счастливое число” 7 задано в семисвечии, находящемся в спальне Воланда.

“Счастливое число” 7 задано в семисвечии, находящемся в спальне Воланда.

Чаще всего Булгаков упоминает число 5. Прежде всего, это Воланд со своим окружением и

Чаще всего Булгаков упоминает число 5. Прежде всего, это Воланд со своим окружением и Пилат с приближенными – по пять персонажей в московской и ершалаимской частях.

Кроме того, мы встречаем в булгаковском романе: 1) пять доказательств бытия Божия ; 2)

Кроме того, мы встречаем в булгаковском романе: 1) пять доказательств бытия Божия ; 2) роман мастера отпечатан в пяти экземплярах; 3) мастер знает пять языков; 4) квартира, в которой живут Берлиоз и Степа, находится на пятом этаже; 5) Пилат – пятый прокуратор Иудеи;

упоминается пять профессоров: Кант, Стравинский, Кузьмин, Понырев и Воланд; 7) пять человек погибло в

упоминается пять профессоров: Кант, Стравинский, Кузьмин, Понырев и Воланд; 7) пять человек погибло в Москве в результате прибытия Воланда: Берлиоз, Мастер, Маргарита, Наташа и барон Майгель; 8) Босой получает от Коровьева пять тысяч рублей в пяти пачках; 9) ершалаимские события происходят в пятницу. 6)

В тексте есть немало примеров чисел, сумма цифр которых равняется 5: - квартира №

В тексте есть немало примеров чисел, сумма цифр которых равняется 5: - квартира № 50: 5 + 0 = 5; - дом № 302 -бис: 3 + 0 + 2 = 5; - Ивану 23 года: 2 + 3 = 5;

Цветовая символика

Цветовая символика

Желтый цвет - тревога, ложь. Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для

Желтый цвет - тревога, ложь. Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и цветы в руках Маргариты.

Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или

Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного. В этом цвете Булгаков описывает окружающий мир Пилата.

Зелёный цвет олицетворяет, с одной стороны, жизнь, надежду, молодость, с другой колдовство, злые силы.

Зелёный цвет олицетворяет, с одной стороны, жизнь, надежду, молодость, с другой колдовство, злые силы. Зеленый цвет ассоциируется с близостью смерти героев.

Черный - противоположность белому. Там, где белый - начало, черный – конец.

Черный - противоположность белому. Там, где белый - начало, черный – конец.

Рыжий - это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Рыжий цвет в

Рыжий - это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа.

Синий цвет – это опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность.

Синий цвет – это опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность. Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.

К тому же, синий цвет- символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в

К тому же, синий цвет- символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романе выступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей.

Символ черного пуделя Воланд носил трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее

Символ черного пуделя Воланд носил трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны.

Черный пудель – символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа

Черный пудель – символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении.

В средние века считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на

В средние века считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя).

На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя

На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).

Глобус Воланда и скарабей – атрибуты его власти.

Глобус Воланда и скарабей – атрибуты его власти.

Глобус - служит доказательством мощи и всемогущества Воланда. Скарабей - этот талисман на груди

Глобус - служит доказательством мощи и всемогущества Воланда. Скарабей - этот талисман на груди Воланда свидетельствует о его бессмертности, неразрывной связи со Вселенной и существующим миром.

Таким образом можно определить две главные функции символов романа: во-первых, они помогают раскрыть главную

Таким образом можно определить две главные функции символов романа: во-первых, они помогают раскрыть главную тему – борьбу добра и зла. во-вторых, чувствуется глубокий подтекст, своеобразный авторский комментарий между строк и ни с чем несравнимый стиль М. Булгакова.

 



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
anatolyaksenov 15-06-2021-18:48 удалить
Ответ на комментарий eto_Krutaa_cherepaha # Приятно, хотя это Цитата сообщения Stefaniia-Stefa


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Символика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" | anatolyaksenov - Дневник Анатолия Аксёнова | Лента друзей anatolyaksenov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»