• Авторизация


Без заголовка 11-04-2012 06:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения budding_mum Оригинальное сообщение

ПРИМЕРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Цели Развивать целенаправленные действия детей с нескольки­ ми однородными или с двумя различными взаимосвязанными предметами. Учить детей следить за действиями взрослых и воспроизво­ дить их. Развивать у детей мелкую моторику и координацию движе­ ний рук. Учить детей устанавливать связи между предметами и их словесным обозначением. Развивать активную речь детей. Занятие 1. «КУБИК НА КУБИК» Для занятия используются кубики или кирпичики по 3—4 штуки. Для начала лучше использовать кубики одинакового цвета и размера. Взрослый показывает ребенку коробку с кубиками и берет себе несколько кубиков. Он обращает внимание ребенка на то, какие они гладкие, красивые. Просит ребенка повторить назва­ние: «кубики». Затем взрослый кладет кубик на кубик и говорит ребенку, что кубики накладываются друг на друга. По окончании рабо­ты, показывая постройку, он подчеркивает: «Вот какая(ой) ба­ шенка (домик)». Затем предлагает ребенку сделать такую же ба шенку, помогая накладывать кубик на кубик. Вместе с ребен­ ком взрослый делает постройки, поощряет его действия, любуется, радуется полученному результату. Если ребенок испытывает за­труднения, оказывает ему помощь, выполняя действия совмест­ но и направляя движения детской руки. После занятия взрослый просит малыша сложить кубики обратно в коробку. В дальнейшем занятия усложняются (предлагаются кубики раз­ ных цветов или разных размеров). Занятие 2. «СОБЕРИ ГРИБОЧКИ» Для занятия используются «втыкалочки» (доска с круглыми отверстиями и грибочки, которые вкладываются, вставляются в отверстия). Взрослый обращает внимание ребенка на столик, на котором находятся грибочки («втыкалочки»). Затем вынимает грибочки на стол и предлагает ребенку «собрать» их обратно «на полянку». Сначала взрослый показывает, как надо вставлять грибочки в отверстия, а потом просит ребенка повторить свои действия. При этом хвалит его, подбадривает, помогает при выполнении первых движений. В заключение взрослый вместе с ребенком рассматривает столик-«полянку», полную грибочков, поддерживая радостное эмоцио­ нальное состояние малыша мимикой и словами. Занятие 3. «СОБЕРЕМ БУСЫ» Для занятия потребуются колечки от пирамидки или мелкие предметы с отверстиями (не более 3—4 штук) и крученая вере­ вочка длиной 10—15 см (или нескользкая ленточка). Вначале взро­ слый показывает ребенку уже готовые бусы с нанизанными ко­ лечками или игрушками. Затем, в присутствии малыша, колеч­ки снимаются, кладутся перед ребенком, и взрослый предлага­ ет ему собрать бусы так, как было. Важно обратить внимание на то, что колечки берутся по одному. В процессе нанизывания на веревочку, взрослый сопровождает дейстния ребенка словами: «Молодец, надевай одно колечко, теперь еще одно. Вот как много колечек на наших бусах получилось!» В дальнейшем, в качестве усложнения, можно чередовать колечки (по цвету: не более двух цветов и по размеру: «большое колечко — маленькое»). Занятие 4. «ХИТРЫЕ МАТРЕШКИ». Для занятия можно использовать четырех матрешек с одним вкладышем в каждой. Взрослый ставит матрешек на стол, вмес­ те с ребенком рассматривает их. Предлагает взять матрешку в руку и потрясти ее. Обращая внимание па щук, открывает мат­ решку, демонстрируя, что внутри ее ecu . еще одна. Обязательно следует сопровождать действия словами: «Какая маленькая мат­ решка внутри большой!» Затем ребенку предлагается показы паи. туматрешку, кото­ рую называет взрослый: то большую, то маленькую. Далее взрослый показывает, как маленькая матрешка вкладывается(прячется) внутри большой. Затем матрешка закрывается. Взрослый гово­ рит, что теперь они с ребенком матрешку собрали: маленькая и большая стали вместе одной матрешкой. Малышу предлагается разобрать и собрать матрешку самому. Взрослый оказывает по­сильную помощь и сопровождает действия ребенка эмоциональ­ ными словами или потешками, приговорками: Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю. Прячется малютка, вот она какая! Появилась дочка маленького роста С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Рещикова) Таким же образом можно проводить занятия с вкладными шарами и бочонками. Занятие 5. «ГОРКА ДЛЯ ШАРИКОВ» Для этого занятия необходимо сделать наклонный желобок (или использовать готовый). Его можно изготовить из пластили­ на, соленого теста, плотного картона и др. Размеры желательно сохранить предложенные: длина — 40 см; ширина — 10 см; вы­ сота бортика — 2—3 см. Для занятия используются и цветные шарики (8 штук — по два каждого цвета). Желоб развернут так, чтобы шарики катились по направлению к ребенку. Взрослый показывает, как надо катить шарик, при этом делая акцент на его цвете: «Сейчас я прокачу красный шарик, подай мне крас­ ный шарик. Теперь ты прокати зеленый. На тебе зеленый шарик. Возьми такой же, как у меня». Занятие 6. «ГДЕ КУКЛА ЛЯЛЯ?» Взрослый показывает ребенку куклу и говорит, что ее зовут Ляля (Таня и т.д.). Обращает внимание на то, как кукла одета, какого цвета у нее платье, бантик, туфельки. Затем кукла пря­ чется в коробку с остальными игрушками, и ребенка просят найти именно ее среди других игрушек. Если ребенок ошибает­ ся и приносит не ту куклу, ему следует объяснить, чем прине­ сенная кукла отличается. Например, размером, цветом платья, длиной волос и т.д. Занимаясь с мальчиком, можно вместо кук­ лы использовать машинку, мишку, зайчика и др. Занятие 7. «МАТРЕШКИ» Для занятия потребуются: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина. МАТРЕШКИ НА ЛЕСЕНКЕ Взрослый строит лесенку из кубиков. Наверху и внизу лесен­ ки ставится по матрешке. Затем взрослый просит ребенка по­ мочь матрешке спуститься вниз по лесенке или подняться вверх ней. Свои действия можно сопровождать словами: «Ввысь, ввысь поднимись! или «Вниз, вниз опустись!» УМОЙ КУКЛАМ ЛИЧИКО Взрослый просит ребенка умыть личико сначала кукле в си­ нем платье, затем кукле в красном платье. Целесообразно со­ провождать действия ребенка словами: «Водичка, водичка, умой кукле личико». УЛОЖИ КУКЛУ СПАТЬ Ребенку предлагается уложить в кроватку куклу в красном платье, потом куклу в синем платье, напевая колыбельную: «А-а, люди, а-а, люди, куклы все уснули». ПОКАТАЙ МАТРЕШКУ Взрослый просит ребенка покатать на машинке сначала ту матрешку, которая стоит внизу на лесенке, потом — другую, которая стоит наверху. Действия ребенка можно сопровождать словами: «Вперед-назад». Придумать другие аналогичные задания. Главное, чтобы ре­бенок мог дослушивать инструкции и обращенную к нему речь до конца и пытался выполнять различные, противоположные по значению действия. Занятие 8. «КТО КАК КРИЧИТ»» ВАРИАНТ 1 Взрослый показывает ребенку разные игрушки, изображаю­ щие животных: петушка, кошку, собачку, гуся и т.д. (до черы- тех игрушек). Перед ним на столе стоит небольшая ширмочка, куда все звери и птицы «прячутся». Затем взрослый показывает по очереди игрушку, а ребенок соответственно подражает голо­сам этих животных. ВАРИАНТ 2 Взрослый имитирует голосом определенные звуки, издаваемые разными животными, и просит ребенка найти среди игрушек, стоящих перед ним на столе, тех животных, чей голос он угадал. Занятие 9. «ЧЕЙ ЦВЕТОЧЕК ПОДНИМЕТСЯ ВЫШЕ» Для этого занятия понадобятся определенные приготовле­ ния. Нужно сделать из легкой тонкой бумаги 3—4 цветочка раз ного цвета. Затем прикрепить цветочки на ниточку и свободно их подвесить. Взрослый предлагает ребенку выбрать цветочек того цвета, который ему понравился. Потом выбирает цветок для себя — другого цвета. Затем ребенку предлагается подуть как «ветерок» так, чтобы цветок начал подниматься (взлетать). При этом взро­слый, а за ним и ребенок произносят: «Вверх!» Когда цветочек возвращается в первоначальное положение, говорится: «Вниз!» Занятие 10. «КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» Для этого занятия будут нужны два домика: сделанные из картона или готовые. Причем на одном из домиков должно быть нарисовано любое животное. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и назвать игруш­ ки: собачку, киску, лошадку, куклу, машинку, мячик. Затем объясняет, что в одном домике живут только зверюшки, а в другом все остальные игрушки — не зверюшки. После этого взрослый вместе с ребенком раскладывает иг­ рушки в тот или иной домик, приговаривая при этом: «Зве­рюшка, не зверюшка». Занятие 11. «КОМНАТА ДЛЯ КУКОЛ» ВАРИАНТ 1 Перед ребенком ставятся несколько предметов игрушечной мебели: стол, стульчик, кроватка, шкаф (не более четырех). Взрослый на­зывает каждый предмет, просит ребенка повторить слова, пока­ зывает, как надо пользоваться тем или другим предметом мебели, обыгрывая свои действия при помощи кукол и других игрушек. ВАРИАНТ 2 Взрослый вместе с ребенком находит такие же предметы мебе­ли в своей квартире. Можно немного усложнить задание, в следу­ ющий раз сравнив эти предметы по размеру или цвету; спросить, чем похожа и чем отличается игрушечная и настоящая мебель. Можно сопровождать объяснение иллюстрациями к русской народной сказке «Три медведя» (разные по величине стулья, кровати и т.д.). Занятие 12. «СЛОЖИ КАРТИНКУ» Для этого занятия потребуется несколько красочных, ярких картинок с понятным ребенку изображением знакомых живот-пых или игрушек (не более четырех), разрезанных на две (для первых чанятий) или на четыре части (усложнение), и соответ­ ственно неразрезанные, целые образцы. Сначала взрослый по­ казывает и предлагает рассмотреть ребенку целую картинку, называя вместе с ним, что на ней изображено. Затем взрослый собирает одну разрезанную картинку сам и просит ребенка со брать остальные, показывая, в случае затруднения, образец. Занятие 13. «ОДЕНЬ КУКЛУ МАШУ, ОДЕНЬ КУКЛУ САШУ...» Взрослый предлагает ребенку помочь одеть на прогулку ку­ кол: мальчика и девочку. В данной игре (серии игр) можно ре­ шать сразу несколько задач, познакомив ребенка: с сезонной одеждой; с одеждой, которая подходит мальчику или девочке (хотя на современном этапе это деление довольно-таки условно); с одеждой, которая надевается в зависимости от ситуации (праздничная, спортивная, домашняя); со взрослой и детской одеждой. В процессе одевания взрослый акцентирует голосом и интонаци­ ей: «Эту рубашку наденем на Сашу, а эту юбку наденем на Машу». Важно, чтобы в результате повторений ребенок понял, что кого-то — одевают, а что-то — надевают. Занятие 14. «ЧЬИ ДЕТКИ?» Взрослый показывает ребенку картинки с изображениями жи­вотных: кошки, собачки, козленка, коровы. Ребенок называет жи­ вотных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предла­ гает поиграть в игру: «Чьи детки?», когда надо подобрать к картин­кам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей. Занятие 15. «КАТАНИЕ ЗВЕРЮШЕК» Взрослый заранее готовит несколько игрушек — различные виды транспорта (поезд, легковую машинку, велосипед, лод­ ку) и такое же количество игрушечных зверюшек (котика, со­ бачку, мишку, зайчика). Затем взрослый предлагает ребенку покатать зверюшек и вместе с ним рассаживает их в разные транспортные средства. Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине, Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик. (А. Барто) В процессе игры важно, чтобы ребенок повторял во время действий фразы: «Мишка едет на поезде, зайчик катается на лодке, котик едет на машине» и т.д. Занятие 16. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Предыдущую игру можно усложнить, предлагая ребенку за­ помнить, кто из зверюшек на чем катался. Затем попросить ма­лыша отвернуться и поменять местами игрушки. Когда ребенок поворачивается снова, ему задается вопрос: «Что изменилось?» Такое занятие будет направлено уже не только на развитие речи, но и на развитие зрительной памяти. Занятие 17. «КРУГЛОЕ — НЕ КРУГЛОЕ» Для занятия взрослому нужно заранее приготовить плотный, непрозрачный, цветастый мешочек, в котором находятся мелкие предметы, знакомые ребенку. Среди них одни предметы округлой формы, другие — ребристые (подбор игрушек может быть сле­ дующим: детали конструктора, колечки от пирамидок, набор для счета и др.). Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и узнать на ощупь тот предмет, который кладется ему в руку. Когда ребенок откроет глаза и увидит игрушку, нужно обра­тить его внимание на то, что эта игрушка гладкая, круглая, без уголков (или, наоборот, не гладкая, не круглая). Занятие 18. «ПОСТРОЙ ДОМИК» Для этого занятия нужен строительный материал (деревянный, среднего размера). Взрослый показывает ребенку, как надо стро­ить домик, объясняя последовательность действий и выбор опре­ деленной формы строительного материала («кубик», «крыша»). Затем постройку можно включить в игру, приглашая в до­мик разных гостей (кукол, мишку и др.). Далее, усложняя задание, можно предложить ребенку постро­ ить разные домики: высокий и низкий, разного цвета, с кры­ шами разной формы и т.д. В следующий раз данное занятие можно проводить, используя стихотворение С. Маршака «Маленькие кубики». Кубики в коробочке Подарили Машеньке. Кубики красивые, Яркие — цветные: Красные и синие, Желтые, зеленые, Длинные, короткие, Тонкие и толстые. Маша очень рада, Домик строить надо! Дом построим мы большой, С острой крышей и трубой. Очень рада была Маша, Очень рады мы с тобой! Занятие 19. «КТО ЭТО?» Взрослый просит ребенка подойти к зеркалу и посмотреть на отражение свое и мамы (или того, кто с ним играет). У ребенка спрашивают, кого он узнал в зеркале. Затем взрослый играет с ребенком в игру «Сделай, как я»: малыш повторяет жесты и ми­ мику, которые показывает ему взрослый в зеркале. Занятие 20. «МИШКА ЗАБОЛЕЛ» Для этого занятия понадобится любая «одушевленная» иг­рушка (кукла, медведь, зайчик и др.), а также игрушечный гра­ дусник, бинт, пузырек. Взрослый подносит мишку (или другую игрушку) к ребен­ ку, здоровается с ним (от имени мишки), показывает, как мишка топает ножками, рычит, предлагая ребенку повторить эти зву­ ки и движения. Затем взрослый говорит, что мишка жалуется: у него болит животик и головка. Мишка бедный заболел, Много меду вчера съел, Мишке больно и неловко, Всё болит: живот, головка. (А. Барто) Взрослый предлагает полечить мишку: показывает, как ста­вить градусник, «дает ему лекарство» (из пузырька), укладыва­ет его спать, напевая: «Баю-бай, баю-бай, мишка, глазки за­ крывай!» Затем мишка «выздоравливает» и «благодарит» ребен­ ка за помощь. Занятие 21. «КУКЛА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» Взрослый показывает ребенку куклу. Затем рассказывает стихотво рение и в соответствии с ним вместе с ребенком выполняет игровые действия. Это кукла наша, Зовут ее Наташа, Куклу любят все ребятки, С ней играть мы можем в прятки, Можно дать покушать кашки, Молоком поить из чашки, Вот я ванну принесла, Кукла, мойся-ка сама! Будет чистенькой Наташа, Спать уложим куклу нашу! (А. Барто) В другой раз можно рассмотреть куклу, сравнивая, чем она похожа и чем отличается от человека. Взрослый спрашивает у ребенка: «А это как называется? А у тебя есть ручка? Покажи! А у куклы где ручка?» и т.д. Занятие 22. «ЛЕСЕНКА» Взрослый показывает ребенку лесенку (объемную деревян­ ную или сделанную из конструктора — не более пяти ступенек). Используются знакомые ребенку игрушки (петушок, кошка, со­ бачка, кукла-мальчик). Взрослый читает стихотворение и вме­ сте с ребенком ставит игрушки на ступеньки лесенки. Таня на первую ступенечку села, Лa -ла, ла-ла — песенку запела. На второй ступеньке уселся петух — ух! А пес лохматый на третьей сидит, Хвостом виляет и не рычит. А на четвертой — мальчик Коля сел И булочку с маком вкусную съел. На пятой ступеньке котик урчит, Ступеньки на лесенке он сторожит. (С. Рещикова) http://arishababy.narod.ru/straniza4.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Lenyshe4ka - Дневник Lenyshe4ka | Лента друзей Lenyshe4ka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»