• Авторизация


Русальное время 18-04-2014 11:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ал_и_нА Оригинальное сообщение

Русальное время

С 16 по 22 цветеня/апреля отмечаются Первые Русалии -
череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему.
Чародейная седмица посвящённа чествованию

Девы Лели - юной Богини Весны,
девственной Природы и спонтанной Любви,
бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь.

О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам,
творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней.
Гадают на замужество и женскую долю.

[491x700]
Наступают дни седмицы Чародейства да гаданья.
Сама юная богиня девственной природы, Леля,
И русалки - берегини – духи вод в обличье женском
Пробудились, пребывая в силах зарожденья жизни.

Расплетите девки косы, на берег тайком сходите,
Свейте вместе две берёзки, так, чтоб через эту арку
Можно было покумиться и с подружкой, и с русалкой.
Принесите угощенье: хлеба, соли, да яичек,
Лука, также, не забудьте, разложите под берёзкой
На холсте на чистом новом и запойте песню Леле,
Припевая: «О-эв-Леля!».*
А ещё, как рано – рано на сгорбаченной берёзке*,
На её ветвях качались вод стремительных русалки.
Как просили угощенье, да рубашек долгополых,
Как смотрели на дорожку, зная наперёд, что будет.
Хоровод водите долго, загадайте все желанья
И ответы примечайте от воды, что омывает
Ветки срезанных берёзок.
Не забудьте соком лица мазать для красы девичьей.
Та же, шустрая, что сядет первой в тень витой берёзы,
Замуж выйдет непременно да на зависть всем подружкам.
А когда в полночном небе звёзды заиграют живо,
Ждите девушки русалок и танцуйте вместе с ними.

На седьмой день, рано утром, бабы, девки всей округи,
Сняв с себя все обереги, рукава рубах распустят,
И в венках из первоцветов, в хороводах и в верченье
Встретят день Богини Лели.
Этот праздник сокровенный, и несёт в себе он тайну;
В ранний час с зарёю встанут все, кто хочет зарожденья
Новой жизни в своём чреве,
Пар полей, лугов, землицы силу женскую имеет.
Берегиня всех рожениц может даром осчастливить;
Оттого и ждут с надеждой этот день, кто материнства
Был лишён, увы, доныне.
На лугу идут обряды, раздеванья, обряженья, -
Глаз мужской здесь неуместен, и карается жестоко
Нарушения запретов.
Смерть настигнет того сразу, кто, поддавшийся соблазну,
Осквернит святое действо: будет бит без сожаленья
По обычаю и праву.*
День закончится - берёзы расплетут и раскумятся,
Ведь русалкам трудно долго находиться вне водицы.
Как придёт к концу девичник - девушки домой вернутся,
Побросав в костёр все ветки от берез, что наломали*
Ну, а женщины поверят, что болезни отступили -
Похвала Богине Лели!

Завтра также соберётся население мужское,
В день, когда Ярило Вешний*выпустит росу на Землю,
Отмыкая её лоно. И уже мужскую силу
Может получить, кто хочет сохранить своё здоровье.
Но ещё обряд есть важный для сохранности скотинки.
На рассвете первый выгон.
Обнадёживает вера, что Ярило скот одарит
Плодовитостью и телом: прутом вербы подгоняют,
По хребту яйцом проводят ярко-жёлтым или красным, -
Яйца те пастух получит с каждого двора в награду.
А когда скотина выйдет, прогудит рожок на сходку,
Чтобы обошли всё стадо трижды посолонь для жизни
И обратно, для забоя. В это время поют песню,
Обращаясь к Вешним силам для защиты от напасти,
От могучего медведя, и от волка, и от змея.
Круг железом замыкают, чтобы было слово верным.
В это время парень в белом*, неся хлеб и факел яркий,
Трижды обходил всё поле посолонь и возвращался.
А за ним толпа девчонок, славя Солнце, пела гимны.
Наконец, костёр зажегши в виде колеса, садились
И делили хлеб по-братски, в знак того, что будут сыты.

Пашню тронуло орало – этот день не для ленивых,
И соха, блюдя обычай, бороздит Сыру-Землицу.
Молодёжь пошла на горку*, там их ждут забавы, песни,
Пришло время шумных свадеб, сватовства и умыканья.
День закончится, Ярилу, парня, что обряд исполнил,
Бросят в речку, попрощавшись, но для вида, шутки ради,!


Ибо для всего есть время, а оно идёт по кругу:
Что умрёт – то возродится!


Г.Дергачев "ВЕСНА КРАСНА. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ (ЛЕЛЬНИК)"

*"О-эв-Леля!"- только во время русалий разрешалось пение девичьих песен с сакральным припевом: "О-эв-Леля!", "Лелемьё!".
* На сгорбаченной берёзке– берёза являлась женским символом, как бы сказали в наше время: она несёт в себе понятие "Инь". Считалось, что русалки, "с березы спускаются" или "на березах качаются"; в русальных песнях они сидят "на белой березе", "на кривой берёзе", и на такой, ветки которой свисали до земли. Кроме того, верили, что душа умершей или погибшей девушки входила в берёзу, из которой могла выходить в русальные дни, поэтому кумиться с этим деревом – это кумиться с русалкой.
*по обычаю и праву – любопытство, если таковое наблюдалось у представителя мужского пола в этот день, было признаком порабощения навьей силой (т.е. извращением), и забивание палками до смерти, нельзя, разумеется, трактовать как "языческую дикость", ибо выполнялись сакральные обряды, особенно для тех женщин, у которых были проблемы с деторождением;
* От берёз, что наломали – сжигание или выбрасывание в овраг берёзовой ветви означало похороны души, которая наличествовала в оной;
*Ярило Вешний – день, приходящийся на 23 апреля (цветеня), считается, что в этот день происходит отмыкание (оплодотворение) Земли, когда Ярило выпускает росу, и с этого времени и начинается буйный рост трав. Соответственно это ассоциировалось с проявлением мужского начала, что позволяло считать этот день ещё и как праздник сильного пола;
*парень в белом– ряженый в соответствии с образом Ярилы – в белой рубахе, босой, держащий колоски (хлеб) и испускающий ярь (огонь).
*на горку – с Лельника начинается период, называемый Красная Горка, и длящийся до конца первой седмицы мая (травеня). Роль хозяйки Красной горки выполняла соответственно наряженная девушка (жрица), которая руководила забавами молодёжи.
ЖИВО-ДЕВО ЖИВО-МАТИ ДАЖЬБО СВЕТИ БЛАГО ДАТИ
ВЕСНУ ВОДИ ЖИТО РОДИ В РУДЕ ЯРЕ ЖИЗНЕ ДАРЕ!
СЛАВА! ГОЙ!

heart (28x26, 1Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
От себя хочу добавить о русалках.
Те существа с рыбьими хвостами и девичьим телом, которых сейчас называют русалками, называли берегинями (дух воды, обитающий у берега) и водяницами (дух реки, обитающий в стремнине (стреже\коренной)). Вообще они такоже являются русалками, почему - чуть ниже. Русалок же чаще изображали птицами ирийскими с женским туловом и головой, кстати таких изображений и поныне множество. Почему же они птицы и одновременно связаны с водой? А всё просто - русалки, это духи природы и связаны они не только с водой, а вообще со всем вокруг. Есть лесные русалки, водяные, духи родников и ручьев, древесные русалки - древесницы, у каждого цветка и травинки своя русалка. Русалка - значит белая, божественно чистая , а вид птицы, указывает на её тонкоматериальную (лёгкую) природу. И никогда русалки не считались зловредными, а вот те кто любит парней и вообще людей да животных топить, да ещё вволю с ними потешившись, тех называли гоплянами, свитежанками да заподлинками. Они суть заложеная нечисть, навьи - утопленницы, бывшие девушки и женщины. Кстати, Кострома, видимо та же нечисть, будучи утопленницей, хотя и Богиня).
Ал_и_нА 18-04-2014-22:21 удалить
Ответ на комментарий Растерзывающий # Про связь русалок с Сирин и Алконостом что-то где-то встречала, а вот прочая рать неизвестна.
Приятно удивили.)
Ал_и_нА 18-04-2014-22:44 удалить
Ответ на комментарий Ал_и_нА # Сейчас в инете прочла что имело место быть племя гоплян, жившее в районе озера Гопло в Великой Польше. Как раз из этого района расселялись "полянские" племена. Гегемония гоплян среди них восходит к довольно давним временам.
Ответ на комментарий Ал_и_нА # Интересно. Не знал. Может быть эти утопленницы назывались по имени водоёма в котором канули навечно... У меня, например, всегда слово "свитежанки" ассоциировались с географическим местом, каким-то городом. Ну а от слова "заподлинки", наверное, произошло слово "заподлянка")))
Ал_и_нА 20-04-2014-08:58 удалить
Ответ на комментарий Растерзывающий # Свитеж- Китеж... кстати тоже стоял (китеж) на озере.

в отношении гоплян. полянами назывались все племена, имевшие подданство польского короля (тогда именно это имело значение). интересно что могло быть причиной массового утопления женской части племени... конечно звучит абсурдно...) наверняка попали в какую-то заподлянку.)
Ответ на комментарий Ал_и_нА # Да, загадок множество, не на все из них люди найдут ответ, а некоторые вот так вот проглядывают через мифологию и человеческий язык...
Массовому утоплению могло послужить что угодно, от ритуального самоубийства, до вынужденного, спасаясь, например, от врагов.
Ал_и_нА 20-04-2014-09:32 удалить
Ответ на комментарий Растерзывающий # понимая славянскую женскую суть) склоняюсь ко 2 варианту...


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русальное время | Растерзывающий - Дневник Одинокого Волка. | Лента друзей Растерзывающий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»