Это цитата сообщения
Ал_и_нА Оригинальное сообщение Русальное время
С 16 по 22 цветеня/апреля отмечаются Первые Русалии -
череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему.
Чародейная седмица посвящённа чествованию
Девы Лели - юной Богини Весны,
девственной Природы и спонтанной Любви,
бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь.
О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам,
творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней.
Гадают на замужество и женскую долю.
[491x700] Наступают дни седмицы Чародейства да гаданья.
Сама юная богиня девственной природы, Леля,
И русалки - берегини – духи вод в обличье женском
Пробудились, пребывая в силах зарожденья жизни.
Расплетите девки косы, на берег тайком сходите,
Свейте вместе две берёзки, так, чтоб через эту арку
Можно было покумиться и с подружкой, и с русалкой.
Принесите угощенье: хлеба, соли, да яичек,
Лука, также, не забудьте, разложите под берёзкой
На холсте на чистом новом и запойте песню Леле,
Припевая: «О-эв-Леля!».*
А ещё, как рано – рано на сгорбаченной берёзке*,
На её ветвях качались вод стремительных русалки.
Как просили угощенье, да рубашек долгополых,
Как смотрели на дорожку, зная наперёд, что будет.
Хоровод водите долго, загадайте все желанья
И ответы примечайте от воды, что омывает
Ветки срезанных берёзок.
Не забудьте соком лица мазать для красы девичьей.
Та же, шустрая, что сядет первой в тень витой берёзы,
Замуж выйдет непременно да на зависть всем подружкам.
А когда в полночном небе звёзды заиграют живо,
Ждите девушки русалок и танцуйте вместе с ними.
На седьмой день, рано утром, бабы, девки всей округи,
Сняв с себя все обереги, рукава рубах распустят,
И в венках из первоцветов, в хороводах и в верченье
Встретят день Богини Лели.
Этот праздник сокровенный, и несёт в себе он тайну;
В ранний час с зарёю встанут все, кто хочет зарожденья
Новой жизни в своём чреве,
Пар полей, лугов, землицы силу женскую имеет.
Берегиня всех рожениц может даром осчастливить;
Оттого и ждут с надеждой этот день, кто материнства
Был лишён, увы, доныне.
На лугу идут обряды, раздеванья, обряженья, -
Глаз мужской здесь неуместен, и карается жестоко
Нарушения запретов.
Смерть настигнет того сразу, кто, поддавшийся соблазну,
Осквернит святое действо: будет бит без сожаленья
По обычаю и праву.*
День закончится - берёзы расплетут и раскумятся,
Ведь русалкам трудно долго находиться вне водицы.
Как придёт к концу девичник - девушки домой вернутся,
Побросав в костёр все ветки от берез, что наломали*
Ну, а женщины поверят, что болезни отступили -
Похвала Богине Лели!
Завтра также соберётся население мужское,
В день, когда Ярило Вешний*выпустит росу на Землю,
Отмыкая её лоно. И уже мужскую силу
Может получить, кто хочет сохранить своё здоровье.
Но ещё обряд есть важный для сохранности скотинки.
На рассвете первый выгон.
Обнадёживает вера, что Ярило скот одарит
Плодовитостью и телом: прутом вербы подгоняют,
По хребту яйцом проводят ярко-жёлтым или красным, -
Яйца те пастух получит с каждого двора в награду.
А когда скотина выйдет, прогудит рожок на сходку,
Чтобы обошли всё стадо трижды посолонь для жизни
И обратно, для забоя. В это время поют песню,
Обращаясь к Вешним силам для защиты от напасти,
От могучего медведя, и от волка, и от змея.
Круг железом замыкают, чтобы было слово верным.
В это время парень в белом*, неся хлеб и факел яркий,
Трижды обходил всё поле посолонь и возвращался.
А за ним толпа девчонок, славя Солнце, пела гимны.
Наконец, костёр зажегши в виде колеса, садились
И делили хлеб по-братски, в знак того, что будут сыты.
Пашню тронуло орало – этот день не для ленивых,
И соха, блюдя обычай, бороздит Сыру-Землицу.
Молодёжь пошла на горку*, там их ждут забавы, песни,
Пришло время шумных свадеб, сватовства и умыканья.
День закончится, Ярилу, парня, что обряд исполнил,
Бросят в речку, попрощавшись, но для вида, шутки ради,!
Ибо для всего есть время, а оно идёт по кругу:
Что умрёт – то возродится!
Г.Дергачев "ВЕСНА КРАСНА. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ (ЛЕЛЬНИК)"
*
"О-эв-Леля!"- только во время русалий разрешалось пение девичьих песен с сакральным припевом: "О-эв-Леля!", "Лелемьё!".
*
На сгорбаченной берёзке– берёза являлась женским символом, как бы сказали в наше время: она несёт в себе понятие "Инь". Считалось, что русалки, "с березы спускаются" или "на березах качаются"; в русальных песнях они сидят "на белой березе", "на кривой берёзе", и на такой, ветки которой свисали до земли. Кроме того, верили, что душа умершей или погибшей девушки входила в берёзу, из которой могла выходить в русальные дни, поэтому кумиться с этим деревом – это кумиться с русалкой.
*
по обычаю и праву – любопытство, если таковое наблюдалось у представителя мужского пола в этот день, было признаком порабощения навьей силой (т.е. извращением), и забивание палками до смерти, нельзя, разумеется, трактовать как "языческую дикость", ибо выполнялись сакральные обряды, особенно для тех женщин, у которых были проблемы с деторождением;
*
От берёз, что наломали – сжигание или выбрасывание в овраг берёзовой ветви означало похороны души, которая наличествовала в оной;
*
Ярило Вешний – день, приходящийся на 23 апреля (цветеня), считается, что в этот день происходит отмыкание (оплодотворение) Земли, когда Ярило выпускает росу, и с этого времени и начинается буйный рост трав. Соответственно это ассоциировалось с проявлением мужского начала, что позволяло считать этот день ещё и как праздник сильного пола;
*
парень в белом– ряженый в соответствии с образом Ярилы – в белой рубахе, босой, держащий колоски (хлеб) и испускающий ярь (огонь).
*
на горку – с Лельника начинается период, называемый Красная Горка, и длящийся до конца первой седмицы мая (травеня). Роль хозяйки Красной горки выполняла соответственно наряженная девушка (жрица), которая руководила забавами молодёжи.
ЖИВО-ДЕВО ЖИВО-МАТИ ДАЖЬБО СВЕТИ БЛАГО ДАТИ
ВЕСНУ ВОДИ ЖИТО РОДИ В РУДЕ ЯРЕ ЖИЗНЕ ДАРЕ!
СЛАВА! ГОЙ!