• Авторизация


Басин, Пётр Васильевич (1793-1877). Коллекция Русского музея 05-05-2025 12:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!




БАСИН Петр Васильевич (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же) -- живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер. Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В. К. Шебуева. В 1818 за картину "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" был включен в число пенсионеров ИАХ для поездки в Италию. С 1819 по 1830 жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля



01. Кипренский О. А. (1782 – 1836)
Портрет художника П. В. Басина 1829

Холст, масло
47 х 37,5
Экспонирование: Михайловский замок, Зал 208



Выполнил композиции в Казанском соборе (1837-1839) - "Введение Богородицы во храм" (для алтаря), в Исаакиевском соборе (1843-1846, 1853-1856) - "Нагорная проповедь" (над южными дверьми), "Господь Саваоф, несомый ангелами" и "Взятие Богородицы на небо" (два плафона в куполах боковых приделов); закончил начатый К. П. Брюлловым купольный плафон "Ангелы, возносящие Богородицу на небо". Последней крупной работой художника стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867-1868), позднее осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина



02. Басин П. В (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Основание Петербурга в 1703 году

Эскиз неосуществленной картины. Не ранее 1840
Холст, масло
21,5 x 16

Эскиз неосуществленной картины.

27 (16) мая 1703 года на землях, совсем недавно отвоеванных у шведов, Петр I велел заложить город, который в дальнейшем стал называться Санкт-Петербургом.

Сюжет, связанный с закладкой Санкт-Петербурга, многократно использовался разными художниками, рисовальщиками и граверами. Основание новой столицы России «при море» неизменно рассматривается как одно из главных событий в истории Петра Великого.

На эскизе к картине П. В. Басина русский царь представлен работающим над планом города.



03. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Екатерина II утверждает план Академии художеств

Неосуществленный проект росписи Аванзала Нового Эрмитажа. Не ранее 1840
Холст, масло
26,5 х 37; 21,5 х 16




04. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же). Петр I
Этюд к эскизу росписи западного люнета придела Святого Александра Невского в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге «Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году». 1844–1846
Бумага серая, угольный карандаш, белила 49,5 х 32,2 (масштабная сетка)
05. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же). Введение во храм Божией матери. Около 1857 Холст, масло 62 x 34


04. Среди росписей, порученных исполнить Басину в Исаакиевском соборе, был цикл для придела, посвященного Александру Невскому. Помимо деяний самого святого благоверного князя сюжетом одной из них стало перенесение мощей святого в Санкт-Петербург. Это событие, инициированное императором Петром I, состоялось 30 августа (12 сентября) 1724 года. Император принимал непосредственное участие в каждом этапе: стоял за рулем прошедшей по Неве галеры, где находились мощи в специальном ковчеге, участвовал в его переносе в храм Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря. Волевой и решительный образ Петра, созданный художником в подготовительных рисунках, воплотился в одной из лучших росписей храма.


05. Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, установленный в VIII веке в память о том, что родители Богородицы Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм. Дева Мария жила в храме (или при храме) до 12 (или до 14) лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником. Событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов и произведений гимнографического характера. В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых праздников. Отмечается 21 ноября (4 декабря).



06. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году

Эскизы росписи западного люнета придела Святого Александра Невского в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. 1844–1846
Холст, масло
13 х 33 (сегмент с закругленным основанием)


Среди росписей, порученных исполнить Басину в Исаакиевском соборе, был цикл для придела, посвященного Александру Невскому. Помимо деяний самого святого благоверного князя сюжетом одной из них стало перенесение мощей святого в Санкт-Петербург. Это событие, инициированное императором Петром I, состоялось 30 августа (12 сентября) 1724 года. Император принимал непосредственное участие в каждом этапе: стоял за рулем прошедшей по Неве галеры, где находились мощи в специальном ковчеге, участвовал в его переносе в храм Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря. Волевой и решительный образ Петра, созданный художником в подготовительных рисунках, воплотился в одной из лучших росписей храма.



07. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели, 1821

Холст, масло
185 x 139,5
Экспонирование: Михайловский дворец, Зал 15


Сюжет картины подсказан Басину фреской с тем же названием из Геркуланума. Однажды, блуждая по полям Фригии, фавн Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение, сказав, что тот, кто поднимет эту флейту, будет жестоко наказан. Не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон явился на вызов. Марсий не смог извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона — Аполлон победил. Разгневанный дерзким вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. Кожу его повесили в гроте во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали до грота звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.



08. Басин П. В. (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же)
Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада 1828

Холст, масло
286 х 359,5
Экспонирование: Михайловский дворец, Зал 15


Алкивиад (451–404 до н. э.) — ученик Сократа, впоследствии выдающийся афинский государственный деятель и полководец. Битва при Потидее происходила в 430 до н. э. в ходе первой Пелопоннесской войны.

Художник обратился к сюжету из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. В истории Алкивиада, племянника правителя древних Фив Перикла, Плутарх пишет: «Еще будучи подростком он – Алкивиад – принимал участие в экспедиции против Потидеи, жил в одной палатке с Сократом и стоял рядом с ним в боях. В одной жаркой битве они оба отличились: Алкивиад был ранен, Сократ прикрыл его, защитил и спас ему на виду у всех жизнь и оружие». Работа свидетельствует о профессионализме и о внушительной эрудиции автора, несколько затмевающей вдохновение; так фигуры раненого Алкивиада и поверженного воина, как бы зеркально отражающие друг друга, восходят к античному прототипу – римской скульптуре «Умирающий галл». За эту картину Басин в 1831 получил звание академика.

rusmuseumvrm.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Басин, Пётр Васильевич (1793-1877). Коллекция Русского музея | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»