В исторических событиях, отраженных на первых страницах русских летописей, мурома не упоминается. Она названа только в перечне племён во вводной главе Повести временных лет, а также в статье под 862 г., где говорится, что древним населением города Муром была мурома.[691] Раскопки этого города свидетельствуют, что с момента своего возникновения это было славянское поселение. Вероятно, и здесь в процессе взаимодействия славян с местным финноязычным племенем имел место перенос его этнонима на все древнерусское население Муромской округи.
Вот что сообщает нам археология о муроме. Я бы, кстати, в отличие от Седова, не стал бы так уж соглашаться именно с финским происхождением неславянской муромы - но это уж как-нибудь в другой раз.
Тут я бы хотел обратить внимание на иное - славянизация муромы началась в VII веке. Последние упоминания о муроме, как народе, относятся к легендарным временам призвания варягов. Археологически Муром - изначально славянский город.
Так что вполне естественно, что в "Похвале" князю Константину, в конце XII века крестом, мечом и камнеметом отвратившему "святогонов"-муромцев от язычества, упоминаются Перун, Дажбог и Мокош, а не какие-нибудь финские кумиры.