Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.
[показать]
Леонардо да Винчи -- Мона Лиза (Джоконда)
1503-1505
Дерево, масло 77 x 53 см
Париж. Лувр
Вероятно это портрет жены купца Джокондо (откуда название картины - Джоконда), идентификация изображенной окончательно не установлена.
«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них — на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах — в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…) И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями».
[показать]
Лебрен, Шарль (Париж 1619-1690) -- Триумфальный вьезд Александра Великого в Вавилон
[показать]
Реньо, барон Жан-Батист (Париж 1754-1829) -- Три грации
[показать]
Лоррен, Клод (Клод Желле) (1600 Шамань - 1682 Рим) -- Морской порт, эффект тумана
[показать]
Энгр, Жан-Огюст-Доминик (1780 Монтобан - 1867 Париж) -- Жанна Дарк на коронации Карла VII в реймском кафедральном соборе в 1429 годуФрагонар, Александр-Эварист
[показать]
(1780 Грасс - 1850 Париж) -- Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона
[показать]
Рубенс, галерея Медичи, 1622-24 -- Обмен принцессами
[показать]
Шампень, Жан Батист де (1631 Брюссель - 1681 Париж) -- Аврора
[показать]
Герен, Пьер-Нарсис (1774 Париж - 1833 Рим) -- Колеблющаяся Клитемнестра, подстрекаемая Эгисфом к убийству спящего Агамемнона
[показать]
Караваджо, Микеланджело Меризи да (1571 Караваджо, - 1610 Порто Эрколе) -- Магистр Мальтийского Ордена Алоф де Виньякур с пажом
[показать]
Давид Жак-Луи-Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
[показать]
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 1
[показать]
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 2
[показать]
Давид, Жак-Луи (1748 Париж - 1825 Брюссель) -- Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, деталь 4
[показать]
Филипп де (1602 Брюссель - 1674 Париж) -- Портрет кардинала Ришелье