«Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею...»
Константин Сомов «Дама в голубом», 1897-1900 гг.
«Даму в голубом» критики единодушно назвали символом эпохи Серебряного века и лучшим творением Сомова.
На портрете - Елизавета Михайловна Мартынова, одно из немногих «женских» увлечений Константина Андреевича. Может быть, единственное...
Мартынова же была ученицей Сомова, его подругой. По воспоминаниям современников - талантливая, жизнерадостная, свято верящая в свое призвание и беззаветно преданная искусству.
Лиза послужила моделью не только Сомову, ее рисовали многие, из известных – Браз и Малявин.
Иосиф Браз «Портрет Е.М.Мартыновой», 1896 г.
Малявин дал такое название картине неслучайно.
К тому времени Мартынова уже тяжело болела туберкулезом, даже отец-медик не мог помочь ей.
Начав писать «Даму в голубом», Сомов вынужден был прервать работу на три года, пока Лиза лечилась за границей.
Только в 1900-м картина, наконец, была представлена на выставке «Мира искусства».
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину.
Друзей Мартыновой Лизин портрет потряс.
Ее подруга Ямщикова писала:
«Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?».
Об истинной причине грусти друзья не догадывались, мало кто из них знал о смертельной болезни Лизы.
Третьяковская галерея тут же захотела приобрести «Даму» для своей коллекции, но этому неожиданно воспротивилась сама героиня картины, написав Сомову то самое письмо.
Но Константин Андреевич все-таки продал портрет Третьяковке, а через год Елизавета Мартынова умерла.
_______________________________
Дама в голубом" (портрет художницы Е.М. Мартыновой) - как чистый и нежный цветок, занесенный из каких-то неведомых светлых садов. Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как "Дама в голубом". В этом произведении К. Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ "Прекрасной Дамы", отразил свое представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней...