• Авторизация


Уникальная балерина с великим даром быть собой: К 100-летию Майи Плисецкой 24-11-2025 16:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -Juliana- Оригинальное сообщение



D9eba6ed16030b32dd72ee72eff13cc1

Легендарной балерине Майе Плисецкой 20 ноября 2025 года исполнилось бы 100 лет. Имя прима-балерины навсегда вписано в историю мирового балета. Плисецкая прожила яркую жизнь: почти шесть десятилетий она блистала на сцене, вызывая восхищение миллионов поклонников.


maya-plisetskaya-as-a-child_48 (700x528, 274Kb)
в детстве

Ранние годы и образование

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье, где любовь к искусству витала в воздухе. Её отец Михаил Плисецкий был советским дипломатом, а мать Рахиль Мессерер-Плисецкая — актрисой немого кино. Маленькая Майя росла в окружении талантов: тетя Суламифь и дядя Асаф Мессереры были известными танцовщиками Большого театра.

Казалось, что всё предопределено, и девочка пойдёт по творческому пути. Она впервые вышла на сцену в 6 лет, сыграв крохотную роль Русалочки. Это было на Шпицбергене, где её отец возглавлял трест «Арктикуголь», а позже — советское консульство.

d5ca8fa8-715b-416d-afac-710b6ca44ecc_f5d (700x466, 191Kb)
Майя Плисецкая родилась в семье молодого успешного советского деятеля Михаила Плисецкого и красавицы актрисы Рахиль Мессерер

Но детство балерины омрачила трагедия: в 1937 году её отец был репрессирован, и спустя несколько месяцев расстрелян по ложному обвинению. Беременную мать арестовали и отправили в Акмолинский лагерь жен изменников Родины — печально известный А.Л.Ж.И.Р.

Kp-331224-141-fsb-19407-fotografiya-pliseckaya-mm-i-pliseckii-am-v-detstve-1931-g_-pozdneishaya-kopi
Майя с младшим братом

Семилетняя Майя как дочь врага народа могла оказаться в детдоме, но её спасла тетя: прима-балерина Суламифь Мессерер удочерила племянницу. Именно она привела Майю в мир балета, отвела на первый спектакль и добилась для талантливой девочки права поступить в хореографическое училище, несмотря на слишком юный возраст.

Nv-6658-26-fotografiya-pliseckaya-mm_-portret-kavkaz-1939-g_1_8e4

Так Плисецкая начала обучение танцу раньше положенного — с семи лет восьми месяцев, вместо официально положенных восьми. Начинающая ученица с головой окунулась в балет. В 1942 году в эвакуации в Свердловске Майя впервые исполнила номер «Умирающий лебедь» — в будущем она выступит с ним сотни раз на разных сценах.




Майя Плисецкая - «Умирающий лебедь» (1976 год) Балерина танцевала «Лебединое озеро» более 800 раз.

Природный дар Плисецкой поражал педагогов: даже сложные элементы давались ей легко, хотя сама она признавалась, что терпеть не могла рутинных упражнений.

Скриншот 20.11.2025 195049.bmp (700x246, 84Kb)

Tass_32485925_e56_0cf
Великая женщина, ставшая символом и легендой, очень хрупкая и очень сильная, любившая споры и не любившая пафос, всему придававшая свою интонацию.

Начало балетной карьеры

Уже к концу 1940-х годов Майя исполняла сольные партии, а в 1950-е закрепилась как ведущая солистка. Её отличали выразительная пластика, гибкость, невероятная легкость и одновременно мощный драматический темперамент.

scale_1200 (591x664, 256Kb)

Первые шаги на большой сцене дались Майе непросто. Несмотря на талант, поначалу племяннице звёздных Мессереров доставались лишь второстепенные партии — руководство театра не спешило продвигать юную танцовщицу, чтобы избежать обвинений в протекции. Но Плисецкая не собиралась мириться с таким положением.

tass_32420646_2e5_c00 (700x466, 190Kb)

Она упорно работала над собой и блестяще проявляла себя даже в небольших эпизодах. Майя поражала зрителей высоким прыжком, стараясь зависнуть в воздухе на долю секунды дольше, и срывала аплодисменты.

В 1943 году, окончив Московское хореографическое училище, 18-летняя Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. На её талант быстро обратили внимание: репертуар балерины включал легендарные партии: Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», принцесса Аврора в «Спящей красавице» и другие.

ma3-pic4_zoom-1500x1500-23738 (700x466, 184Kb)
Сцена из балета Фарида Яруллина «Шурале». В роли девушки-птицы Сюимбике - Майя Плисецкая, охотник Батыр - Юрий Кондратов, 1955 год

Скриншот 20.11.2025 202318.bmp (700x311, 129Kb)

Вместе с труппой Большого театра Плисецкая стала ездить в зарубежные гастроли, но вскоре стала «невыездной» и ей пришлось пропустить выступления труппы в Швейцарии, Франции Голландии и Китае. Советская действительность не могла не отразиться на карьере балерины. Так, её не сразу выпустили на зарубежные гастроли, опасаясь «идеологически неверного влияния». Позже выяснилось, что в КГБ её подозревали в работе на британскую разведку.

67fd74429c0228e479f7fbb7b497bc69

Оставшись дома вместо гастролей в Лондоне в 1958 году, Плисецкая поставила в Москве «Лебединое озеро». Постановка оказалась настолько успешной, что её посетил Никита Хрущёв, после чего запрет на гастроли был снят. В 1960 году после ухода со сцены легендарной Галины Улановой она получила статус примы-балерины, блистая в классических постановках: танцевала Китри в «Дон Кихоте», принцессу Аврору в «Спящей красавице», Одетту-Одилию в «Лебедином озере» и многие другие партии.

Скриншот 20.11.2025 202642.bmp (700x102, 31Kb)

За свою долгую танцевальную карьеру она участвовала в постановках «Раймонда», «Жизель», «Конёк-Горбунок», «Спартак», «Анна Каренина» и многих других, выступала на сценах крупнейших театров мира. С 1983 по 1985 год она была художественным руководителем балета Римской оперы, с 1988 по 1990 год возглавляла балетную труппу Национального театра в Мадриде.

65d2cf843d6e812a1b68f3d4fa8c3ed6
Ria_636476hr_c9e_5e0
Майя Плисецкая в монобалете "Айседора", поставленном для нее бельгийским балетмейстером Морисом Бежаром (1986 год).

Скриншот 20.11.2025 202835.bmp (700x81, 46Kb)

Её триумфальные выступления в Париже, Лондоне, Нью-Йорке стали сенсацией: иностранная пресса называла Майю Плисецкую величайшей балериной своего времени.

Мировое признание и творчество

Пик творческой карьеры Плисецкой пришелся на 1960–1970-е годы. Она постоянно искала новые образы и не боялась экспериментов. Когда в 1972 году Плисецкая сама поставила балет «Анна Каренина», Министерство культуры сопротивлялось до последнего: «Танцевать Толстого нельзя. Это кощунство». Однако балет покорил весь мир.

Специально для неё в 1967-м году были поставлены авторские балеты, которые вошли в историю: например, «Кармен-сюита» — дерзкая модерновая постановка на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен». Музыку для этого одноактного балета аранжировал муж Плисецкой Родион Щедрин.




Кармен - Сюита хореография Плисецкая Майя 1978

Премьера «Кармен-сюиты» в 1967 году вызвала скандал: министр культуры Екатерина Фурцева заявила, что «такая Кармен умрёт», на что Майя остроумно ответила:
Скриншот 20.11.2025 203726.bmp (700x309, 111Kb)

Легенды и мифы «Кармен-сюиты»: что скрывает дерзкая постановка

• Ходили слухи, что Никита Хрущёв лично вмешался, чтобы поддержать постановку балета — мол, ради дружбы с Кубой дал зелёный свет спектаклю. Прямых доказательств нет, но миф живучий.

• Образ Кармен у Плисецкой оброс мистикой: балерина будто «срасталась» с героиней. В интервью Майя признавалась, что Кармен жила в ней и даже снилась — словно второе «я», альтер эго.

• Оригинальная хореография кубинского балетмейстера Альберто Алонсо казалась слишком откровенной для советской сцены. По преданию, Майя Плисецкая и её партнер Александр Фадеечев просили смягчить самые «горячие» эпизоды, иначе балет могли вовсе не выпустить.

• Для Алонсо «Кармен-сюита» стала не только художественным прорывом, но и заявкой на культурную самость Кубы. В Гаване он поставил версию без цензурных ножниц — ещё более страстную и дерзкую, что лишь подогрело легенды вокруг балета.

1680092205 papik pro p maiya plisetskaya v zhivopisi 1
Марк Шагал портрет Плисецкой

il 600x600.5078977206 q9k6
Pablo Picasso "Maya with the boat"

154094491 Kiselev German Mayya Pliseckaya
Художник Герман Киселев. Майя Плисецкая

Она собирала вокруг себя всех знаменитостей мира, несмотря на железный занавес, настолько яркой была её индивидуальность. Пикассо и Шагал писали её портреты, восхищаясь грацией и осанкой. Она дружила с Коко Шанель, Карден и Диор посвящали ей свои коллекции. Бежар и Алонсо ставили для неё балеты.

b0930f8f1418349f23c597862b73651f

За ней изящно ухаживал брат президента США – в 1962 году во время второй поездки Майи Плисецкой на гастроли в Америку министр юстиции США Роберт Кеннеди признался: он любовался Майей в «Лебедином…» в Москве ещё в 1955 году. А потом ей принесли гигантский букет белых лилий и золотой браслет с брелоками, на одном из которых был изображён Скорпион – их общий знак зодиака, а на другом – архангел Михаил.

041b16d0554f1d75357a04b6e64db454 (700x475, 105Kb)
Серж Лифарь, Майя Плисецкая, Коко Шанель, 1962 год

0ba5d2d4b64aaa77281762ceaa7529fc
Майя Плисецкая поздравляет Пьера Кардена с успехом ретроспективного показа коллекций его Дома моделей. 1998 г.

Майя танцевала не только на родной сцене Большого театра, но и во многих странах. Она блистала в партиях, поставленных западными хореографами: сотрудничала с французским гением Морисом Бежаром (он посвятил ей балет Ave Maya на её 70-летие), исполняла современный танец и даже фламенко.

Gettyimages-953419380_f51_12e
Майя Плисецкая и модельер Пьер Карден

Плисецкая доказала, что век балерины может быть долгим — она не сходила со сцены до конца 1980-х. Тогда ей было 55 лет.




Одноактный балет "Болеро". Морис Равель. Танцует Майя Плисецкая (1977)

TsKf710_q4M (700x438, 162Kb)
Майя Плисецкая в роли Бетси Тверской в фильме Александра Зархи
"Анна Каренина". 1967 год

«Как ни старайся, не удастся прожить эту жизнь дважды – живи её сейчас, живи своё», – говорила Майя Михайловна.




Родион Щедрин, балет "Анна Каренина". Майя Плисецкая

Когда Плисецкой делали комплименты по поводу её лебединой шеи, она отвечала: «Знаете, в балете гораздо важнее голова, чем шея или руки и ноги. Ногами не выразишь то, что в душе происходит». И современную моду балерин делать вертикальные шпагаты на сцене Плисецкая не принимала: «В моё время, наоборот, нас педагоги одёргивали: «Ногу не дери. Это неэстетично, балет – это же не художественная гимнастика».

В балетное искусство она была влюблена: «Считается, что в начале было слово. А я думаю, в начале был жест. Потому что слово не все понимают, а жест – все».

Скриншот 20.11.2025 204347.bmp (700x78, 35Kb) ma1-pic4_zoom-1500x1500-87081 (700x466, 157Kb)
Майя Плисецкая во время исполнения хореографической миниатюры
«Умирающий лебедь», 1979 год

За эти годы она создала целую галерею непревзойденных образов и получила множество наград. Её по праву называют одной из величайших балерин XX века.

ca8eb151d2402958d7014be70fdf9053 (700x558, 267Kb)
Майя Плисецкая. Балет «Дон Кихот»

a99cea52eb94b761ff5a506850ed57f2 (640x637, 167Kb)
Майя Плисецкая, Марис Лиепа в балете «Спартак»

5b02c30cdc51a37a03ce45427d7527be (700x478, 163Kb)
Майя Плисецкая в балете "Дама с собачкой"

Её танец был наполнен той особой свободой, которая казалась непозволительной роскошью. Никто не мог перетанцевать её Китри в ярком, радостном «Дон Кихоте». А какой сексуальной была её предводительница куртизанок Эгина в «Спартаке»! Недаром дирижёр Валерий Гергиев сказал: «Майя Плисецкая презрела многие законы. Даже законы земного притяжения. Никто так не летал над сценой, как она. Она притягивала к себе миллионы и миллионы восхищённых глаз и душ».




Перекидной прыжок от легендарной балерины Майи Плисецкой

Скриншот 20.11.2025 204840.bmp (700x308, 149Kb)scale_1200 (6) (700x524, 512Kb)

Её феноменально долгая творческая карьера сломала стереотип о короткой жизни балерин на сцене. За всю историю танца никто не оставался в форме так долго, как она.

scale_2400 (700x466, 341Kb)
Балерина Майя Плисецкая во время творческого вечера, посвященного 60-летнему юбилею Майи Плисецкой в Большом театре в Москве,
10 ноября 1985 года

В 1990 году руководство Большого театра официально отправило 65-летнюю приму на пенсию, в результате конфликта с главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс.

Когда Юрий Григорович ещё только стал кандидатом на пост главного балетмейстера Большого театра, Плисецкая полностью поддерживала это решение, считая, что московской сцене не хватает новой крови.

Министр культуры Екатерина Фурцева вызвала приму к себе, чтобы спросить, готова ли она танцевать в постановках Григоровича. Балерина с радостью согласилась. Но творческого тандема не получилось. Новый руководитель начал отстранять ведущих артистов, сокращая их партии и количество выступлений. Последней каплей стало то, что партию Плисецкой Григорович отдал своей жене Наталье Бессмертновой. Это дало начало многолетней закулисной войне. Балерина за глаза называла Григоровича «маленьким Сталиным» за авторитарный стиль работы.

TASS_461581-pic905-895x505-76514 (700x394, 185Kb)
Балерина Майя Плисецкая и главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович во время беседы, 1986 год

Но даже после увольнения она не перестала танцевать. Плисецкая продолжала выступать на гала-концертах, ставила собственные балетные номера. Затем она переехала в Мюнхен по приглашению Баварского государственного театра, где заняла пост хореографа и главного балетмейстера. И даже возглавляла балетные труппы за рубежом — в частности, была художественным руководителем Римского театра оперы и балета и сотрудничала с Национальным балетом Испании. Современники и критики отмечали её феноменальное творческое долголетие. Общий стаж балетной карьеры Плисецкой составил почти 60 лет — очень редкий случай для балерины.

3335 (700x466, 286Kb)
В 70 лет вышла на сцену с номером «Аве Майя»

В 50 лет Плисецкая танцевала «Болеро», в 60 – «Даму с собачкой». В 70 лет вышла на сцену с номером «Аве Майя», поставленным для неё французским хореографом Морисом Бежаром. В 75 исполнила партию Небесной феи в постановке «Крылья кимоно» в Японии.

Scale_1200 (2)
Балерина Майя Плисецкая на прогулке в лесу, 17 октября 1946 года

Личная жизнь Майи Плисецкой

В личной жизни Плисецкая не сразу нашла своё счастье. В молодости у неё были романтические увлечения — в мемуарах она вспоминала о платонической любви к танцовщику Вячеславу Голубину.

3XOAgy1TWmI
Марис Лиепа - первый муж Майи Плисецкой

Первый брак Майи Михайловны был скоротечным: в 1956 году она вышла замуж за артиста балета Мариса Лиепу, но союз распался всего через три месяца.

Настоящую любовь балерина обрела позже. Композитор Родион Щедрин, с которым её познакомила легендарная Лиля Брик, стал главным мужчиной её жизни. Плисецкая вышла за него замуж в 1958 году и прожила с Щедриным более полувека. Их семья была уникальной: оба супруга — гениальный композитор и великая балерина — стали народными артистами СССР и добились всемирного признания.

79e1a70c-b6d4-5cb4-8190-5f78662b18be (700x544, 240Kb)
Майя Плисецкая и Родион Щедрин - второй её муж в молодости

Детей у Майи Плисецкой не было — она сознательно отказалась от материнства, полагая, что это поставило бы крест на её карьере. Свою энергию и любовь она вложила в искусство балета. По воспоминаниям друзей, в обычной жизни Майя и Родион были очень близки, поддерживали и вдохновляли друг друга. Они жили между Москвой и Мюнхеном, а также часто бывали в Литве — супруги получили литовское гражданство в 1990-е и любили отдыхать у озера Тракай.

Ria_7287hr_07d_3e5
Композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая на прогулке в подмосковном лесу, 1962 год

575rodion-shhedrin-i-majya-pliseczkaya-size_834x569 (700x477, 404Kb)

Скриншот 20.11.2025 205317.bmp (700x200, 58Kb)

Их союз длился 57 лет до самой смерти Майи, и всё это время Плисецкая оставалась музой для Щедрина, а он — её верным спутником и автором музыки для её знаковых постановок.

1f19c80ae8212c780b54346d2175c52b

Диета Майи Плисецкой: что ела балерина

Балерины известны своей строгой дисциплиной, особенно в питании. В случае Майи Плисецкой вокруг её диеты ходило немало слухов, ведь прима славилась идеальной фигурой. Сама же Майя Михайловна с присущим ей юмором развеивала все домыслы. Когда её спрашивали о секрете стройности, она коротко отвечала:
Скриншот 20.11.2025 205513.bmp (700x203, 46Kb)

Эта фраза стала крылатой и облетела всю страну. Однако зачастую забывали, что балерина добавляла: «Это больше в теории. А в жизни можно всё, но понемногу».

На самом деле Плисецкая не придерживалась экзотических диет. Она любила вкусно поесть и не отказывала себе в простых радостях. Например, обожала селёдку и свежий хлеб с маслом, но всегда знала меру и не переедала. Майя считала, что умеренность — лучший рецепт поддержания формы. Балет давал ей столь большие физические нагрузки, что лишний вес ей просто не грозил. Кроме того, Плисецкая сохраняла активность до глубокой старости, оставаясь подтянутой и энергичной.

Последние годы жизни

Майя Плисецкая до последних лет оставалась активной и жизнерадостной, поэтому её уход из жизни стал для многих неожиданностью. Балерина скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни. Причиной смерти стал обширный сердечный приступ — инфаркт миокарда.

scale_1200 (700x467, 325Kb)
Балерина Майя Плисецкая в Большом зале Московской консерватории на торжественном открытии IX Московского пасхального фестиваля, 2010 год

Родные и поклонники тяжело переживали эту утрату. Майя Михайловна завещала не устраивать пышных прощаний: тело балерины было кремировано, а прах оставлен до кончины её супруга. Плисецкая желала, чтобы после смерти Родиона Щедрина их прах соединили и вместе развеяли над Россией — над той страной, которой она посвятила всю свою жизнь и творчество.

Scale_1200 (1)
две великие творческие души вновь воссоединились

Родион Константинович пережил супругу на десять лет и скончался в 2025 году, как раз незадолго до столетия балерины. Теперь их последняя воля исполнена — две великие творческие души вновь воссоединились.

scale_1200 (4) (700x524, 383Kb)

Наследие «первой леди танца»

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она оставила после себя поистине неоценимое наследие в мире искусства. Не случайно её называли «первой леди танца» — современники видели в ней эталон балерины и символ целой эпохи. Почти 60 лет на сцене и десятки безупречно исполненных партий сделали Плисецкую легендой при жизни. Даже спустя годы после её ухода новые поколения танцовщиков продолжают равняться на её технику, артистизм и смелость.




Танцует Майя Плисецкая. Композитор Глазунов. Вариации Раймонды из балета "Раймонда" (1964)

416296506823.141

В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она дала такой совет:

«Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте...
До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».

scale_2400 (1) (700x466, 406Kb)
Владимир Путин и Майя Плисецкая после торжественной церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля (2006 год).

scale_1200 (3) (700x466, 293Kb)
Президент РФ Дмитрий Медведев (2008 - 2012 годы правления) и балерина Майя Плисецкая, награжденная орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, на церемонии вручения государственных наград в Кремле, 31 октября 2011 года

afisha plis
24 ноября пройдёт Гала-концерт в Московской государственной консерватории им. Чайковского в честь 100 - летия великой балерины Майи Плисецкой

В 2025 году по всему миру прошли мероприятия в честь 100-летия Майи Плисецкой. В Москве состоялся большой гала-концерт в зале «Зарядье», где лучшие танцовщики исполнили номера из её знаменитого репертуара. Зрители снова увидели «Кармен-сюиту», «Умирающего лебедя», па-де-де из «Лебединого озера» и другие шедевры, с которыми была неразрывно связана Плисецкая. Память о великой балерине живёт не только в архивах и музейных экспозициях, но и в сердцах всех, кто любит балет.

Майя Плисецкая доказала своим примером, что преданность искусству и непреклонная воля способны преодолеть любые преграды. Её жизнь — это вдохновляющая история триумфа таланта и характера.

QnGQBawl_uM

Недаром Майю Михайловну называли жемчужиной мирового балета: её имя сияет ярко и будет сиять ещё многие годы, напоминая нам о том, каким прекрасным может быть танец.

scale_2400 (3) (700x466, 243Kb)
Неподалеку от театра, в котором Майя Плисецкая проработала почти полвека, среди зеленых насаждений на Большой Дмитровке высится её скульптура.
Родин Щедрин говорил, что ему приятно думать о молодых, которые
назначают свидания "у Плисецкой".


Источники:Газета.ру, АиФ.ру


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Уникальная балерина с великим даром быть собой: К 100-летию Майи Плисецкой | mtv59 - Дневник mtv59 | Лента друзей mtv59 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»