В этом году (2012) – сто двадцать лет со дня рождения Марины Цветаевой, одного из самых великих поэтов ХХ века. Впрочем, Иосиф Бродский считал, что Цветаева – не просто "одна из...", что она – самый крупный поэт ХХ века. Не только в России – вообще.
Судьба Марины Цветаевой - ярчайший пример того, как страшна судьба гения. Особенно - гения, живущего в женском теле. Страшна не только для себя, но и для близких, которых коснулась, задела, поманила, повела. Потому в сегодняшних "Кругах на воде" рассказ о судьбе не только Марины Цветаевой, но и её семьи. О её муже, Сергее Эфроне, русском интеллигенте и советском шпионе, расстрелянном в сорок первом. О её дочери Ирине, умершей в детском приюте в возрасте трёх лет. О другой её дочери, Але, проведшей в лагерях "на поселении" долгие годы. О её сыне Георгии, погибшем в 1944-м девятнадцати лет. Да, революция, война, репрессии, но чтобы вся семья была уничтожена вот так, под корень, под асфальтовым катком? И надо всем этим тень Марины Цветаевой, тень её гения и елабужской петли... К жизни этой семьи удивительно подходит слово "рок" в самом страшном античном смысле: обречённость на гибель. Может быть потому, что к ним прикоснулась её душа - Психея?
Итак, о жизни и смерти Марины Цветаевой. О том, почему она назвала себя "детоубийцей". О том, почему голая душа страшнее разлагающегося тела. О разрушительной жажде любви. О том, как стремление к идеалу становится преступлением. О том, что "самоубийство длится не спуск курка". И о том, почему сын Цветаевой считал, что это самоубийство было правильным шагом. А ещё - о ревности, жертве, духовном инцесте, а главное - об эпохе, в новой передаче из цикла "Круги на воде".
Автор – культуролог и литератор Юлия Чернявская.