• Авторизация


Александр Алексеевич Бучкури (1870 - 1942) 13-06-2018 10:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Александр Алексеевич Бучкури (1870 - 1942)

Bo4kaMeda



От святой заутрени. Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)




я (200x250, 15Kb)Родился Александр Бучкури 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка. Его отец был купцом, греком турецкого подданства. Воспитывал же Сашу с раннего детства в селе Хреновое отчим А. И. Михельсон. Рисовать мальчик начал в восемь лет – однажды изобразил с натуры соседскую лошадь.

В 1884 году семья переехала в Воронеж. Здесь Александр начал писать красками. Решение стать художником созрело в 1888 году во время посещения выставки картин Товарищества передвижных выставок. Тогда в Воронеже с большим успехом демонстрировались работы И. Е. Репина, Н. М. Шишкина, Н. А. Поленова и И. Н. Крамского. Но сначала Бучкури получил музыкальное образование – он играл в оркестре на рояле и скрипке.

В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме. Известен его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки.



Свадебный поезд 1913
Холст, масло

Картина впервые экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге в 1914 году


В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме. Известен его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки.


Крестьянки 1910-е
Ростовский областной музей изобразительных искусств


В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств. Перед Репиным предстал высокий, богатырского сложения человек с большими руками, глубоко посаженными, искрящимися глазами, которому, казалось, больше подошло бы выступать борцом в цирке. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.


Баба 1909
Холст, масло
98 x 86 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул


В октябре 1899-го Александр Бучкури подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии. Здесь его сокурсниками стали астраханец Борис Кустодиев и тамбовчанин Иван Горюшкин-Сорокопудов. Для получения звания художника Бучкури написал конкурсную картину «Смерть самозванца», имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. Получив средства для жизни, Александр Алексеевич женился на художнице Вассе Епифановой.


Александр Бучкури «Девушка в парчовом наряде», 1904
(портрет жены художника Вассы Епифановой)


В 1907 году молодожены переехали в Воронеж. Свою мастерскую Александр Алексеевич устроил близ города, в селе Подгорном. Селяне с раздражением восприняли непонятный им интерес художника к их персонам. «Один раз, – вспоминал Бучкури, – даже побить хотели, спасибо, хозяин предупредил: беги, бить собираются тебя… Говорят, кого ты списываешь, тех выселять будут!»


Рождественский базар 1906
холст масло

Постепенно отношения наладились. Свататься к подгоренским девчатам, чьи портреты появились в лучших столичных журналах, поехали лучшие женихи со всей России. В итоге в 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Правда, революционно настроенные критики поносили Бучкури за то, что Россия и ее народ предстают в его работах сильными и прекрасными. «Я видел, конечно, работы «левых» художников на выставках, – рассказывал Александр Алексеевич, – но они меня как-то не трогали. Откровенно говоря, я просто не понимал их. А иногда они пугали меня!..»


Прачки
холст масло
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

Бучкури продолжал шагать своим путем. Он создал великолепные портреты Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание. Многие работы мастера приобрела и щедро оплатила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. По просьбе Александра Алексе­евича она заказала и оплатила для Воронежской рисовальной студии коллекцию прекрасных копий античных статуй – Венеры, Аполлона, Юноны, Сатира и т.д.


Торжище
Бумага, пастель
39 х 49 см

После переворотов и революций 1917 года Бучкури оказался не у дел, его работы долго нигде не экспонировались. Жить пришлось за счет старых накоплений. Чиновники Наркомпроса внесли его в черный список. Даже в сарай во дворе Музея революции, в котором располагалось товарищество «Художник», ход Бучкури был закрыт. Только в 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.


Пряхи 1903—1905
Частная коллекция

Настоящий фурор произвела в 1937 году работа Бучкури «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. На большом полотне (2 х 4 м) изображено публичное наказание молодой крестьянки, изменившей старому мужу. Супруг, узнавший об измене, гонит привязанную к запряженной лошади голую жену по деревне. В качестве истязателя Александр Алексеевич изобразил самого себя. Картина вызвала противоречивые толки. Партийные идеологи обвинили мастера в любовании обнаженной натурой, что снизило количество заказов.


Вывод 1936
Холст, масло

Картину «Вывод» Бучкури задумал в 1904 году, а завершил в 1936

Основную часть своего времени Бучкури уделял теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Говорил он так: «Рисуйте просто, как будто вы никогда не рисовали. Не будьте гордыми, не бойтесь с максимальным трудолюбием добиваться того, что есть в природе!» И еще: «Дайте поработать воображению зрителя, дайте возможность зрителю самому закончить вашу мысль. Надо, чтобы мысль зрителя пошла дальше, за тем действием, которое имеется в вашей картине…»


Пасхальное утро


Ученики безумно любили своего учителя. Для них он был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Александр Алексеевич мог запросто поднять тумбу вместе с натурщицей и перенести на более освещенное место! Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.



У цирка


Перелом произошел в 1940 году, после того как картины Бучкури попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и даже произвели там некоторую сенсацию. Журнал «Искусство» один из своих номеров полностью посвятил творчеству Александра Алексеевича. Деваться было некуда: местные власти назначили мастеру персональную пенсию, построили мастерскую, вернее, надстроили второй этаж его дома в Скорняжном переулке.


Крестьянки


В 1942 году, в период временной оккупации Воронежа, Александр Алексеевич Бучкури погиб от рук фашистских захватчиков.

Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в июле-августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы. В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.

Есть и другие версии гибели художника. Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской. Другие утверждают, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами 5 августа 1942 года во дворе комендатуры на улице 9 Января. Вместе с ними были уничтожены два брата Вассы Иосифовны, а также музыкант Левинсон. Очевидцы утверждают, что долгое время во дворе комендатуры, среди кучи мусора, диплом Академии художеств, выданный Бучкури.



Крестьянка
холст масло
74 х 54.5 см
Частная коллекция




Крестьянка



[показать]
Крестьянка в праздничном наряде




Крестьянские девочки 1914
Пастель




Настя. Кострома




Цыганка




Крестьянка Моня в саду
Холст, масло




Девушка в красной кофте 1911
Холст, масло
106 х 72
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




Поля
Холст, масло




Тугариха 1910
Холст, масло




Портрет женщины




Мавруша
Холст, масло




Параша
Холст, масло




У хаты




Портрет мужика 1920-е
бумага тушь перо кисть
19 х 14,2




«Автопортрет в шутовском колпаке» 1898




В трактовке исторической темы А. А. Бучкури хорошо чувствовал народные типы, уличную тему. Всё это в полной мере сказалось в его конкурсной картине «Смерть самозванца», написанной для получения звания художника.




Иоанн Грозный (эскиз)




Проникновенный автопортрет (1941) стал последней работой художника




artpoisk.info

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Александр Алексеевич Бучкури (1870 - 1942) | Veralex - Дневник Veralex | Лента друзей Veralex / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»