Концерт для двух скрипок с оркестром
BWV 1043 Ре минор Часть3-Allegro
Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Это художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, его творчество – всеобъемлющим. Именно глубиной и всеохватностью баховского искусства был потрясен Бетховен, когда воскликнул: «Не ручей, а море должно быть имя ему». (Зд. Bach По-немецки – ручей).
Брамс, подчеркивая уникальность оставленного Бахом духовного наследства, говорил: «Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».
Проблемы и образы баховского искусства созвучны не только его времени,они близки и иным поколениям людей, поистине вечны.
Ария альта №47 из "Страстей по Матфею"
В начале ХIX века Бах казался почти загадкой. Гёте, познакомившись с его произведениями, говорил о нем: «… Лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и всё-таки необъясним». Лишь постепенно раскрывается глубочайшая сущность баховского искусства, очевиднее становилась та исключительная роль, которую он сыграл в истории музыкального искусства. Бах обобщил, подытожил художественные тенденции большой исторической эпохи. И, вместе с тем, всей силой своего гения он устремлен в будущее. Творческими предсказаниями Баха питалось музыкальное искусствоXIX и XX веков, вплоть до наших дней.
Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen BWV 12
Часть1 - Sinfonia
Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких, вечных вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Не менее всего этот художник склонен к отвлеченному философствованию, к холодной «игре ума». Его философия – не умозрительные построения, она всегда окрашена чувством, искренним и правдивым.
Бах – лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство поверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик – таков Бах. Нельзя понять его искусство, не ощутив этого нерасторжимого единства.
Органная прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Многосторонность Баха ошеломляет. Острейший драматизм и чистая созерцательная лирика, воплощение чувств больших народных масс и интимная исповедь – все вмещает это искусство. Маленькие детские пьесы из тетради Анны Магдалены Бах соседствуют с грандиозными органными фантазиями, высокий пафос мессы си минор и пассионов – с живой жанровостью кантат. Ему доступно величественного и простое.
Шутка
Создание музыки было для Баха самой сутью жизни. Говорить о творчестве, о вдохновении он не умел и не любил. Его отношение к процессу сочинения было воспринято им от поколений его предшественников-музыкантов: Бах рассматривал его , прежде всего, как акт мастерства. Именно эту сторону творчества композитор и старался передать своим ученикам. Все остальное было для него его сокровенным миром, скрытым от посторонних глаз.
Месса си минор. Crussifixus.
Этот образованнейший музыкант был великим самоучкой. Всем, что Бах знал и умел, он был обязан прежде всего самому себе. Рано осиротев, он прошел суровую жизненную школу, научился сам думать и заботиться о своем будущем. Его пытливость не имела пределов, его упорство способно было преодолеть любые преграды. Музыкант-практик до мозга костей, он все постигал на деле. Отвлеченные научные теории он не любил. Его учителями и наставниками были великие мастера прошлого и современные музыканты.