Фонари Петербурга имеют свою историю. Сегодня фонари в Петербурге - это больше украшения нежли простое освещение улиц. По приказанию Петра I когда молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем 23 ноября 1706 года, на фасадах домов четырех улиц, берущих начало вблизи Петропавловской крепости, были повешены фонари. С тех пор их стали всегда зажигаться по большим праздникам. И хотя эти фонари вывешивались лишь от случая к случаю, они положили начало уличному освещению Петербурга.
Первые фонари были созданы масляными.
Самый простой масляный фонарь был невероятно похож на корабельный: деревянная четырехгранная коробка с одной открывающейся гранью, куда вставлялось или стеклышко, или кусочек слюды.
Внутри находилась масляная лампа в форме резервуара, больше напоминающего соусник с осторожно вытянутым носиком, в который погружался нитяной фитиль, пропитанный конопляным маслом.
Также появилась должность фонарщика. Он зажигал по вечер и гасил по утрам фонари.
В начале девятнадцатого века в Петербурге впервые появились газовые фонари. Они постепенно совершенствовались, появился колпачок Ауэра, который был изготовлен из металлической сетки, от нагревания раскалялся и давал при этом дополнительный свет – эти фонари начали называться керосино-кадильных. Они были эффективнее и дешевле газовых.
Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан архитектором Ж. Б. Леблоном в 1718 году и одобрен Петром I. Первые четыре фонаря, изготовленные по этому проекту на Ямбургском стекольном заводе, были установлены на набережной Невы, напротив Зимнего дворца.
В 1720 году был изготовлен новый образец фонаря для постоянного уличного освещения. К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга, и главным образом на Большой першпективной дороге, установили 595 фонарей, при этом для обслуживания светильников была создана команда из 64 человек. Конопляное масло в фонарях зажигали «в ночное время токмо в темные часы по присылаемым из академии о темных часах таблицам».
Историк Петербурга И. Г. Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеются по оным (улицам) деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла…»
Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они довольно тускло и разбрызгивали горячие капли масла, которые попадали на прохожих. «Далее, ради Бога, далее от фонаря! — читаем мы в повести Гоголя «Невский проспект», — и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом».
Недалеко от Смольного, на очень маленькой и очень тихой улице находится Музей фонарей под открытым небом. Называется эта улица — Одесская. Ни здания Музея фонарей, ни экскурсовода. Фонари (всего шесть экспонатов) на Одесской вообще не зажигаются. Да и сама улица — памятник петербургских фонарей никогда не была торжественным образом открыта!
На короткой Одесской улице, где находилась мастерская электротехника Александра Лодыгина есть небольшой участок улицы — здесь стоят шесть фонарей разных эпох: масляный, газовый, керосиновый, спиртовой и электрический.. наглядно показывающих об этапах развития уличного освещения в Санкт-Петербурге — родине российских фонарей.
[показать]
Фонари Дворцовой площади
[показать]
Фонарь на Мытнинской набережной
[показать]
Белые ночи в Санкт-Петербурге начинаются 10 июня и заканчиваются 2 июля.
Белые ночи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов (с внешней их стороны) это явление наблюдается в период солнцестояния (в северном полушарии — в июне, в южном — в декабре).
Обычно понятие «белые ночи» подразумевает наличие только гражданских сумерек, и если принять это определение, то белые ночи могут наблюдаться на широте не ниже 60° 33'.
Санкт-Петербург является наиболее известным российским городом, где наблюдаются белые ночи (хотя сам город находится на полградуса к югу от линии, где в ночь летнего солнцестояния не бывает навигационных сумерек.
[показать]
Фонарь Троицкого моста.
Троицкий мост – красивейший из мостов через Неву, был открыт в 1903 году, в день празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Строила этот великий мост французская фирма "Батиньоль".Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесли профессора Академии Художеств. В начале 1901 года они предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Длина Троицкого моста - 335 м.
Трёхфонарный – так прозвали мост из-за уникальных фонарей с тремя светильниками (см. фото), благодаря которым Троицкий мост можно считать произведением искусства.
Со стороны Марсова поля въезд на мост украшают два обелиска с рострами, по всей его длине расположены выразительной формы фонари, решетка моста выполнена с использованием элементов стиля модерн - художественного течения, модного на рубеже 19 и 20 веков.
В дни празднования 200 летнего юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой.
Мост переименовывался несколько раз, сначала он был Троицким, затем в 1934 году получил имя С. М. Кирова, и снова стал Троицким.
[показать]
Фонарь на площади Островского.
12 таких фонарей изначально были установленны на Дворцовом плавучем мосту. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского.
[показать]
Фонарь на мосту Ломоносова.
Шестигранные по форме фонари поддерживаются фигурами морских коньков (гиппокампов), выполненных из выколотной меди.
[показать]
Магазин "Ноты" (Северная лира)
Фонарь нотного магазина на Невском проспекте.
[показать]
Фонарь Дворцовой площади.
[показать]
Фонари Дома книги.
[показать]
Фонари Дома книги.
[показать]
На Большой Московской.
[показать]
Фонари Итальянского моста.
[показать]
Фонарь на 2-ом Садовом мосту.
[показать]
Торшер с фонарем.
Фонари Мало-Конюшенного моста.
В 1953 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями.
Мало-Конюшенный мост — один из мостов уникальной мостовой композиции - «Тройной мост».
Он расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки.
Два моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает как бы Третий мост, но это - арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста — 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста — 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)
Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был построен через Мойку ещё в 1716.
Позднее на этом месте в конце 1730-х,во время царствования Анны Иоанновны, были построены два моста: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Кривушу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный — через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный. располагался он ближе к месту ныне существующего 2-го Садового моста.
В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.
Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807—1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.
Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м.) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м. Арочные пролеты мостов состоят из чугунных секций, соединенных болтами. Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. Металлические элементы мостов изготавливались в 1819—1829 гг. на казенном Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, а также на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе. В декоре преобладают элементы растительного орнамента. Решетка ограды образована вертикальными круглыми стержнями с капителями в виде нераспустившихся бутонов. В центре каждого звена решётки находятся маска Медузы Горгоны и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом.
[показать]
У Медного всадника.
[показать]
Фонарь на Пантелеймоновскогом мосту.
[показать]
У входа в Петропавловку.
[показать]
На Иоанновском мосту.
На рубеже 18-19 веков каменные части моста были перестроены и приняли вид, близкий к современному, а береговая полоса у Иоанновского равелина укреплена и расширена. В 1937 году арки моста были заложены камнем, а во время перестройки 1951-1954 гг. были отремонтированы устои и перестроена русловая часть, а деревянные перила заменены металлическими. В это же время были установлены и торшеры с фонарями. Тип чугунных ограждений заимствован с перил на въезде Тучкова моста, а торшеры с фонарями созданы по мотивам тех, что стояли на въездах наплавного Суворовского (Троицкого) моста.
[показать]
Фонари Троицкого моста.
[показать]
Ночью на Дворцовой.
|