• Авторизация


Хохлома 16-01-2021 20:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Светояра Оригинальное сообщение

Хохлома

 [250x261]

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо – художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление «Золотой хохломы»

Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу. Сани, розвальни, дровни, телега – нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда – всё делали из дерева.

Самые древние письма – берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь – лапти, плетеные из внутренней части липовой коры – луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки – всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду. [x150]

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки – баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инстрeментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это – следы работы резчика, каждая его ложка – единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. Каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы – ковши – утки, ковши – петухи вытачивает не каждый мастер, а художник – умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют «бельем».

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото – благородный красивый материал – редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду. [x150]

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным – мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам – мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера – иконописцы изобрели ещё один способ «дешевой»позолоты: они покрывали олифой – варёным льняным маслом – листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово – серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Золотистый, красный и черный – такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для «хохломы» эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

Технология промысла

Итак,  тайна хохломского золота нам теперь известна. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих этих превращениях – технологии промысла – мы узнаем сейчас.

Посмотрите на первую из кружек. Это – «бельё». [x150]

Сперва её сушат, а затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта – вапы грунтовкой. Вапа красновато – коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную – под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. [x150]

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой – так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла – она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера – красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками.

Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник – красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака – олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 – 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов – пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Хохломские узоры

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка. [x150]

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность. [x150]

Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. «Травка» отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек - осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки. [x200]

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи – травинки по сторонам основного кустика и бусины – ягодки на длинных стебельках - делают эту роспись особенно живой и изящной.

«Травка» – самостоятельный тип росписи, но она – обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник».

Хохломские росписи украшают предметы – чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета. [x100]

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Хохлома | кедрик - Дневник кедрик | Лента друзей кедрик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»