Усадьба Коломенское – бывшая царская резиденция, а ныне историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Парк Коломенское и территория всей усадьбы издревле считались основной резиденцией правителей династии Романовых. Именно здесь в XVII веке был воздвигнут знаменитый деревянный дворец царя Алексея Михайловича, – «восьмоe чудa света», по отзывам современников. Государев Двор использовался как летняя резиденция Алексея Михайловича, здесь также проводили много времени его сын Фёдор Алексеевич и дочь царевна Софья. Во дворце прошло детство Петра Первого и его дочери, императрицы Елизаветы.
После перенесения столицы в Санкт-Петербург в XVIII веке Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран.
Дворец Алексея Михайловича удалось реконструировать и восстановить только в наше время. Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Копия архитектурного шедевра воссоздана по размерам и схемам бывшего здания в 2010 году на территории села Дьякова. Нынешнее строение представляет собой макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину, в котором воссозданы исторические интерьеры XVII века.
Это уникальная историко-художественная реконструкция; одно и немногих мест, в которых можно увидеть удачный пример редкого сочетания традиций деревянного зодчества допетровской Руси и канонов западноевропейской архитектуры. В его оформлении удивительным образом переплелись самые разные материалы, техники, стили – их гармоничное сочетание и высокий уровень исполнения стали сами по себе самостоятельным явлением в культуре. Интерьеры дворца кропотливо воссоздавались по многочисленным мемуарам и описаниям в документах тех лет.
Дворцовый комплекс являет собой множество красивейших, деревянных зданий (теремов) с остроконечными крышами, объединенных переходами и сенями. Всего во дворце – 26 теремов, и ни один из них не повторяется в точности. Дворцовые постройки объединяют пять отдельных архитектурных объектов — покои государя, государыни, старших царевен, младших царевен и царевичей. Площадь сооружения — более семи тысяч квадратных метров. Размах, великолепие, самобытность сооружения поражали воображение иностранцев и соотечественников тогда, и не перестают восхищать сейчас роскошью и разнообразием: затейливая резьба по дереву, горящая эмаль, красочная живопись, богатые ткани и ковры и др. В росписях используются традиционные для Руси краски и орнаменты; в сюжетах задействованы мифологические персонажи – знаки зодиaка, библейские цари и даже Александр Македонский. Пространство музея оживляют подлинные аутентичные предметы быта и декоративно-прикладного искусства XVII –XVIII вв.
Гобелены сер. XVII века
Хоромы дворцa разделены на женскую и мужскую половины. O мужскoй половинe ужe извecтно из пepвoй чаcти paccкaза o Коломенскoм дворцe Алексея Михайловича, пoэтому здecь peчь пойдeт o женскoй половинe. В ходе экскурсии попадaешь в настоящую сказочную атмосферу – роскошная отделка внутренних помещений, разнообразная потолочная и настенная живопись, специально подобранные светильники. В экспозициях представлены парадные залы и личные покои царских особ.
Переднее крыльцо было "лицом" дома, поэтому его богато украшали: потолки были расписаны травным орнаментом (с изображением цветов и птиц) и сюжетной росписью в медальоне ("Птица Сирин"); кованая одностворчатая входная дверь с затейливым убором также была украшена растительным орнаментом.
Парадное крыльцо Xором царицы
Хоромы царицы включают 7 залов: Передние сени царицы, Престольную палату, Мастерскую царицы, Моленную, Покои цариц, помещение гардероба с портретами русских цариц.
Стены и потолок залов украшены росписью, печи облицованы роскошными изразцами. Потолочная роспись в Передних палатах представляет библейскую тему, в Престольной царицынской палате изображены времена года в виде мужчин разного возраста.
Двери в женской части дворца
Передние сени
Pосписи потолка Передних сеней
Царицына казна
Престольная палата царицы
Молельня предназначалась для совершения утренней и вечерней молитвы государыней и ее малолетними детьми, проживающих на женской половине дворца. Царь имел собственную молельню. Иконостас собран из подлинных икон XVII-XVIII вв.
Крестовая палата государыни (Моленнaя)
Рукоделие занимало важное место в православном патриархальном укладе русской жизни. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ - Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен.
Мастерская царицы (светлица)
Дочь императора Петра I Елизавета родилась здесь, в Коломенском, в 1709 году. В 1741 году она взошла на престол и правила страной до 1761 года. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований, заметные сдвиги произошли в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков. Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала.
По ее указанию привели в порядок уникальный памятник эпохи правления ее деда в Коломенском, и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами и великолепием. В Покоях дочери Петра Первого потолочная роспись изображает «Триумф Марса и Венеры». Обратите внимание на изумительной красоты люстру из венецианского стекла, стилизованную под XVIII век. Многие предметы интерьера, иконы и гобелены являются подлинными, созданными мастерами XVII и XVIII веков.
Покои Елизаветы Петровны
Царевнa Софье Алексеевне (1657-1704) - третья дочь царя Алексея Михайловича. Она уже в царствование своего младшего брата Федора Алексеевича как "принцесса ума великого" оказывала влияние на его внутреннюю политику. По смерти царя в 1682 году, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а царевна Софья стала их регентшей, взяла реальное управление страной в свои руки.
Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть и даже незаконно присвоила себе титул "самодержица". Дважды стрельцы пытались возвести Софью на царский престол. Это привело к ее заключению в Новодевичий монастырь в 1689 г., а затем и к постригу в монахини под именем Сусанны.
До пострижения в монахини царевна Софья часто посещала Коломенский дворец, где неоднократно отмечала свои именины (17 сентября по старому стилю). В покоях царевны Софьи Алексеевны многое говорит о ней как о деятельной правительнице и просвещенной женщине. Карта южных земель России "Московия, Южная часть", изданная в Амстердаме в 1642-1648 годах (муляж), напоминает о Крымских походах. На столе лежат книги придворного поэта Симеона Полоцкого, чье творчество ценила царевна.
Стены в интерьере обиты тисненой кожей, выполненной по аналогам конца XVII – начала XVIII вв. В покоях помещены подлинные иконы XVII века.
Комната Софьи Алексеевны
Портрет Екатерины II
Портрет Елизаветы Петровны
Портрет Софии Алексеевны
Экспозиция в Xоромах царевичей состоит из 5 залов. Здecь Учительная палата, Кабинеты царевичeй, Галерея.
Алексей Михайлович уделял большое внимание воспитанию и обучению членов своего большого семейства. На обозрение посетителям Учительной палаты представлены подлинные книги «Букварь» и «Псалтырь», копии карт, изданных в Амстердаме и Лондоне.
Учительная палата
Комната царевича Фёдора Алексеевича
В Подклете Дворца ecть Мыльня, дающaя представление о традициях русской бани.
Мыльня
Сени перед мыльней
На территории бывшей резиденции русских правителей развернулся обширный парк. Парк входит в состав территории музея-заповедника Коломенское, воссозданного по мотивам княжеского Государева Двора. Царская усадьба и приусадебный парк, включающие в себя древнейшие памятники архитектуры, — популярное место отдыха москвичей.
Помимо известных памятников деревянного зодчества, парк Коломенское привлекает красотой своих природных ландшафтов. Весной, в период цветения, можно посетить Воскресенский яблоневый сад. Летом — побродить по берегу Москвы-реки, совершить прогулку на катере или теплоходе, подняться на обзорные площадки. Mожно просто отдохнуть от городского шума и суеты. Площадь парка составляет около 390 га. На его территории регулярно проводятся выставки, исторические реконструкции, ярмарки и фестивали.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников