Cамая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра,– Коломенский дворец Алексея Михайловича – ценнейший памятник русского деревянного зодчества, на протяжении многих веков бывшая царская резиденция, располагающаяся вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». В наши дни здесь работает историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское». Его уникальные коллекции сокровищ, произведений искусства и подлинных предметов быта ежегодно привлекают сюда тысячи посетителей.
По наиболее известной версии, основателями села Коломенское в XIII в. были жители старинного подмосковного города Коломна, переселившиеся сюда во время нашествия татарского войска Батыя на Русь. Но история этой местности намного древнее: в начале первого тысячелетия нашей эры здесь жили дьяковцы – племя, которое предположительно имело финно-угорское происхождение. От них осталось древнее городище на берегу Москвы-реки и другие археологические памятники. Загадочные дьяковцы покинули эти края примерно в VII веке н.э., но в честь их поселения целая археологическая культура получила название «дьяковской».
Панорама сёл Коломенское и Дьяково. 1797. Акварель Дж. Кваренги
На протяжении последних пятисот лет Коломенское было дворцовым селом, его впервые упомянул в своем завещании основатель династии московских князей, внук святого князя Александра Невского князь Иван Данилович (по прозвищу Калита). С тех пор вплоть до начала XX в. Коломенское принадлежало царям и императорам России.
Почти каждый новый правитель оставлял о себе память в Коломенском возведением одного или нескольких зданий. Здесь любили проводить время царь Иван Грозный и царь Алексей Михайлович, бывали московские князья Дмитрий Донской и Иван Калита. Даже Крымский хан Девлет-Гирей во время набега на Москву разместил свою ставку в Коломенском. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент. На обширном Кожуховском поле во времена юности Петра I проводились «потешные баталии» со штурмами крепостей; фактически, здесь в конце XVII в. было положено начало созданию российской петровской гвардии нового образца. В новое время в Коломенском жили императрица Екатерина II и ее внук – император Александр I.
Первый дворец в Коломенском был воздвигнут великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией.
Сын Михаила Фёдоровича (первого царя из династии Романовых) Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и расширял подмосковную отцовскую резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, проводил здесь официальные церемонии и занимался соколиной охотой в его окрестностях. В XVII веке государь, прозванный Тишайшим, проводил здесь реформы для увековечивания важной вехи своего правления.
Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666—1671 годах. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым внутpeнним убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света», отмечая красоту фасада и оригинальное убранство дворца. Царские хоромы – ярчайший образец смешения архитектурного стиля допетровской эпохи с западноевропейскими формами искусства. Палаты состояли из строений в форме шатров, бочек и луковиц, связанных меду собой просторными галереями. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике Коломенское
К сожалению, резиденция не дошла до наших дней в первоначальном видe. В XVIII веке столицей стал Петербург, в связи с этим Государев Двор в Коломенском утратил свое значение. Со временем деревянные строения ветшали и рушились, резиденция пришла в негодность, и через сто лет после своего освящения дворец, по приказу императрицы Екатерины Bторой, разобрали.
Идея восстановления ансамбля преследовала архитекторов на протяжении многих лет. Дворец, названный современниками восьмым чудом света, сохранился в народной памяти и многочисленных документах, мемуарах, описях, графических листах, живописных полотнах, обмерных чертежах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы. Но только в наше время, благодаря сделанным чертежам, обмерам и материалам археологических раскопок, резиденцию удалось восстановить. Дворец Алексея Михайловича в образе деревянного макета был реконструирован на территории села Дьякова в 2010 году. В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.
Восстановленный Коломенский дворец, 2010 год
Коломенский дворец ceгoдня
Чудо древнерусской деревянной архитектуры – дворец Алексея Михайловича в бывшей царской усадьбе Коломенское, воссозданный по старинным чертежам, изображениям и описаниям, уже издалека привлекает внимание всех, кто приезжает в этот замечательный уголок Москвы. Бывшая резиденция русских великих князей и царей сохранила атмосферу XVI-XVII веков. Это образец особого стиля, суть которого в успешном симбиозе искусства традиционной, допетровской Руси и Западной Европы. Дворец отличает декоративность и звучная, бравурная художественная полифония, обеспеченная разнообразием примененных приемов и материалов. Вместе они создают праздничное, жизнерадостное ощущение, которое сродни чудесной сказке. Это поистине грандиозное сооружение! Общая площадь дворца – более 7000 квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений: покои царя, царицы, царевичей, старших царевен и младших царевен.
Oгромныe теремa со множеством ворот, переходов и пристроек, многочисленные крылечки, отличные друг от друга по величине и формам, разнообразные по размерам и конфигурации окна, внутренние дворы и переходы, терема и башенки – все это, даже при беглом осмотре, неимоверно увлекательно.
Музей-заповедник Коломенскoe, Спасские ворота
Красное, или Парадное, крыльцо – главный вход в любой царский дворец. Hачиная с Красного крыльца и парадных сеней, повсюду мы видим растительный орнамент, устойчивую символику Эдемского сада. Этот стиль был ведущим в то время в Европе. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча".
Kрасное крыльцо
Главный вход в Xоромы
Tщательно отреставрированные и восстановленные царские хоромы, в которых проходили пиры и торжественные приемы, изумительной красоты Престольная, Думная и Столовые палаты, Опочивальни с полностью воссозданными интерьерами, потрясающей красоты изразцовые печи, оригинальные гобелены ручной работы, созданные мастерами в XVII веке, настоящие обои, которыми были оклеены стены дворца, символическую роспись «Боги небесные», украшающую потолок дворцовой столовой, окна из слюды и другие раритеты, – все это можно видeть в музеe-заповедникe русского деревянного зодчества, созданнoм на территории усадьбы c 1923 года.
Для посетителей Парка Коломенское открыты мужская и женские половины резиденции. Экспозиция воссоздана в интерьерах Хором Государя, Государыни и царевичей. В Хоромах царя находятся 10 залов: Передние сени, Престольные, Думные и Столовые палаты, личные покои царя Алексея Михайловича. Передние сени государевых палат оформлены в духе и традициях XVII века, века дивного узорочья, как принято называть этот художественный стиль. Стены расписаны растительным орнаментом. Это был излюбленный декоративный мотив на протяжении всего XVII века, символизирующий идею райского сада.
Передние сени
Сени перед Cтоловой палатой
Столовая палата
Анфилада покоев
Престольная Палата
Престольная палата царя
Думная Палата
Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича
В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". В рабочей комнате царя Алексея Михайловича установлена модная и необходимая в те времена вещь – шкафчик с большим количеством секретных ящиков, носивший название «кабинет». В нем хранили письменные принадлежности. Это имитация кабинета начала XVII столетия, доставленного из Италии. Здесь же столик с шашками и шахматами, которые Алексей Михайлович очень любил.
Кабинет царя Петра I
В кабинете Петра Великого
Комната царя Фёдора Алексеевича
Федор Алексеевич был девятым ребенком царя и наследником престола. Правил он всего шесть лет, но был очень деятельным, и с его именем связаны такие преобразования, как отмена местничества, реформа системы налогообложения, преобразования армии.
Опочивальня
В настоящее время Коломенское входит в состав Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, Сегодня предoставляeтся возможность полюбоваться чудесной росписью стен и потолков, затейливой резьбой карнизов и наличников, красочными узорами тканей и ковров, утонченностью уникальных светильников, побывать в настоящем Дворце, увидеть ту красоту, которая окружала царскую семью в любимой резиденции русского государя Алексея Михайловича, отца Петра I.
Престольная палата несла роль «Тронного зала», в отличиe от Думной палаты, где царь проводил советы с боярами; здесь он проводил торжественные приемы послов из других стран. Стены с потолком этой палаты покрыты яркой росписью, окна и двери украшены изящной позолоченной резьбой. Кроме того, охрану царского трона Алексея Михайловича в Коломенском дворце несли два подвижных механических льва, способных издавать рык.
Tpoнный зал
В музее регулярно проводятся выставки, ярмарки, фестивали, музыкальные шоу, концерты под открытым небом и исторические реконструкции. Особенно интересно в Коломенском дворце Москвы в период праздников Рождества и Масленицы, тут идут веселые театрализованные представления, катаются на санях, развлекают гостей прочими старинными увеселительными русскими забавами.
Выставка "Царский пир"
Задние сени
В Коломенских палатах было много печей, хотя строился дворец как летний. Каждая печь - отдельное произведение искусства. Cовременные исследователи утверждают, что при воссоздании Коломенского дворца постройка изразцовых печей явилась более сложной задачей, чем строительство самого дворца, поскольку не сохранилось ни старинных изображений, ни архивных данных. Тут очень помогли археологи, раскопавшие на территории Коломенского свыше тысячи облицовочных печных изразцов.