В изготовлении Пеленашка проста.
Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-и- ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.
Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас наши парни видели в бане. Но тот человек сказал, что одевает только в баню от сглаза.
Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка.
Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.
Кукла готова.
Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончики- то потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве.
Но это еще не все.
Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка.
Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.
Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.
Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка.
А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности.
Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.